Субъектная структура рыночной среды
Философия маркетинга
Тема 6. Рынок. Понятие рыночной среды. Субъекты рынка. Отношения между субъектами рынка.
1. Понятие рынка. Трактовки понятия «рынок» в политико-экономическом смысле, в прикладном экономическом смысле, в маркетинговом смысле. Понятия потенциального и реального рынка. Понятие емкости рынка.
2. Понятие рыночной (маркетинговой) среды. Субъекты рынка. Типы отношений, складывающиеся между экономическими субъектами на рынке.
3. Фирма как активный субъект рынка. Внешняя и внутренняя среда фирмы. Субъекты микросреды фирмы. Факторы макросреды фирмы. Направления анализа микро- и макросреды фирмы. Направления анализа внутренней среды фирмы.
4. Понятия «потребитель» и «производитель». Отношения между производителем и потребителем. Понятие обмена и сделки. Основные условия совершения обмена и заключения сделки. Виды сделок. Типы рынка в зависимости от баланса отношений обмена ("рынок продавца" и "рынок покупателя").
5. Отношения между операторами рынка (производителями). Понятие конкуренции. Виды конкуренции: прямая конкуренция и косвенная конкуренция. Понятие реальной и потенциальной конкуренции. Типы рынков по характеру конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция). Формы конкурентного сосуществования (конкурентная борьба, сотрудничество, апеллирование к праву). Типы конкурентного поведения. Рыночные роли конкурентов и соответствующие конкурентные стратегии.
6. Понятие партнера по рыночной деятельности. Виды партнеров. Отношения между производителем и партнерами различных видов. Типы партнерства. Взаимоотношения партнеров в сфере производства и сбыта товаров.
7. Понятие контактных аудиторий. Виды контактных аудиторий. Отношения между производителем и контактными аудиториями различных видов.
Понятие рынка
Рынок – сложное, многогранное понятие, которое в зависимости от контекста рассмотрения можно трактовать по-разному.
Возможные трактовки понятия "рынок"
1. Понятие рынка в политико-экономическом смысле.
Рынок - система взаимоотношений между экономическими субъектами, предполагающая свободу производства, обмена и потребления, ограниченную правами контрагентов и общества.
Рыночная экономика – экономика, в которой:
· каждый производитель, принимая во внимание интересы потребителей и общества в целом, имеет право самостоятельно принимать решения и осуществлять свою хозяйственную деятельность, в том числе:
принимать решения по поводу того, какие ресурсы и где приобретать,
определять, какие товары и для кого производить,
решать, по каким ценам, где и как продавать эти товары
и т.п.
· каждый потребитель обладает свободой выбора товаров и самостоятельно решает, какие товары и где приобретать.
Из этого определения вытекают два основополагающих типа отношений, складывающихся между субъектами рынка:
отношения свободного, взаимовыгодного обмена между производителями и потребителями,
отношения конкуренции между производителями.
2. Понятие рынка в прикладном экономическом смысле.
Рынок как место заключения и совершения сделок - реальное или виртуальное пространство, обеспеченное необходимой инфраструктурой для того, чтобы контрагенты могли находить друг друга, осуществлять коммуникации друг с другом и обмениваться ценностями. Реальное рыночное пространство предусматривает физический контакт контрагентов на том или ином этапе совершения сделки. Виртуальное пространство не предусматривает физического контакта.
В прикладном экономическом смысле, рыночная среда – среда, в которой взаимодействуют экономические субъекты в процессе заключения и совершения сделок для достижения собственных целей:
производители – для получения прибыли, необходимой для сохранения жизнеспособности и развития фирмы,
потребители – для удовлетворения собственных потребностей.
Для того чтобы фирмы могли осуществлять свою хозяйственную деятельность и производить товары, необходимые потребителям, они должны быть обеспечены ресурсами. Функцию обеспечения ресурсами выполняют экономические субъекты, называемые поставщиками.
Для того чтобы сделки могли совершаться с наибольшей эффективностью, рынок должен быть обеспечен необходимой инфраструктурой – банковской, транспортной, торговой и т.д. Таким образом, полноправными субъектами рыночной среды являются посредники, обеспечивающие нормальное функционирование рынка.
Для того чтобы в процессе совершения сделок и осуществления хозяйственной деятельности соблюдались права всех участников рынка, должен существовать субъект, контролирующий и обеспечивающий соблюдение прав. Этот субъект – государство. Также функции контроля за соблюдением и отстаиванием прав рыночных субъектов осуществляют различные ассоциации и общественные организации (профессиональные ассоциации производителей, общество по защите прав потребителей, общество по охране природы и т.д.).
Таким образом, рыночную среду образуют следующие субъекты:
· производители,
· потребители,
· поставщики,
· посредники,
· государственные органы,
· общественные организации.
Субъектная структура рыночной среды
3. Понятие рынка в маркетинговом смысле.
Рынок – совокупность потребителей, обладающих сходными потребностями.
С точки зрения фирмы, рынок - это совокупность потребителей, которым она может предлагать свои товары.
Различают реальный и потенциальный рынок.
Реальный рынок – совокупность реальных потребителей.
Совокупный (полный) реальный рынок – совокупность реальных потребителей товара определенного вида всех производителей, действующих на данном рынке.
Реальный рынок фирмы – совокупность реальных потребителей определенного товара определенного производителя.
Потенциальный рынок – совокупность потенциальных потребителей (тех, которые имеют потребность в данном товаре, но пока не покупают его).
Совокупный потенциальный рынок – множество потребителей, которые в принципе могут предъявить запрос на определенный товар, но по каким-либо причинам его не предъявляют.
Потенциальный рынок фирмы – совокупность всех потенциальных потребителей и реальных потребителей других производителей (все те потребители, которые могут быть привлечены к потреблению товара данного производителя).