Тема 3.6. Физическое окружение
Эстетические особенности внешнего оформления зданий, интерьера и рабочего места предприятий сферы услуг
Современное здание предприятия сферы услуг должно возводиться по законам красоты и быть украшением города. Выбор архитектурно-художественных средств, конструктивных решений здания диктуется назначением предприятия сервиса. Это обязывает дизайнера искать выразительный образ магазина (ателье, мастерской). При возведении здания предприятия сервиса по типовому проекту дизайнер должен
Заниматься проектированием оригинальных деталей внутренней отделки с учетом региональных особенностей и национальных традиций. Желательно, чтобы архитектура здания соответствовала стилю жилого массива. Однако его целесообразно выделить из окружающих строений, чтобы привлечь внимание населения.
Современные здания предприятий сервиса должны иметь комфортные условия и для посетителей, и для обслуживающего персонала. Поэтому проектирование зданий, планировка производственных помещений должны основываться на требованиях технической эстетики с учетом прогрессивных форм обслуживания, последних достижений науки и передового опыта.
Эстетическое оформление зданий предприятий сервиса предполагает использование различных художественных выразительных средств. Средствами эстетического оформления фасада здания являются:
− Витрина и вывеска. Вывеска должна содержать наименование предприятия, его эмблему и информировать население о видах предоставляемых услуг. Для ее оформления используют свет, цвет, рисунок, шрифт и другое. Расположение вывески может быть вертикальным или горизонтальным.
− Озеленение и благоустройство территории около здания предприятия сферы услуг с соблюдением экологических требований.
По интерьеру предприятия сферы услуг клиенты, как правило, составляют мнение и о его работниках, и о культуре обслуживания на нем в целом.
Интерьер предприятия сферы услуг должен отвечать следующим требованиям:
Удобства для получения услуги. Загроможденность и теснота не соответствуют требованиям красоты и целесообразности. Поэтому не следует располагать в салоне ненужные предметы. Перегородки не должны нарушать целостности зала. Например, излишнее количество колонн можно обыграть, покрасив их в спокойные тона или скрыв при помощи зеркал, в этом случае зеркала станут одновременно и украшением зала. Каждый интерьер должен иметь свой композиционный центр, концентрирующий на себе внимание. Обычно таким композиционным центром служат мебель, оборудование салона (зала).
Влияние цветов на человека. Например, зеленый цвет снижает глазное давление, обостряет слух. Красный цвет возбуждает, приводит к быстрому утомлению. При длительном воздействии оранжево-желтого цвета у работников может возникнуть головокружение. Черный цвет угнетает человека. Темная окраска вообще психологически чужда стилю предприятий сервиса. Из эстетических и санитарно-гигиенических соображений не рекомендуется использовать в отделке интерьера много ярких (навязчивых) и темных тонов. Колорит конкретного интерьера выбирается исходя из закономерностей восприятия человеком различных цветов. Например, с помощью красного цвета можно «эмоционально согреть» помещение, а с помощью голубого – «охладить» его. Использование контрастов позволяет зрительно исправить нарушения пропорций помещения. Надо учитывать, что светлые тона выглядят удаляющимися, а темные кажутся как бы приближающимися. Поэтому при окраске продольных стен в светлые тона, а поперечных – в темные помещение будет зрительно восприниматься шире и короче.
Освещение в интерьере используют не только с утилитарной целью. Оно также служит средством художественного оформления. С помощью светового рисунка потолка можно создать масштабность, объемность помещения, зрительно разделить его на функциональные зоны. Однако освещение должно быть организовано так, чтобы не допускать слепящего действия. В оформлении интерьера свет и цвет следует рассматривать в органическом единстве, не отделяя одно от другого.
Отделка интерьера. Применяемые отделочные материалы: декоративная штукатурка, керамическая плитка и другие должны быть привлекательными по внешнему виду и в то же время гигиеничными, прочными, звукопоглощающими. Для украшения стен используют произведения прикладной графики, художественной фотографии, цветные витражи. При этом, конечно, нельзя допускать художественной раздробленности общей композиции интерьера. Выбор элементов декоративно-прикладного искусства определяется в первую очередь профилем предприятия. Так, в оформлении интерьера салона ателье индивидуального пошива одежды целесообразно использовать тесьму, трикотажное полотно. Эти средства просты, и при наличии выдумки и художественного вкуса можно создать оригинальный интерьер. Однако в оформительских работах еще используется тематика, не имеющая никакого отношения не только к предоставляемым видам услуг, но и к сфере обслуживания вообще. Заполнение стен рекламными текстами требует большого эстетического вкуса, к тому же не рекомендуется перегружать ими салон.
Рабочее место – зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами для выполнения должностных обязанностей. Эстетическое оформление рабочего места вызывает положительные эмоции у продавца, повышает интерес к обслуживающей деятельности. Тем самым уменьшается его утомляемость и повышается производительность труда. При оформлении рабочего места следует учитывать особенности интерьера, чтобы не нарушать его, а по возможности – дополнить. Например, цвет мебели (рабочего стола) и оборудования должен сочетаться с общим фоном помещения. Даже инструмент, которым пользуется работник контактной зоны, должен гармонировать с оборудованием салона. Рабочее место обслуживающего персонала должно обеспечивать обзор салона, удобную рабочую позицию и свободу движений. Для этого необходимо, чтобы конструкции столов, стульев отвечали требованиям эргономики. Для снижения зрительного утомления работника, создания спокойной атмосферы в салоне и активизации обслуживающей деятельности рекомендуется применять светлые оттенки зеленого цвета (светло-зеленые, сине-зеленые, оливково-зеленые).
Можно утверждать, что престиж работников сервиса во многом зависит от обстановки, в которой они работают. Привлекательный имидж предприятия сервиса и его работников – залог успеха и длительного пребывания на рынке.