Тематика курсовых работ по маркетингу

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра общепрофессиональных дисциплин

МАРКЕТИНГ

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов очной и заочной формы обучения направления подготовки 080200 –«Менеджмент»

Орск 2014

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Общие положения

3. Тематика курсовых работ

4. Примерные планы курсовых работ

5. Требования к оформлению курсовой работы

6. Требования к оформлению структурных элементов курсовой работы

7. Список рекомендуемой литературы

8. Приложения

Пояснительная записка

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебной работы ивыполняется студентом в соответствии с учебным планом специальности 080507 «Экономика предприятий». Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению теоретического материала, формированию у студентов исследовательского мышления, приобретению навыков проведения исследований на практике.

Курсовая работа базируется на изучении законов, нормативных и методических материалов, литературных источников, экспериментальных и статистических данных, а также напрактическом материале предприятия.

Выполнение курсовой работы требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умений проводить различные виды исследований, увязывать вопросы теории с практикой деятельности предприятия, разрабатывать мероприятия по повышению эффективности его деятельности на основании обобщения результатов исследований.

Курсовая работа является одной из распространенных форм научно-исследовательской работы в учебном процессе и может быть использован при работе над выпускной квалификационной работой.

Общие положения

Изучение дисциплины «Маркетинг» предусматривает выполнение курсовой работы для студентов очной и заочной формы обучения, согласно учебного плана по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (ж.д.тр.-т)»

Целью курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, практическое выполнение студентами исследований в сфере маркетинга, развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.

Основные задачи при выполнении курсовой работы:

1) Обоснование актуальности и значимости темы работы в теории и практике маркетинга.

2) Исследование состояния и разработанности выбранной для рассмотрения проблемы в маркетинговой литературе.

3) Рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий маркетинговой терминологии, относящихся к данной проблематике.

3) Сбор и анализ информации по данной проблеме на основе проведенных маркетинговых исследований.

4) Разработка практических рекомендаций и предложений, по данной тематике курсовой работы.

5) Формирование навыков самостоятельной работы с экономической литературой и маркетинговой информацией, умения грамотно, логически обоснованно излагать свои мысли и идеи, проводить расчеты, строить графики, таблицы, диаграммы.

Курсовая работа предполагает изучение информационных и нормативных источников, фундаментальной научной литературы, методической литературы, монографий, статей в периодических изданиях. Выполнение студентом курсовой работы должно свидетельствовать об уровне его специальной теоретической подготовки, наличии практических навыков анализа экономической ситуации на рынке и способности разрабатывать рекомендации по принятию эффективных управленческих решений в области маркетинговой деятельности.

Курсовая работа по маркетингу должна носить прикладной характер. В работе отражается личный опыт работы студента в области маркетинга и освещается деятельность конкретного предприятия по решению задач в сфере маркетинга. Поэтому написание курсовой работы должно осуществляться на базе исследования предприятия, в котором студент работает, проходил производственную практику или стажировку. Таким образом, объектом исследования курсовой работы выступает конкретное предприятие, организация.

Курсовая работа выполняется студентом под руководством преподавателей кафедры. План работы должен быть утвержден руководителем курсовой работы. Выполненная работа сдается для проверки в сроки, установленные графиком учебного процесса.

Студент, не выполнивший работу в срок и не защитивший ее, к сдаче экзамена по маркетингу не допускается. Оценка по итогам защиты курсовой работы проставляется в зачетную книжку.

Работа над написанием курсовой работы включает несколько этапов:

- выбор темы;

- поиск литературы, составление её обзора;

- составление плана работы и утверждение его руководителем;

- написание работы;

- оформление работы;

- подготовка к защите и защита.

Структурными элементами курсовой работы являются:

1. Титульный лист. Титульный лист является первой страницей курсовой работы и должен содержать следующие сведения: наименование учреждения (учебного заведения), название (тему), сведения о выполнившем курсовую работу, сведения о руководителе, наименование места и год выполнения. Образец титульного листа приведен в Приложении 1.

2. Отзыв о курсовом проекте . Бланк отзыва необходим для рецензирования курсового проекта научным руководителем. Он оформляется согласно методическим указаниям по написанию курсовых работ всех специальностей ОГТИ (см. Приложение 2).

3. Содержание. Содержание включает введение, наименование всех глав курсовой работы, заключение, список использованных источников и приложение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.

4. Введение.Во введении отражается актуальность выбранной темы,
формируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения. Даётся теоретическое обоснование темы исследования, проведенное с использованием анализа специальной литературы и других информационных ресурсов по данной проблематике; определяется цель работы, её задачи; указывается объект, предмет; методы исследования, использованные в процессе его проведения. Наличие всех перечисленных элементов введения курсового проекта является обязательным. Объем введения составляет 1,5 - 2 стр.

5. Первая глава.Первая глава носит общетеоретический (методологический характер) и должна содержать:

- Рассмотрение основных понятий и категорий, которые раскрывают сущность рассматриваемой проблемы.

- Обоснование основных методов и способов анализа и решения проблемы.

- Аналитический обзор опыта ведущих отечественных и зарубежных компаний (или ведущих специалистов, исследователей в данной области).

- Определение перспектив развития данной проблемы (по оценкам ведущих специалистов, исследователей).

Объем первой главы 10-12 стр.

6. Вторая глава.Вторая глава носит исследовательско-аналитический характер, она предполагает исследование выбранной темы на примере конкретного предприятия, организации. В этой главе следует привести результаты исследования и оценки объекта исследования на основе собранных материалов. Необходимо изучить и описать структуру показателей исследования, выявить ее достоинства и недостатки, а также раскрыть основные факторы, оказывающие наибольшее влияние на состояние показателей исследования и наметить пути совершенствования системы.

Даётся характеристика предприятия по таким критериям:

- форма собственности (государственная, муниципальная, частная и др.);

- принадлежность к той или иной отрасли экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др.);

- организационно-правовая форма;

- вид деятельности (основная, подсобная, вспомогательная).

В следующем дается краткая технико-экономическая характеристика исследуемого предприятия (организации) на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы. Анализируемые показатели сравниваются за два периода времени в динамике или сравниваются между собой плановые и фактические показатели за один период времени. В качестве периода времена можно рассматривать квартал, полугодие, год. Однако нельзя забывать с сопоставимости показателей во времени. На основании обработки данных составляются таблицы по изучению динамики, структуры исследуемых показателей по теме работы. Для наглядности изменения показателей в работе составляются графики и диаграммы. Студент не должен ограничиваться констатацией фактов, он должен выявить тенденции развития предприятия, вскрыть недостатки и причины, их обусловившие, наметить пути их возможного устранения. Эта глава должна служить обоснованием последующих разработок. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий. Объем второй главы 10-15 стр.

Для анализа основных показателей работы предприятия в начале второй главы составляется таблица с технико-экономическими показателями работы предприятия, организации (см. табл.1). Расчеты и результаты анализа, иллюстрирующие изменения различных показателей в динамике необходимо оформлять в виде таблицы 1.

Таблица 1Динамика основных технико-экономических показателей работы

ОАО МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 200 -200 гг..*

Наименование показателя Предыдущий год (или 200 г.) Отчетный год (или 200 г.) Абсолютное отклонение Темп роста, в%
Объем продукции (работ, услуг), в натуральном выражении        
Объем товарной продукции, в действующих ценах соответствующего года, тыс.руб.        
Выручка от реализации продукции(работ, услуг)без НДС и акцизов, тыс.руб.        
Среднесписочная численность работников ППП,чел.        
Средняя заработная плата одного работника ППП, руб.        
Балансовая прибыль, тыс.руб        
Прибыль от реализации продукции(работ, услуг), тыс.руб        
Производительность труда, руб.        
Фондоотдача, руб./руб.        
Рентабельность продаж, в%        

* Кроме вышеописанных показателей можно проанализировать и другие (это будет зависеть специфики деятельности предприятия и других факторов)

9. Третья глава. Третья глава является проектной. В ней студент разрабатывает предложения по повышению результативности работы данного предприятия. Базой для разработки конкретных мероприятий служат проведенные во второй главе работы исследования, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Третья глава является прикладной и должна содержать конкретные практические рекомендации, предложения, мероприятия, расчеты, направленные на обоснование факторов, формирующих стратегию, реальные способы оздоровления, стабилизации финансового положения, повышения конкурентоспособности, привлекательности, развития организации, региона и других объектов исследования. По возможности в разделе дается оценка последствий (экономической и социальной эффективности) выдвинутых предложений.

Объем третьей главы 8-10 стр.

Все мероприятия должны быть конкретными, адресными и обоснованными. В них желательно указать не только где и что необходимо сделать, но и как сделать, на какие средства, с какими затратами и каков ожидается от осуществления каждого мероприятия экономический эффект. Обязательно указываются сроки осуществления каждого мероприятия. Примерная форма для записи мероприятий показана в таблице 2.

Таблица 2 Содержание предлагаемых мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия (ОАО МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ»)

Наименование Объект Сроки Затраты Эффект Исполнитель
и краткое   выполнения      
содержание          
мероприятий          

В графах формы отражаются:

гр.1 - кратко сущность мероприятий. Если мероприятие сложное, то дается ссылка на проект или методику;

гр.2 - объект осуществления мероприятия (цех, участок, агрегат, рабочие места и т.п.);

гр.3 - сроки исполнения: начало работы, продолжительность, дата окончания. Для мероприятий, которые предлагается осуществлять постоянно, указывается что выполнение их регулярное и бессрочное;

гр.4 - затраты в текущих ценах, сложившихся на момент разработки мероприятий;

гр.5 - результат расчета ожидаемого экономического эффекта также втекущих ценах на момент разработки мероприятий;

гр. 6 - должность, фамилия и инициалы ответственного исполнителя. Наиболее сложным представляется расчет ожидаемого экономического эффекта от предложенных мероприятий. Методика расчета зависит от характера мероприятий и того экономического результата, который оно может дать. В общем виде экономическая эффективность мероприятия может быть рассчитана по известным в экономике формулам. Расчет ожидаемого экономического эффекта должен быть представлен в отдельной таблице (см. табл. 3)

Таблица 3 Годовой экономический эффект предлагаемых мероприятий по сбыту продукции на предприятии (в ОАО МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ»)

Наименование показателя   До мероприятия После мероприятия Изменение  

10. Заключение.В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования по всему курсовому проекту включая все главы. Они должны быть кратким и четкими, дающими полное представление о содержании значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному исследованию и всем предлагаемым мероприятиям с оценкой их эффективности по данному предприятию. Объем заключения 1,5-2 стр.

11.Список использованных источников.Список литературы должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении курсового проекта. В нем необходимо указать не менее 15 источников (включая основную учебную литературу, статьи из журналов и др.). В тексте курсового проекта обязательно должны быть ссылки на литературные источники, которые оформляются в квадратные скобки с указанием номера источника и страницы цитаты, например: [5, с.47].

12. Приложение.В приложения выносится вся дополнительная, вспомогательная информация (расчеты, таблицы, исходные данные и т.п.), методики, положения, документы, которые загромождали бы основной текст.

Объем основной части курсовой работы 30-35 страниц печатного текста шрифт 14, обычный, Times New Roman, интервал полуторный.

Тематика курсовых работ по маркетингу

1. Изучение маркетинговой среды предприятия
2. Изучение поведения покупателей при совершении покупки
3. Изучение рынка и выбор целевых сегментов
4. Методы ценообразования, используемые фирмой
5. Организация маркетинговой деятельности на предприятии
6. Организация связей с общественностью
7. Особенности формирования ассортимента фирмы
8. Оценка конкурентоспособности товара на рынке
9. Планирование товарной политики фирмы
10. Позиционирование продукта фирмы на рынке.
11. Поиск и развитие конкурентных преимуществ предприятия
12. Применение матрицы БКГ в деятельности фирмы
13. Разработка плана маркетинга
14. Проведение маркетингового исследования на предприятии
15. Организация процесса разработки нового товара
16. Разработка системы стимулирования сбыта
17. Разработка эффективной программы продвижения
18. Стратегии маркетинга на разных этапах жизненного цикла товара
19. Совершенствование сбытовой деятельности предприятия
20. Стратегии позиционирования торгового предприятия
21. Технологии прямого маркетинга в продвижении продукции предприятия
22. Характеристика каналов распределения продукции фирмы
23. Разработка рекламной деятельности предприятия
24. Стратегии ценообразования фирмы
25. Формирование маркетинговой информационной системы предприятия
26. Процесс покупки товара производственного назначения
27. Организация маркетинга на предприятиях сферы услуг
28. Состояние и развитие товарного рынка г.Орска
29. Особенности технологий социального маркетинга
30. Поиск направлений обновления ассортимента предприятия
31. Оценка эффективности маркетинговой деятельности фирмы
32. Разработка маркетинговой программы предприятия
33. Применение методики SWOT-анализа в деятельности предприятия
34. Анализ рыночных возможностей фирмы на целевом рынке
35. Доминирующие маркетинговые стратегии в России
36. Повышение уровня удовлетворенности и лояльности потребителей
37. Цена и ценность в субъективных восприятиях покупателей
38. Методы маркетинговых исследований в Интернет
39. Программа мерчандайзинга - конкурентное преимущество фирмы
40. Сетевая торговля как модель создания конкурентных преимуществ

Тему курсовой работы студенты выбирают самостоятельно из предложенной тематики, но обязательно должны записать ее с указанием объекта (название предприятия). Следует учитывать, что работы с одинаковой темой на одном и том же предприятии не допускаются. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.

4. Примерные планы курсовых проектов

Тема: Организация сбытовой политики предприятия

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организации сбытовой политики предприятия

1.1 Понятие о сбыте и сбытовой политике

1.2 Система распределения и товародвижения

1.3 Общая характеристика торговых посредников в системе сбыта

Глава 2. Оценка сбытовой политики в ООО «Карат»

2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности предприятия

2.2 Анализ и оценка действующей сбытовой политики на предприятии

Глава 3. Направления совершенствования сбытовой политики в ООО «Карат»

3.1 Проектирование каналов распределения и разработка стратегии сбыта продукции

3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий

Заключение

Тема: Организация торгово-посреднической деятельности на предприятии

Введение

Глава 1. Маркетинговый подход к торгово - посреднической деятельности предприятия

1.1 Торговые посредники, типы и виды

1.2 Характеристика рынка посредников

1.3 Отбор маркетинговых посредников

Глава 2. Анализ и оценка торгово - посреднической деятельности в ООО

«Шар»

2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности предприятия

2.2 Анализ деятельности маркетинговых посредников

2.3 Оценка торгово-посреднической деятельности на предприятии

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию торгово - посреднической деятельности в ООО «Шар»

3.1 Проектирование маркетинговых мероприятий по совершенствованию торгово - посреднической деятельности предприятия

3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Наши рекомендации