Направления изучения конъюнктуры рынка
Конъюнктура рынка – это состояние рынка, сложившееся на данный момент или ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил, факторов и условий.
Задачи конъюнктурного исследования сводятся к анализу четырех отличительных черт рыночной конъюнктуры:
1) анализ динамических закономерностей, тенденций. Динамичность важнейшее свойство рынка, его способность обновляться, расти или сокращаться либо оставаться стабильным;
2) оценка пропорциональности развития. Изменения основных параметров рынка на некоторых отрезках времени происходят с различной скоростью и интенсивностью, что и приводит к кратковременным или к более долгосрочным нарушениям в пропорциональности рыночного процесса, к отклонениям от основной тенденции развития. Стремление спроса и предложения к сбалансированности проявляется всего лишь как тенденция, преодоление возникающих диспропорций. Соотношение спроса и предложения определяет тип рынка (рынок продавца или рынок покупателя);
3) анализ устойчивости рынка, его колеблемости и в статике, и в динамике;
4) анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов. Параметры рынка подвержены как случайным, так и постоянно проявляющимся (цикличным и сезонным) колебаниям.
Объектами постоянного анализа должны быть рыночные индикаторы. Индикатором рынка считается показатель, позволяющий единолично или в комбинации с другими показателями отразить рыночную ситуацию. К рыночным индикаторам относятся:
̶ поступление товаров (поставка или, в качестве альтернативы, объем производства);
̶ продажа товара (товарооборот в стоимостных или в натуральных единицах);
̶ товарные запасы (в стоимостном выражении или в днях оборота);
̶ цены;
̶ прибыль (или рентабельность).
Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельного рынка, рекомендуется сравнивать со среднеотраслевыми данными, со средними данными по регионам. Это позволит получить более объективную картину. Рыночная конъюнктура изучается по нескольким направлениям, отражающим определенные стороны рыночной ситуации. В каждом направлении выделяют ряд показателей, совокупность которых образует систему.
I. Масштаб рынка характеризуется следующими качественными и количественными показателями:
̶ функциональная специализация предприятий (вид товара, его ассортимент, основные свойства);
̶ размер сбыта произведенной продукции, оптовый и розничный товарооборот;
̶ структура предложения – распределение фирм по размеру, формам собственности, по доле рынка. Доля фирмы на рынке определяется как отношение товарооборота фирмы к общему объему продаж на рынке. Качественная характеристика доли (большая, средняя, небольшая) выводится из сопоставления доли собственной фирмы и доли наиболее крупных конкурентов;
̶ эластичность спроса и предложения;
̶ степень удовлетворения спроса;
̶ емкость рынка в целом и по отдельным товарам и услугам;
̶ насыщенность рынка (Н)– это степень обеспеченности потребителей товарами. Насыщенность ограничивает емкость рынка. Определяется она либо экспертным путем, либо по результатам полевого маркетингового исследования по формуле (число потребителей,кпивших товар/общая численность потребителей*100%)
II. Тип рынка определяется:
̶ сбалансированностью (рынок продавца или рынок покупателя). На рынке покупателя необходимость изучения покупательского спроса и поведения возрастает многократно по сравнению с рынком продавца;
̶ интенсивностью конкуренции (рынок чистой или монополистической конкуренции, олигополистический или монополистический рынок);
̶ территориальным уровнем (мировой, федеральный, региональный, местный). Выбор территориального уровня зависит от финансового потенциала фирмы;
̶ товаром, представленным на рынке (рынок товаров (услуг) производственного назначения, рынок товаров (услуг) потребительского назначения);
̶ местом рынка в системе товародвижения (оптовый, розничный, мелкооптовый);
̶ позицией маркетинга по отношению к рынку (целевой, неперспективный, основной, дополнительный, потенциальный рынок);
̶ конъюнктурной оценкой рынка (развивающийся, сокращающийся, стабильный, нестабильный, стагнирующий рынок).
При благоприятной ситуации фирма проводит стратегию атаки, вкладывая средства в расширение ассортимента продукции. Неблагоприятная конъюнктура заставляет фирму беречь ресурсы, выбирать оборонительную стратегию.
III. Пропорциональность (сбалансированность) рынка - соотношение спроса и предложения. Оценка данного соотношения осуществляется фирмами косвенно – по изменениям товарных запасов, которые в данном случае исполняют роль индикаторов (показатель, позволяющий единолично или в комбинации с другими показателями отразить ситуацию). Превышение предложения над спросом проявляется в росте товарных запасов. Превышение спроса над предложением влечет уменьшение товарных запасов.
IV. Тенденция развития рынка (закономерность изменения во времени). Для ее выявления строят динамические ряды показателей, характеризующие основные параметры рынка. Затем вычисляют темпы роста, индексы, учитывая направление (вектор) развития. Более надежным способом выявления тенденции является построение тренда продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.
Тренд – графическое или математическое выражение закономерности динамического развития. К числу наиболее популярных трендовых моделей относят указанные в табл. 2.2 предыдущего раздела. Трендовые модели используют для краткосрочных прогнозов, когда есть вероятность инерционного развития рынка. Исходят из того, что сложившиеся в прошлом тенденции при соответствующих условиях можно распространить на прогнозируемый период (экстраполяция). В формулу уравнения подставляется номер последующего периода.
V. Колеблемость, устойчивость. Устойчивость развития во времени проявляется в характере отклонений фактических уровней развития от основной тенденции тренда и оценивается коэффициентом аппроксимации (Ka):
Коэффициент аппроксимации варьирует между 100% и 0%. Чем ближе он к 0, тем более устойчив рынок.
Формализованная оценка колеблемости показателей в статике осуществляется с помощью коэффициента вариации:
VI. Цикличность рынка – регулярно повторяющиеся во времени изменения уровня, вектора, характера развития. Экономическая цикличность охватывает несколько лет и отражает закономерности действия рыночного механизма. Малая цикличность обычно носит сезонный характер. Появление на рынке продуктов питания овощей и фруктов нового урожая обусловливает пик сезонных колебаний продаж и цен (с противоположными векторами изменений). Простейшим способом выявления сезонных колебаний служит расчет индекса сезонности (iсез) как отношения каждого уровня (месячного, квартального) ряда (уi) к соответствующей средней величине, исчисленной за все включенные в расчет периоды (уср).
VII. Деловая активность
̶ состав портфеля заказов, его заполненность;
̶ число, размер, частота и динамика сделок;
̶ степень загруженности производственных (торговых) мощностей.
VIII. Коммерческий (рыночный) риск - инвестиционный риск, риск принятия решений, риск случайных рыночных колебаний.
Комплексная оценка данных показателей позволяет составить конъюнктурный обзор.