Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия

Последовательность управленческих шагов в процессе проведения анализа и принятия решений следующая (рис. 4.7).

Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия - student2.ru

Рис. 7. Краткое представление процесса стратегического управления

1. Определить уровень проведения управленческого анализа: пред­приятие в целом или стратегические единицы бизнеса.

2. Определить характеристики (профиль) важнейших ресурсов и сфер деятельности предприятия. Выделить те из них, которые обу­словливают наличие сильных сторон предприятия.

3. Сравнить этот профиль с требованиями рынка. Например, требо­вание рынка - организация сервисного обслуживания проданной продукции, а у предприятия нет такой службы или она недостаточно развита, чтобы удовлетворить требования покупателей.

4. Сравнить сильные и слабые стороны деятельности предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов, чтобы определить важные конкурентные преимущества.

5. Использовать сильные стороны предприятия и укреплять сла­бые. Если сильной стороной является качество продукции, то необ­ходимо подчеркивать это в рекламе, использовать в ценовой поли­тике предприятия. В то же время слабой стороной может быть отсутствие признанного сертификата качества, следовательно, в перспек­тиве должна быть запланирована сертификация производства.

По тем позициям, где наблюдаются преимущества конкурентов, необходимо выработать меры противодействия, препятствующие кон­курентам использовать эти преимущества.

В процессе анализа полезно дополнительно получить ответы на следующие вопросы:

перспективна ли стратегия предприятия с точки зрения ключе­вых факторов успеха и движущих сил развития отрасли?

насколько стратегия адекватна соотношению конкурентных сил в отрасли?

какие меры необходимо предпринять для повышения конкурен­тоспособности предприятия?

Проведение управленческого анализа деятельности предприятий является сложной проблемой. Сложности связаны с не­сколькими факторами:

на предприятии нет службы, которая отвечала бы за такой ана­лиз (как, например, служба внутреннего аудита в банках);

зачастую отсутствует необходимая информация (это связано с проблемой организации управленческого учета в дополнение к бух­галтерскому учету);

пока не ощущается потребность в проведении управленческого анализа со стороны руководства предприятия.

Управленческий анализ требует затрат времени, ресурсов и при­нятия управленческих решений по его итогам. На Западе фирмы про­водят такой анализ (моментальный снимок фирмы), как правило, 1-2 раза в год, привлекая для этих целей консультантов, которые помогают выявить «узкие места» и нарушения логики функциони­рования фирмы. Преимуществом привлечения консультантов явля­ется то, что они имеют опыт такой деятельности, используют сис­темные технологии и специальные методики проведения управлен­ческого анализа и выявления стратегических проблем.

На украинских предприятиях довольно типична ситуация, когда привлеченные для проведения анализа специалисты воспринимают­ся как ревизоры, действующие в интересах контролирующей инстан­ции либо в интересах директора и высших менеджеров. Однако эф­фективная работа консультантов обеспечивается только в том случае, когда руководство и работники предприятия осознают необходимость и значимость данного процесса для предприятия, оказывают поддер­жку консультантам и сами активно участвуют в проведении управлен­ческого анализа.

Вопросы и задания

1. Обсудите цели и направления управленческого анализа.

2. Проанализируйте методы, применяемые в управленческом анализе. По возможности, приведите примеры из отечественной практики.

3. Что такое проблема? Обоснуйте различия между слабыми сторонами деятельности предприятия и его проблемами.

4. Какие типы проблем выделяются на предприятиях? Приведите примеры сущностных и социокультурных проблем из отечественной практики. Какие из этих проблем преобладают на современном этапе развития? Обоснуйте свой ответ.

5. Приведите примеры подмены проблемы.

6. В чем различие материальных и нематериальных активов предприятия? Приведите примеры таких активов.

7. Обсудите возможные подходы к проведению управленческого анализа.

8. Что дает «цепочка ценностей» Портера для анализа предприятия?

9. Какие сферы деятельности предприятия вы бы анализировали в первую очередь?

10. Что, на ваш взгляд, сдерживает или затрудняет проведение комп­лексного анализа деятельности отечественной предприятий?

11. Рассмотрите деятельность конкретных украинских предприятий (мож­но использовать газетные и журнальные материалы) и определите их кон­курентные преимущества.

12. Вам поручено провести маркетинговый аудит предприятия, выпус­кающего товары промышленного назначения. Составьте перечень вопро­сов для руководителей и специалистов предприятия, ответы на которые позволят вам установить положение дел на предприятии и выработать ре­комендации по развитию маркетинга.

Рекомендуемая литература

1. Алексеева М. А. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика,1997. Гл.3.

2. Бизнес-диагностика промышленных предприятий/Соломенникова Е. А., Гренбэк Г. В., Маркова В. Д. и др. — Новосибирск: НГУ, 1996.

3. Герчикова И. Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. Гл.13.

4. Голубков Е. П. Какое принять решение? — М., 1990. Гл. 1.

5. ГлинДж., Маркова В., ПеркинсД. Стратегия бизнеса, 2-е изд. — Новоси­бирск: ИЭиОПП СО РАН, Canterbury Business School, 1996.

6. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. — М.: Дело, 1998.

7. Карлоф Б. Деловая стратегия. — М.: Экономика, 1991.

8. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятия в нестабиль­ной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Эконо­мика, 1997.

9. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. — М.: Внешторгиздат, 1989. Приложение II.

10. Маркова В. Д., Кравченко Н. А. Бизнес-планирование. — Новосибирск: Экор, 1994.4. 1-3.

11. Семь нот менеджмента. — М., 1997.

12. Справочник директора предприятия. — М.: ИНФРА-М, 1996. С. 171-178.

13. Карась Л. Управленческая диагностика — основа совершенствования менеджмента//Проблемы теории и практики управления, 1996, № 6.

14. Пригожий А. Организационная диагностика. — Маркетинг, 1997, №4. С. 98-105.

Наши рекомендации