Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия
Последовательность управленческих шагов в процессе проведения анализа и принятия решений следующая (рис. 4.7).
Рис. 7. Краткое представление процесса стратегического управления
1. Определить уровень проведения управленческого анализа: предприятие в целом или стратегические единицы бизнеса.
2. Определить характеристики (профиль) важнейших ресурсов и сфер деятельности предприятия. Выделить те из них, которые обусловливают наличие сильных сторон предприятия.
3. Сравнить этот профиль с требованиями рынка. Например, требование рынка - организация сервисного обслуживания проданной продукции, а у предприятия нет такой службы или она недостаточно развита, чтобы удовлетворить требования покупателей.
4. Сравнить сильные и слабые стороны деятельности предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов, чтобы определить важные конкурентные преимущества.
5. Использовать сильные стороны предприятия и укреплять слабые. Если сильной стороной является качество продукции, то необходимо подчеркивать это в рекламе, использовать в ценовой политике предприятия. В то же время слабой стороной может быть отсутствие признанного сертификата качества, следовательно, в перспективе должна быть запланирована сертификация производства.
По тем позициям, где наблюдаются преимущества конкурентов, необходимо выработать меры противодействия, препятствующие конкурентам использовать эти преимущества.
В процессе анализа полезно дополнительно получить ответы на следующие вопросы:
перспективна ли стратегия предприятия с точки зрения ключевых факторов успеха и движущих сил развития отрасли?
насколько стратегия адекватна соотношению конкурентных сил в отрасли?
какие меры необходимо предпринять для повышения конкурентоспособности предприятия?
Проведение управленческого анализа деятельности предприятий является сложной проблемой. Сложности связаны с несколькими факторами:
на предприятии нет службы, которая отвечала бы за такой анализ (как, например, служба внутреннего аудита в банках);
зачастую отсутствует необходимая информация (это связано с проблемой организации управленческого учета в дополнение к бухгалтерскому учету);
пока не ощущается потребность в проведении управленческого анализа со стороны руководства предприятия.
Управленческий анализ требует затрат времени, ресурсов и принятия управленческих решений по его итогам. На Западе фирмы проводят такой анализ (моментальный снимок фирмы), как правило, 1-2 раза в год, привлекая для этих целей консультантов, которые помогают выявить «узкие места» и нарушения логики функционирования фирмы. Преимуществом привлечения консультантов является то, что они имеют опыт такой деятельности, используют системные технологии и специальные методики проведения управленческого анализа и выявления стратегических проблем.
На украинских предприятиях довольно типична ситуация, когда привлеченные для проведения анализа специалисты воспринимаются как ревизоры, действующие в интересах контролирующей инстанции либо в интересах директора и высших менеджеров. Однако эффективная работа консультантов обеспечивается только в том случае, когда руководство и работники предприятия осознают необходимость и значимость данного процесса для предприятия, оказывают поддержку консультантам и сами активно участвуют в проведении управленческого анализа.
Вопросы и задания
1. Обсудите цели и направления управленческого анализа.
2. Проанализируйте методы, применяемые в управленческом анализе. По возможности, приведите примеры из отечественной практики.
3. Что такое проблема? Обоснуйте различия между слабыми сторонами деятельности предприятия и его проблемами.
4. Какие типы проблем выделяются на предприятиях? Приведите примеры сущностных и социокультурных проблем из отечественной практики. Какие из этих проблем преобладают на современном этапе развития? Обоснуйте свой ответ.
5. Приведите примеры подмены проблемы.
6. В чем различие материальных и нематериальных активов предприятия? Приведите примеры таких активов.
7. Обсудите возможные подходы к проведению управленческого анализа.
8. Что дает «цепочка ценностей» Портера для анализа предприятия?
9. Какие сферы деятельности предприятия вы бы анализировали в первую очередь?
10. Что, на ваш взгляд, сдерживает или затрудняет проведение комплексного анализа деятельности отечественной предприятий?
11. Рассмотрите деятельность конкретных украинских предприятий (можно использовать газетные и журнальные материалы) и определите их конкурентные преимущества.
12. Вам поручено провести маркетинговый аудит предприятия, выпускающего товары промышленного назначения. Составьте перечень вопросов для руководителей и специалистов предприятия, ответы на которые позволят вам установить положение дел на предприятии и выработать рекомендации по развитию маркетинга.
Рекомендуемая литература
1. Алексеева М. А. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика,1997. Гл.3.
2. Бизнес-диагностика промышленных предприятий/Соломенникова Е. А., Гренбэк Г. В., Маркова В. Д. и др. — Новосибирск: НГУ, 1996.
3. Герчикова И. Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. Гл.13.
4. Голубков Е. П. Какое принять решение? — М., 1990. Гл. 1.
5. ГлинДж., Маркова В., ПеркинсД. Стратегия бизнеса, 2-е изд. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, Canterbury Business School, 1996.
6. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. — М.: Дело, 1998.
7. Карлоф Б. Деловая стратегия. — М.: Экономика, 1991.
8. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 1997.
9. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. — М.: Внешторгиздат, 1989. Приложение II.
10. Маркова В. Д., Кравченко Н. А. Бизнес-планирование. — Новосибирск: Экор, 1994.4. 1-3.
11. Семь нот менеджмента. — М., 1997.
12. Справочник директора предприятия. — М.: ИНФРА-М, 1996. С. 171-178.
13. Карась Л. Управленческая диагностика — основа совершенствования менеджмента//Проблемы теории и практики управления, 1996, № 6.
14. Пригожий А. Организационная диагностика. — Маркетинг, 1997, №4. С. 98-105.