Характеристика и функции ОАО «Новгородхлеб»
Местонахождение и юридический адрес:
344007, г. Великий Новгород.
ул. Корсунова, д. 14,
тел.251-09-88.
факс.(852) 251-09-88.
Изначально ООО «Новгородхлеб» входил в состав ЗАО « Кондитерской Фабрики», которая и по сей день является одной из крупнейших кондитерских фирм севера России.
Фабрика была создана на базе недостроенного перед ВОВ хлебозавода. Недостроенное здание пострадало во время войны. После войны, в 1947 году был подписан приказ об организации строительства хлебной фабрики в городе Великий Новгород.
Управление предприятием осуществляет директор, которому непосредственно подчиняются заведующая производством, главный бухгалтер и заведующая склада. Производственный отдел, подчиненный заведующей производством занимается вопросами производства и заключением договоров на поставку сырья и материалов. Гл. бухгалтер несет ответственность и пользуется правами, установленными законодательством РФ для главных бухгалтеров предприятия, которому подчиняется бухгалтерия, отвечает за осуществление бухгалтерского учета на предприятии. Проверка согласованности экономических показателей показала, что годовой отчет составляется верно, проверен и может использоваться для проведения анализа финансовой деятельности предприятия.
Увеличение объёмов производства хлебобулочной продукции в значительной степени способствует достаточная обеспеченность предприятия необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование.
Требования к сотрудникам и работникам достаточно высоки. Каждый из них имеет соответствующее образование и опыт работы в данном делопроизводстве. На предприятии работают 41 человек. Рост к соответствующему периоду прошлого года составил - 1 человек.
На предприятии ОАО «Новгородхлеб» используется система должностных окладов. Общий ФОТ составляет – 2784300 руб.
Рабочий день начинается в 9.00 и заканчивается в 19.00. Таким образом организован 10-ти часовой рабочей день с одной рабочей сменой, с двумя выходными (22 рабочих дня в месяц).
Таблица 2.1
Оценка рентабельности работы предприятия за 2007 год
Показатели | на начало периода | на конец периода | изменения (+,-) |
А | |||
1.Рентабельность продукции (работ, услуг) R= прибыль от реализации / выручка от реализации *100 | 24,5 | 29,7 | 5,2 |
2. Рентабельности основной деятельности R= прибыль от реализации / с/с реализованной продукции *100 | 53,03 | 2,03 | |
3. Рентабельности активов R= чистая прибыль / баланс *100 | 48,14 | 50,06 | 1,92 |
4. Рентабельность внеоборотных активов R= чистая прибыль / величина внеоборотных активов *100 | 102,48 | 124,52 | 22,04 |
5. Рентабельность оборотных активов R= чистая прибыль / величина оборотных активов *100 | 43,14 | 50,06 | 6,92 |
6. Рентабельность собственного капитала R= чистая прибыль / величина собственного капитала *100 | 98,89 | - 13,11 |
По всем рассчитанным показателям рентабельности, приведенным в таблице 2.1, предприятие является рентабельным, все показатели кроме рентабельности собственного капитала повысились.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на один вкладываемый рубль составила 29,7 коп., но по сравнению с прошлым годом прибыль на один рубль повысилась на 2,03 коп. Один рубль вложенный в активы предприятия принес 50,06 коп. прибыли. По внеоборотным активам так же произошло повышение на 22,04 коп, т.е. оборотные и внеоборотные активы используются очень эффективно.Снижение показателя рентабельности собственного капитала произошло за счет сокращения собственного капитала и прибыли. Стоимость внеоборотных активов, оборотных активов, повысилась по сравнению с началом года.
Таблица 2.2
Расчет влияния факторов на изменение прибыли (убытков) от реализации товаров, продукции, работ, услуг
Фактор изменения прибыли от реализации | Результат расчета, тыс. р. | Влияние фактора на изменение прибыли, тыс. р. (+,-) |
А. Общее изменение прибыли от реализации | 918,693 | Х |
1. Изменения объема реализации | 140,040*143,366/100= | 200,77 |
2. Изменения производственной себестоимости реализации | 2744,976-2143,679= | 601,297 |
3. Изменение коммерческих расходов | 0- 106,119 = | - 106,119 |
4. Изменение управленческих расходов | Х | Х |
5. Изменение цен | 2740,676-2456,545 = | 284,131 |
6. Структура реализации | 78,654-140,040 | - 61,386 |
7. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от реализации | - | 918,693 |
Приведенные расчеты в таблице 2.2 наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных услуг.
Балансовая прибыль тоже располагает возможностями увеличения не только за счет мобилизации резервов роста прибыли от реализации, но и за счет снижения операционных и внереализационных расходов. На ОАО «Новгородлеб» в отчетном году рост таких расходов привел к снижению балансовой прибыли. Свод уменьшения балансовой прибыли в 2007 году по сравнением с предыдущим годом представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Свод изменения балансовой прибыли (убытка)
Изменения расходов | Сумма, тыс.р. | В % к итогу |
Ухудшение структуры реализации продукции | 61,386 | 4,06 |
Увеличение производственной себестоимости реализации | 1277,658 | 84,53 |
Увеличение коммерческих расходов | 106,119 | 7,02 |
Увеличение управленческих расходов | Х | Х |
Увеличение операционных расходов | 12,261 | 0,81 |
Увеличение внереализационных расходов | 54,094 | 3,58 |
Всего | 1511,518 | 100,0 |
Как свидетельствуют данные табл.2.3, наибольшие суммы расходов, уменьшивших балансовую прибыль обнаружены в увеличении производственной себестоимости реализации, доля которых в общем объеме составляет 84,53 %, и в увеличении коммерческих расходов 7,02 % .
Потенциальными потребителями продукции являются жители этого района (примерно 100 тыс.), а также близлежащих районов, которые часто пребывают в Северный жилой массив (работающие, учащиеся и др.). Реализация продукции не составляет особых трудностей. Поскольку любое хлебобулочное изделие является неотъемлемой частью ежедневной покупки каждого человека. Стоимость продукции невысока и её купить смогут люди со средним и высоким доходами (таких 68% процентов).
Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.
Научные исследования в области хлебопечения и пищевой ценности хлеба проводятся около полутора веков. Среди русских ученых одними из первых этими вопросами занимались профессора А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман. Теоретическое обоснование процесса производства хлеба, связанного с развитием механизированного хлебопечения в нашей стране, возглавили академики А. Н. Бах и А. И. Опарин.
ОАО «Новгородлеб» предлагает выпуск хлебобулочных изделий, вырабатываемых из высокосортной муки, отличающихся:
- хорошим вкусом
- высокой калорийностью
- легкостью усвоения
- реализацией в фасовочном виде
- медленно черствеющих.
Свежеиспеченный хлеб имеет приятный, сильно выраженный вкус и аромат, хрустящую корочку, эластичный, хорошо сжимаемый мякиш, не крошащийся при разрезании.
Для улучшения вкуса и аромата добавляются ароматические вещества и пряности (ванилин, корица, кунжут, мак). Внешний вид изделия привлекателен для покупателя.
В качестве упаковочных материалов для хлеба использованы целлофан, полиэтиленовая пленка и др. Все материалы непроницаемы для влаги, паров и газов, обладают механической прочностью, безвредны для человека и свариваться при нагревании, что необходимо для заклеивания швов пакета. Упаковка сохранит свежесть хлеба и улучшает его санитарное состояние, предотвратит плесневение хлеба и увеличивает срок хранения.
Сразу после выпечки хлеб отпускается в торговую сеть еще горячим. При отправке в торговую сеть каждая партия хлеба сопровождается документом, в котором указывается дата и время выхода изделий из печи, и соответствие изделий требованиям стандарта.
Фирма ОАО «Новгородхлеб» предполагает изготовление следующих видов хлебобулочных изделий:
Пшеничный хлеб 1-го сорта. Данное изделие представляет собой хлебное изделие удлиненной формы длинной 20см. и шириной 10см, вес булки составляет – 600 гр. Для его производства используются следующие компоненты: мука пшеничная 1-го сорта, дрожжи прессованные, соль, сахар, масло, вода.
Булочка – хлебобулочное изделие овальной формы, длинна – 15см., ширина – 8см., вес – 90 гр. Для её производства используются следующие компоненты: мука пшеничная 1-го сорта, дрожжи прессованные, сахар, молоко, яйца, маргарин, ароматизаторы и вкусовые добавки (мак и ваниль).
Нарезной батон представляет собой хлебное изделие удлиненной формы длиной 50 см и шириной 10 см. На верхней части батона нанесены поперечные полосы. Для его производства используются следующие компоненты: мука пшеничная 1-го сорта, дрожжи прессованные, соль, сахар, маргарин, вода. Масса готового батона составляет 450 грамм.
Все изделия изготовляются в пекарне и сразу поступают в продажу, поэтому продукция предстает для покупателей всегда свежей и горячей. Стоит, конечно же, отметить несомненные вкусовые качества хлебобулочной продукции, изготавливаемой нашей фирмой. Отличные потребительские свойства нашего хлеба обеспечивают современная технология производства и качественное сырье, используемые для производства. Вся продукция изготавливается по старинным русским рецептам, что придаёт ей особые вкусовые качества. Кроме отличных вкусовых качеств нашего хлеба, можно отметить его полезность, заключающаяся в содержании полезных минералов и витаминов.
Качество хлеба может характеризоваться следующими свойствами: вкусовые качества, срок хранения хлеба, в течение которого хлеб не теряет своих качеств, энергетическая ценность, полезность (содержание полезных витаминов, минералов). Представим и опишем качества хлеба, продаваемого в Северном районе:
Таблица 2.4.
Качественные характеристики продукции ОАО «Новгородхлеб»
Хлеб | Срок хранения, дней | Энергетическая ценность хлеба на 100 гр, ккал | Полезность (витамины)на 100 гр, мг |
“Батон” | 2-3 | 0.96 | |
“Хлеб высшего сорта” | 2-3 | 1.74 | |
“Ржаной хлеб ” | 2-3 | 2.14 | |
“Подовый” | 2.01 | ||
“Булочка ” | 2-3 | 2.17 | |
“Хлеб 1-го сорта” | 1-2 | 2.13 | |
“Батон нарезной ” | 2.18 |
Как видно из таблицы, хлеб, выпускаемый фирмой ООО «Ростов-Хлеб», особый имеет прекрасные вкусовые качества, большой срок хранения, который обеспечивает ему использование качественного сырья. Кроме того, он отличается более высокой калорийностью. Этот факт может отпугнуть людей, имеющие проблемы с излишнем весом, но вот остальным людям, по-настоящему ценящих вкусный хлеб, он придется по вкусу. В нем же и содержится больше витаминов.
Конечно же, те или иные сорта хлеба имеют свои достоинства и недостатки (например, ржаной хлеб содержит больше полезных для организма минералов и имеет невысокую цену, пшеничный высшего сорта же богат белками и имеет более лучшие вкусовые качества), Но все же продукция предприятия имеет ряд преимуществ, с которыми жители Северного района уже смогли ознакомиться.
Продажа готовых изделий осуществляется непосредственно при пекарне, с передвижных «Тонаров», а так же поставляться в магазины, с которыми у предприятия заключены контракты. В дальнейшем ОАО «Новгорохлеб» будем добиваться постоянного роста объёмов продаж за счёт расширения районов сбыта.
В настоящее время ОАО «Новгородхлеб» ориентируется на производство такой продукции, которая при поддержании на должном уровне качества в условиях кризиса, была бы доступна по цене большинству покупателей.
Достаточно сказать, что без остановки технологического процесса по выпуску хлебобулочных изделий и без сокращения числа работников был осуществлен запуск новой котельной, произведен капитальный ремонт компрессорной станции, в цехе установлены две штампующие машины, которые в дальнейшем были переведены на новый уменьшенный шаг.
Одновременно с этим на предприятии идет интенсивная работа по расширению ассортимента продукции и увеличения объема ее производства до 800-900 тонн в месяц.