Концепция маркетингового менеджмента
Концепция маркетингового менеджмента – это система научно обоснованных представлений про закономерности производственно-сбытовой деятельности предприятий, организаций или отдельных лиц в условиях рыночной экономики.
Концепция маркетингового менеджмента предполагает ориентацию на потребности рынка, стратегический подход и нацеленность на долгосрочный коммерческий успех и основывается на функциях управления, целевом, комплексном, системном подходе к осуществлению всей управленческой деятельности, учитывая идеи, товары, услуги как основные категории. Кроме того, она выступает как «система научно обоснованных представлений о закономерностях производственно-сбытовой деятельности предприятий, организаций или отдельных лиц в условиях рыночной экономики»
Согласно современной концепции маркетингового менеджмента для того, чтобы заложить его основы, необходимо учесть следующие четыре условия:
1) маркетинг в человека, его потребностей и пожеланий;
2) маркетинг должен иметь соответствующую инфраструктуру (консультанты, рекламные и сбытовые агентства, посредники, дизайнеры, средства передачи информаци и т.п.);
3) маркетинг требует инвестиций в рынок;
4) маркетинг требует тесной взаимосвязи с продуктом, то есть в центре внимания выступает комплексное решение проблем удовлетворения потребностей потребителей, исходя из технических возможностей фирмы.
Основные особенности производственной и современной концепций маркетингового менеджмента приведены в табл.1.
Таблица 1. Особенности производственной и современной концепций маркетингового менеджмента
Элемент и функция | Производственная концепция | Современная концепция |
Руководство предприятием | Приоритет производства Специалисты производства занимают ключевые посты Сильное внутреннее влияние | Приоритет потребителя Специалисты маркетинга занимают ключевые посты Сильное внешнее влияние |
Экономическое мышление | Ориентирование на традиционные рынки и существующий спрос Цели краткосрочные Не учитывается конкуренция Приоритет отдается учету расходов на производство Продается то, что производится | Ориентирование на новые потребности и рынки Цели стратегические, долгосрочные Учитывается конкурентная среда Приоритет отдается рыночной цене Производится то, что продается |
Производственный процесс и программа | Процесс максимально жесткий Программа узкая | Процесс максимально гибкий Программа широкая |
Товарная политика | Основное – улучшение некоторых функциональных особенностей товара и понижение его себестоимости Тестирование товаров инженерами и технологами Главная роль инженеров и технологов Упаковка рассматривается как защитный и транспортный способ | Основное – удовлетворение нужд потребителей Рыночное тестирование потребителями Главная роль дизайнеров Упаковка – эффективный инструмент сбыта и стимулирование спроса |
Исследование | В отрасли науки и техники | Комплексные исследования рынка |
Ценообразование | На основе затрат на производство | С учетом концепции и восприятия цены потребителями |
Распределение | Имеет второстепенное значение | Активная сбытовая политика Нахождение рациональных и эффективных каналов распределения |
Коммуникации | Роль минимальная | Первоочередное значение Развитие процессов персональной продажи |
Предметом маркетингового менеджмента можно определить систему производственных отношений, которая направляет управления современным производством на удовлетворение нужд потребителей за счет создания сплошной цепи производитель-потребитель, каждое звено которого способствует увеличению ценностей для конечного покупателя.
Объектом маркетингового менеджмента является объем и структура спроса
Модель маркетингового менеджмента на предприятиях включает следующие системно и комплексно связанные между собой элементы (рис.4):
Модель маркетингового менеджмента |
Исследование рынка с целью выявления угроз и возможностей для предприятия |
Диагностика конкурентоспособности предприятия с целью определения его сильных и слабых сторон |
Установление целей и разработка соответствующей стратегии |
Внутрифирменное планирование (программирование) и оперативная деятельность |
Организация маркетинга (структуры управления маркетингом, распределения прав, задач и ответственности в системе маркетингового менеджмента, сбора и обработки маркетинговой информации) |
Мотивация (каналов распределения товара, потребителей, персонала службы маркетинга) |
Учет и контроль маркетинговой деятельности (контроль годовых планов маркетинга и прибыльности, стратегический контроль (аудит маркетинга) |
Разработка комплекса маркетинга (товарной, ценовой, коммуникационной и распределительной политики) |
рис.4. Элементы модели маркетингового менеджмента на предприятии