Анализ маркетинговой микросреды
Провести анализ рынка, это, значит, тщательно изучить и оценить особенности той среды, в которой находится конкретное лечебно-профилактическое учреждение.
Маркетинговая среда- совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организаций и влияющих на возможности руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда слагается из макросреды и микросреды.
Маркетинговая макросреда- это совокупность субъектов, действующих в пределах страны, края, области, города, района.
Маркетинговая микросреда- это совокупность объектов, действующих в пределах одной организации (например, поликлиники или стационара).
Анализ маркетинговой микросреды предполагает подробное изучение тех факторов, с которыми конкретное ЛПУ непосредственно соприкасается в своей деятельности: поставщики, маркетинговые посредники, потребители медицинских услуг и контактные аудитории. Остановимся на краткой характеристике некоторых из них, а именно:
- поставщики;
- конкуренты;
- потребители медицинских услуг.
Поставщики- это отдельные организации или физические лица, обеспечивающие конкретные ЛПУ и его конкурентов материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для производства медицинских услуг (например, центральный аптечный склад, магазины медицинской техники и оборудования и т. д.). Само ЛПУ также является поставщиком медицинских услуг.
Конкуренты- другие ЛПУ, производящие медицинские услуги, представляющие их на рынок.
Чтобы выдержать конкуренцию (соперничество между отдельными ЛПУ или профессионалами), необходимо ответить на один вопрос: «Чем наша услуга лучше той, которую предлагают наши конкуренты?»
Схема анализа маркетинговой микросреды
В настоящее время в здравоохранении начинает появляться конкуренция, особенно когда идет борьба за потребителя в условиях медицинского страхования.
Остановимся более подробно на анализе поведения потребителя медицинских услуг.
Изучить поведение потребителя, значит, научиться отвечать на вопросы, которые можно представить в виде следующей схемы (за основу взяты вопросы крупнейшего американского специалиста по маркетингу У.Фокса):
Если ЛПУ собирается добиться успеха при выходе на рынок, необходимо подробно изучить каждый из вопросов.
Вопрос № 1. Кто?
Необходимо иметь сведения об отличительных чертах потребителей конкретной медицинской услуги, что позволяет целенаправленно вырабатывать стратегию совершенствования медицинской технологии и стратегию завоевания рынка. Например, мини-аборты предлагаются женщинам, живущим в тех жилых массивах, в которых больше всего проживает женщин репродуктивного возраста; геронтологические услуги - для лиц пожилого возраста в тех жилых массивах, где удельный вес этой возрастной категории преобладает над удельным весом лиц до 15 лет и т. д.
Следовательно, чтобы ответить на вопрос, кто, необходимо иметь о наших потребителях такие сведения, как:
- пол;
- возраст;
- этап жизненного цикла семьи;
- род занятий;
- экономическое положение;
- образ жизни;
- образование;
- национальность;
- религиозные убеждения;
- круг интересов;
- психологический тип личности.
Откуда взять эти сведения? Информацию о своих потребителях можно получить как из официальных государственных источников, таких, как статистическая отчетность ЛПУ и других государственных организаций, отчеты деятельности конкретного ЛПУ, так и при проведении маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования - это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед организацией маркетинговой ситуацией, их отбор, анализ и отчет о результатах.
Исследователи маркетинга обычно решают следующие задачи: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение услуг конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новые услуги и ее потенциал, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.
Эти исследования проводятся двумя методами. Первый метод - метод экспертных оценок, когда требуемая информация получается путем подбора и опроса экспертов по предлагаемым опросам. Второй - метод социологических исследований. Допустим, поликлиника хочет знать, положительно ли настроены к ней лица, живущие на территории ее обслуживания. Необходимо получить информацию, которая позволила бы в результате проведенного исследования принять правильное решение.
Технология проведения маркетингового исследования выглядит следующим образом: первый этап - выявление проблем и формулирование целей исследования, второй - отбор источников информации, третий - сбор информации, четвертый - анализ собранной ' 'информации, пятый - представление полученных результатов.
На первом этапе исследователь должен четко определить проблему и согласовать цели исследования. «Хорошо определенная проблема - это уже полпути к ее решению» - гласит старинная Поговорка. Цели могут быть поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу. Они могут быть описательными, т.е. предусмотреть описание определенных явлений, например, выяснить численность и состав по различным характеристикам (полу, возрасту, социальному положению и т.д.) пациентов, пользующихся услугами конкретного медицинского учреждения. Бывают и экспериментальные цели, т.е. предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно- следственной связи, например, о том, что снижение цен на платные медицинские услуги на X процентов вызовет приток пациентов, по крайней мере, на У процентов.
На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать первичные или вторичные данные, или те и другие одновременно.
Первичные данные — информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Вторичные данные - информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.
Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они более доступны, но должны быть точными, надежными и полными. К ним, например, могут быть отнесены данные, получаемые с помощью существующих государственных форм отчетности.
Для сбора первичных данных необходимо разработать специальный план, требующий предварительных решений относительно методов исследования, орудий исследования, плана составления выборки, способов связи с аудиторией. Схематично этот план выглядит следующим образом. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос. Орудия исследования: анкеты, механические устройства. План составления выборки: единица выборки, объем выборки, процедура выборки. Способы связи с аудиторией: телефон, почта, личный контакт.
При проведении третьего этапа сбора информации очень важно наладить успешное общение между людьми, для чего исследователям рекомендуется соблюдать следующие правила:
- проясните взгляды тех, кто является объектом коммуникаций с целью их полного или частичного учета;
- прежде чем осуществить коммуникацию, выясните, какую цель вы преследуете: получить информацию, изменить взгляды какого-либо лица, побудить к действию и т.д.;
- принимайте во внимание окружающую среду (место, человеческое окружение, время и т.д.);
- учитывайте то, что результаты коммуникаций зависят не только от слов, но и от того, кто и как осуществляет коммуникации: с какой мимикой, интонацией и т.д.;
- ваши слова должны подкрепляться делами. Наиболее доходчивым видом сообщения является не то, что вы говорите, а то, что вы делаете;
- при реализации коммуникации стремитесь не к тому, чтобы вас поняли, а старайтесь понять собеседника - будьте хорошим слушателем.
Следующий этап маркетингового исследования — извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. После сведения полученных данных в таблицы выводятся или рассчитываются различные показатели, а в дальнейшем с помощью моделей принятия решений, применяемых в системе маркетинговой информации, исследователь обрабатывает полученные данные для получения дополнительных сведений.
На этапе представления полученных результатов исследователь не должен ошеломлять руководителя количеством и изощренностью использованных им статистических методик. Надо представить основные результаты, нужные руководству для принятия главных насущных маркетинговых решений, например, заключать или нет договор на поставку медицинского оборудования для выполнения работы за определенную арендную плату.
Вопрос № 2. Сколько?
Ответ на этот вопрос можно получить, если проанализировать информацию о частоте покупки той или иной услуги в течение определенного отрезка времени. Например, в детской поликлинике предоставляется такая услуга, как общеукрепляющий массаж, особенно детям до одного года. Предположим, что одному ребенку педиатр назначил 10 сеансов такого массажа при условной стоимости одного сеанса X рублей, стоимость 10 сеансов составит 10Х рублей, а так как чаще всего его рекомендуется повторить в течение года еще несколько раз, то нетрудно рассчитать частоту покупки этой услуги не только на данного конкретного ребенка, но и на всех, кто обращается в данное учреждение за этой услугой.
Вопрос № 3. Почем?
Ответ на этот вопрос связан с ценой конкретной услуги. Цена - денежное выражение стоимости товара (услуги). Имеются два метода образования цен: по издержкам и по аналогии. Конечная цена изделия не зависит от метода ее образования. Хотя ценообразование по издержкам кажется более точным и предпочтительным. Экономисты склонны вести политику ценообразования по издержкам. Менеджеры - по аналогии. Ценообразование по издержкам основано на реальных издержках (заработная плата, обязательные отчисления, аренда, накладные расходы), а ценообразование по аналогии - только на ценах конкурентов. Но так как при первом методе образования цен в показатели «прибыль» и «цена конкурентов» заложены все четыре вышеперечисленных показателя, то в итоге рыночная цена, полученная двумя разными методами, будет почти совпадать.
Монопольная цена устанавливается производителем (при стратегии высоких цен).
Номинальная - публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках.
Вопрос № 4. Каким образом?
Ответ на этот вопрос можно получить, зная источник информации о данной услуге, критерии выбора, способе принятия решения о покупке и т.д.
Процесс принятия решения о покупке можно представить в виде последовательности следующих стадий:
осознание проблемы;
поиск информации;
оценка вариантов;
принятие решения о покупке;
реакция на покупку.
Рассмотрим на примере все 5 стадий.
Допустим, что молодая женщина решила родить желанного ребенка от второй беременности. Первая беременность закончилась мертворожденным ребенком при срочных родах в обычном родильном доме - первая стадия. Женщина стала искать информацию о таком родовспомогательном учреждении, в котором за определенную плату были бы приняты роды с надеждой на благополучный исход, - вторая стадия. Поиск информации позволил женщине получить сведения о нескольких таких родовспомогательных учреждениях. Необходимо было сравнить их между собой, оценить все варианты - третья стадия. Наличие высококвалифицированных специалистов, престижность выбранного учреждения, внимание и забота к покупателю данной услуги, оптимальная стоимость и небольшое расстояние от места жительства позволили женщине принять решение о родоразрешении в конкретном ЛПУ - четвертая стадия. После благополучных родов женщина была удовлетворена достигнутой целью - пятая стадия.
Вопрос № 5. Почему?
При ответе на этот вопрос необходимо помнить о внутренних мотивах и механизмах поведения покупателя, которое можно рассматривать в соответствии с пятиуровневой иерархической структурой потребностей человека по А. Маслоу.