Ценообразование на инновационную продукцию
Ценообразование на инновационные продукты испытывает на себе влияние ряда ценообразующих факторов. Важнейшие из них следующие.
1. Тип рынка сбыта. Для инновационной сферы характерны рынки олигополии (господство небольшого числа крупнейших компаний) и/или чистой монополии. В этих случаях продавец инновационного проекта, продукта может существенно влиять на цены.
2. Учет спроса и предложения. Чем выше спрос на инновационные продукты, тем большая цена на них устанавливается. Цена спроса – самая высокая цена. Улучшение финансового состояния покупателей увеличивает спрос, и наоборот, поэтому учет доходов покупателей – важный фактор при определении объема спроса.
3. Учет стратегического направления функционирования инновационного предприятия. Если речь идет о выживаемости предприятия, то тогда действует политика низких цен, их снижения до минимума. Если ставится цель максимизации прибыли, используют цены, обеспечивающие наибольшую массу прибыли. Если повышается качество продукции, то повышаются и цены, позволяющие возместить затраты на достижение такого качества, цена строится по принципу, высокому качеству – высокая цена.
4. Учет издержек на производство и реализацию инновационного продукта. Издержки определяют минимальный уровень цен. Необходимо, чтобы устанавливаемые цены возмещали издержки на производство и реализацию инновационного продукта и обеспечивали желаемую прибыль.
5. Учет прибыли в составе цены. Относительной формой прибыли в составе цены является рентабельность соответствующих продуктов, услуг, работ. При определении прибыли в составе цены учитываются предстоящие платежи и расходы, источником которых является прибыль. Этими расходами являются: уплата налогов, относимых на финансовые результаты предприятия (например, налог на имущество), выплаты налогов на прибыль в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, погашение ранее взятых кредитов, средства на формирование фондов развития, материального поощрения, содержание социальной сферы, выплата дивидендов, отчисления в резервный фонд, взносы на благотворительные цели и др.
6. Учет прямых и косвенных форм государственного регулирования цен и тарифов на отдельные товары, услуги, работы. Имеется в виду государственное воздействие на уровни цен, возможные пределы их изменения, нормируемые нормативы рентабельности, ставки налогообложения, таможенные пошлины, ставки Центрального банка по ссудам и т. д.
7. Учет правовых условий договора купли-продажи инновационного продукта. Чем больше объем передаваемых покупателю прав на использование и распространение инновационного объекта, тем выше может быть его цена. Чем большие риски берет на себя покупатель, тем более обоснованным будет его требование снижения цены.
8. Учет конкретных условий сделки. За срочность выполнения работ, наличие дополнительных технических усовершенствований или их отсутствие возможны ценовые льготы или наценки.
При продаже инновационной продукции чаще всего применяются договорные цены. Условия определения и размеры договорной цены указываются в договорах, контрактах, соглашениях, государственных или муниципальных заказах.
Договорная цена устанавливается по соглашению сторон (разработчиком инновационного продукта и заказчиком) одновременно с выдачей технического задания до начала выполнения работ. Цена устанавливается в виде определенной суммы и в соответствии с действующим законодательством не подлежит изменению. Однако, учитывая особенности инновационного продукта, договорная цена может уточняться.
Договорная цена уточняется в следующих случаях:
а) при заключении договора стороны указали в договоре или в дополнительном соглашении возможность и необходимость последующего изменения, уточнения цены;
б) при сдаче договора выявлены не выполненные предусмотренные договором обязательства; в процессе исполнения работ возникла необходимость изменить программу, состав и объем работ; в) при установлении договорной цены плата за работу была предусмотрена в зависимости от величины результатов фактической реализации новой продукции; г) при реализации выявлены дополнительные результаты, не предусмотренные при заключении договора и при определении цены.
Для каждого инновационного продукта, услуги, работы устанавливается индивидуальная договорная цена. Различают следующие виды договорных цен:
· твердые цены, цены с возмещением издержек,
· цены с гарантированными максимальными выплатами,
· фиксированные цены,
· цены с периодическими платежами (роялти),
· сложные цены.
Твердая цена (паушальная) означает, что расчет за инновационный продукт будет осуществлен независимо от фактических затрат на выполнение договора по заранее определенной цене. Твердые цены на инновационные проекты широко используются на практике, часто устанавливаются по результатам торгов. Они создают для исполнителя достаточную самостоятельность, возможность получения большей прибыли при снижении затрат на выполнение работ. Основной недостаток их — возможный риск убытков для обеих сторон при изменении конъюнктуры рынка.
Цены с возмещением издержек предполагают возмещение исполнителю всех затрат по выполнению соответствующего инновационного проекта. В данном случае в контракте четко прописываются все виды прямых издержек, методика расчета косвенных затрат, дополнительных выплат, надбавок, наценок. Применяются такие цены для проектов с недостаточно проработанной плановой структурой, с параллельным ведением работ, в случаях жесткого контроля со стороны заказчика за ходом работ. Для исполнителя такая цена уменьшает риск убытков, но в то же время ограничивает возможность получить большую прибыль.
Цены с гарантированными максимальными выплатами предусматривают возмещение исполнителю всех или почти всех затрат в предусмотренных пределах. Наряду с затратами в цену включается гарантированная прибыль. Применяются такие цены в условиях большой неопределенности предстоящих затрат, при согласии заказчика платить высокую цену, но при условии контроля с его стороны за всеми расходами.
В контрактах, завершающихся созданием реальных материальных объектов, применяются фиксированные цены за единицу продукции (штука, тонна, погонный или кубический метр и т. д.), единицу измерения, используемую для оценки проекта – длина (дороги), строительные объемы и т. д. Цена, указанная в договоре, определяется с учетом прямых и косвенных затрат, степени риска, непредвиденных расходов и плановой прибыли. Сумма перечисленных расходов делится на величину перечисленных физических единиц.
В договоре могут быть предусмотрены периодические платежи (роялти), т. е. форма оплаты в рассрочку за право использования изобретений, патентов, ноу-хау и т. д. в течение срока действия соглашения. Покупатель в этом случае уплачивает продавцу инновационного проекта несколько раз сумму в твердом проценте от заранее определенной величины: от суммы продаж продукции (при производстве которой используется инновационное решение), от себестоимости изготовления этой продукции, от прибыли, полученной от реализации инновационной продукции, от себестоимости сырья, использованного в изготовлении новой продукции, в твердой сумме (ставке) от продажи единицы инновационной продукции.
Договор со сложной ценой – это такая ситуация, когда имеет место совмещение методов единовременной оплаты и роялти. Например, сначала продавцу возмещаются в четко оговоренной сумме затраты по данной разработке (без прибыли), затем следуют периодические платежи роялти. Сумма всех платежей составит полную цену инновационного продукта.
При реализации и размещении инновационных проектов широкое применение получили торги и конкурсы. На торги выставляются инновационные проекты, создатели которых предлагают свою цену и другие условия. Технико-экономические показатели проекта обычно задаются заказчиком в объявлении о торгах. В каждом торге участвует несколько продавцов (офференты), которые вносят свои предложения (офферты), и один или несколько покупателей – заказчиков (чаще всего один). Предложения офферентов тщательно изучаются, и выбирается вариант, по которому соотношение цены и предложенных условий оценивается как наилучшее. С победителем тендера заключается договор, в котором указывается, как правило, твердая цена.
Размещение централизованных инвестиционных ресурсов и установление цены на проект происходит на конкурсной основе. Цены таких инновационных проектов являются сложными по условиям формирования, составу, последствиям применения. Проведение таких конкурсов осуществляется государственными органами.
Одной из проблемных задач в области ценообразования на инновационную продукцию является отсутствие эквивалентных отношений между сферой НИОКР и производством. Дело в том, что внутренние цены на отечественную наукоемкую продукцию не отражают значительной доли расходов на НИОКР. Такая продукция составляет большую долю продаваемой за рубеж отечественной продукции. При переходе от внутренних цен к экспортным ценам в калькуляции названные расходы также не учитываются. В результате трудовые и материальные затраты на наукоемкую продукцию даже при формальной прибыльности экспорта компенсируются не в полном объеме. Отражаемая в бухгалтерских балансах прибыль от реализации такой продукции завышена. Предприятия, выпускающие и экспортирующие военную технику, торговые посредники либо вообще не платят организациям сферы НИОКР за их интеллектуальную продукцию, либо осуществляют чрезмерно низкие отчисления. Подобное положение ведет к расточительству, хищническому использованию результатов научно-исследовательской деятельности предприятий наукоемкого комплекса*. Получается, что сложившиеся связи между производственными предприятиями и научно-исследовательскими и конструкторско-технологическими учреждениями фактически игнорируются, результаты прошлой многолетней научно-технической деятельности, воплощенные в выпускаемой продукции, не оплачиваются. При этом экспортер высокотехнологичной продукции не только не компенсирует затраты ее создателям, но и неправомерно присваивает интеллектуальную ренту от ее использования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы особенности проведения маркетинговых исследований на ранних стадиях жизненного цикла инноваций?
2. Как осуществляется ценообразование по новым продуктам и услугам (разбор практических примеров)?