Социально-экономическая сущность маркетинга в условиях кризиса
Маркетинг означает деятельность в сфере рынка сбыта. Основу маркетинговой деятельности составляют занятия по разработке самого товара, исследованию рынка, налаживанию коммуникаций, организации распределения, установлению цен, развертыванию служб сервиса и др. Рынок продавца – это дефицитный рынок, в котором продавцы имеют больше власти. Рынок покупателя – это насыщенный рынок, на котором больше власти имеет покупатель. На рынке каждый продавец сталкивается с проблемой реализации, а обеспечение коммерческого успеха зависит от глубокого и всестороннего изучения форм, типов и видов рынков. Изучение рынка осуществляется с двух позиций. С одной стороны изучаются потребности и возможности рынка, а с другой изучается емкость, степень его насыщенности, состояние конкуренции и вероятности появления новых товаров. Основная задача маркетинга сводится к побуждению потребителя приобрести эти товары. Главной задачей маркетинга является изучение потенциальных потребностей и поиск новых рыночных ниш. Социальный маркетинг в период мирового финансового кризиса. Основной удар кризиса пришелся по банковской системе. Пошатнув крупнейшие мировые банковские и финансовые структуры, кризиса пошел дальше, в различные отрасли промышленности, сферу услуг, потребительские рынки и т.д. Кризис повлиял на социальную активность негативно. Финансовые вливания в социальную сферу заметно сократились, особенно это коснулось Фондов, которые финансируются банковскими или финансовыми структурами, а также частными лицами, бизнес, которых пострадал от финансового кризиса. В России наблюдались массовые сокращения обязательств частных и корпоративных инвесторов на социальную деятельность. В России пошли путем массовых сокращений специалистов некоммерческой сферы, безработными остались тысячи сотрудников.
10. Специфика рынка России с учетом кризиса (преимущества, недостатки)
Маркетинг, как управляющий инструмент, во времена кризиса мировой экономики становится, единственным инструментом ведения бизнеса. Во времена кризиса рынок разделяется на две категории – спящий и агрессивный. Спящий рынок, пребывает в ожидающей позиции, сокращает финансирование, сокращает штат сотрудников и т.д. Россия Вместо тотального сокращения сотрудников российские работодатели урезают заработные платы, а также всевозможные бонусы и соц. пакеты, стараясь при этом сохранить как можно больше рабочих мест. Агрессивные компании, проводят программы мотивации и лояльности, наращивают рекламные площади, всячески способствуют умножению информационного поля компании, тем самым оттягивая процент рынка на себя. В кризисе Россия пострадала меньше всех. От кризиса пострадали только те компании, в экономическом росте которых участвовал западный капитал. Все остальные заморозили инвестиции. Спящие компании старались сдерживать текущий оборот, потеряв при этом 15-20%, агрессивным компаниям необходимо было разрабатывать новую идеологию и концепцию присутствия на рынке. Кризис привел к изменению задач, которые стоят перед российскими компаниями: вместо вопроса, как приумножить, руководители компаний стали озабочены вопросом, как сохранить. Главным плюсом является сохранение специалистов по маркетингу. Кризис - это проверка на прочность. Обостряется конкурентная борьба, что ведет к росту качества, улучшению отношения к потребителю, снижению цен. Минусом лишение возможности продуктивно работать: урезание расходов и затрат на продвижение продукции, сокращения количества работников в отделах маркетинга и урезание зарплат оставшимся. Если приходится выбирать между качеством товара и дешевизной, в кризис потребитель, скорее всего, выберет дешевый товар.
11. Уровни управления маркетингом
Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации. Стратегический уровень управления маркетингом, т.е. выбор целевого рынка и концепции позиционирования, создание инновационного продукта, выбор стратегии ценообразования и т.д. Стратегический уровень управления маркетингом - долгосрочное согласование возможностей фирмы с ситуацией на рынке. Маркетинговая стратегия - это план достижения целей, в котором должны быть отражены все элементы маркетинга, финансовые ресурсы и производственные возможности. Тактический уровень управления маркетингом предполагает разработку программ по управлению маркетинговой работы. Тактический уровень управления маркетингом ориентирован на формирование рыночного спроса на существующие товары и услуги компании. Операционный уровень управления маркетингом, планирование по каждому элементу комплекса маркетинга: управление товаром, ценой, каналами распределения и коммуникационными маркетинговыми средствами. Задачей управления маркетингом на инструментальном уровне является использование комплекса инструментов маркетинга так, чтобы достичь максимального эффекта.
Функции маркетинга
1.Аналитическая функция: изучение рынка; изучение потребителей; изучение товара; анализ внутренней среды предприятия; анализ внешней среды предприятия. 2Производственная: организация производства новых товаров; разработка новых технологий; организация материально-технического снабжения; управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. 3.Сбытовая : организация системы товародвижения; организация сервиса; организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта; проведение целенаправленной товарной политики; проведение целенаправленной ценовой политики. 4.Управление и контроль: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии; информационное обеспечение управления маркетинга; коммуникационная подфункция - организация системы коммуникаций на предприятии; организация контроля маркетинга.
13. Цели, задачи и принципы маркетинга
Целями маркетинга являются: рыночные, собственно маркетинговые, структурно-управленческие, обеспечивающие и контролирующие. Принципы маркетинга - основные положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение, которыми должны руководствоваться службы маркетинга. В маркетинге принято соблюдение пяти основных принципов: производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании; полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому; присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции; постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции; единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос. Задачи маркетинга: комплексное изучение рынка; выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей; разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующих потребностей; формирование спроса; планирование товарного ассортимента и цен; планирование и осуществление сбыта; разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
14. Эволюция концепций маркетинга
1860-1920 Производственная концепция. Ведущая идея: Произвожу то, что могу. Основной инструментарий: Себестоимость, производительность. Главная цель: Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли. 1920-1930 Товарная концепция. Ведущая идея: Производство качественных товаров. Основной инструментарий: Товарная политика. Главная цель: Совершенствование потребительских свойств товара. 1930-1950 Сбытовая концепция. Ведущая идея: Развитие сбытовой сети, каналов сбыта. Основной инструментарий: Сбытовая политика. Главная цель: Интенсификация сбыта товаров за счет коммерческих по продвижению и продаже товаров. 1960-1980 Традиционного маркетинга. Ведущая идея: Произвожу то, что нужно потребителю. Основной инструментарий: Комплекс маркетинга, исследование потребителя. Главная цель: Удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков. 1980-1995 Концепция социально-этического маркетинга. Ведущая идея: Произвожу то, что нужно потребителю, с учетом требований общества. Основной инструментарий: Комплекс маркетинга, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг. Главная цель: Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды. С 1995 г. по настоящее время Концепция Маркетинга взаимодействия. Ведущая идея: Произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу. Основной инструментарий: Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга. Главная цель: Удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия.
15. Специфика рынков В2В, В2С, В2С
В2В (Business-To-Business) это сегмент рынка, когда потребителем продукции является предприятие, которое потом её использует дальше для производства чего-либо, например, какое-либо сырье или оборудование
В2С (Business-To-Consumer) это сегмент рынка, когда потребителем продукции является конечный покупатель, например домашняя бытовая техника
Иногда одни и те же товары могут быть и на В2В, и на В2С рынках. например, мука. Её используют и в домашнем хозяйстве, и на хлебозаводах.
Целевая аудитория: тип рынка - В2В, В2С: