Анализ маркетинговой стратегии предприятия
SPACE-анализ КУПСХП «Освейский»
SPACE-анализ дает возможность выявить сильные и слабые стороны предприятия на данном рынке, а также возможные угрозы со стороны конкурентов, наметить меры их упреждения. Рассмотрим применение данного метода для анализа рыночной позиции и выбора оптимальной стратегии развития компании. Результаты балльной оценки критериев методом SPACE представлены в таблице. Каждый показатель, который характеризовал ключевые критерии, оценивался по 6-балльной шкале внешними экспертами на основе сравнения фактических значений финансовых коэффициентов с нормативным их значением для предприятия и на основе изучения статистической информации в экономической ситуации в отрасли. Оценивались такие показатели как финансовая сила и конкурентоспособность предприятия, стабильность и привлекательность отрасли с точки зрения потенциала.
Таблица 2.16-Результаты балльной оценки критериев методом SPACE
Критерии | Оценка | Весомость | Обобщенная оценка баллов |
Финансовая сила предприятия | |||
Рентабельность инвестиций | 0,4 | 0,4 | |
Финансовая автономия | 0,2 | 0,2 | |
Платежеспособность предприятия | 0,1 | 0,2 | |
Уровень финансового риска | 0,1 | 0,3 | |
Общая оценка критерия | 2,2 | ||
Конкурентоспособность предприятия | |||
Чистая рентабельность реализованной продукции | 0,3 | 0,6 | |
Чистая рентабельность производства | 0,2 | 0,8 | |
Доля рынка | 0,1 | 0,4 | |
Конкурентоспособность продукции | 0,2 | 0,4 | |
Использование ОПФ | 0,2 | ||
Общая оценка критерия | 3,2 | ||
Привлекательность отрасли | |||
Уровень прибыли | 0,4 | ||
Стадия жизненного цикла отрасли | 0,3 | 0,3 | |
Зависимость развития отрасли от конъюнктуры | 0,3 | 0,3 | |
Общая оценка критерия | 2,6 | ||
Стабильность отрасли | |||
Стабильность прибыли | 0,5 | 0,5 | |
Уровень развития инновационной деятельности | 0,3 | 0,3 | |
Маркетинговые и рекламные возможности | 0,2 | 0,6 | |
Общая оценка критерия | 1,4 |
После получения общих оценок ключевых критериев строим вектор рекомендованного стратегии развития предприятия в системе координат SPACE . Начало вектора находится в точке начала координат, конец вектора – в точке А с координатами:
Х = ПО – КП = 2,6– 3,2 = -0,6; У = ФС – СО = 2,2 – 1,4 = 0,8.
|
Рисунок 2.3-SPACE-Матрица КУПСХП «Освейский»
Результат анализа SPACE-матрицы показал необходимость внедрения консервативной стратегии. Это состояние обычно наблюдается на стабильных рынках с низкими темпами роста. В этом случае усилия концентрируются на финансовой стабилизации. Важнейшим фактором является конкурентоспособность продукта. Основные механизмы:
· снижение себестоимости при повышении качества товара;
· сокращение производства и выход на более перспективные рынки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подробное рассмотрение и анализ внутренней среды и внешней среды объекта исследования выявили также следующие моменты:
Новый этап рыночных преобразований в экономике Республики Беларусь требует усиления внимания к проблемам разработки на предприятиях долгосрочной маркетинговой стратегии, адаптированной, с одной стороны - к ресурсным возможностям предприятия, с другой - к внешним рыночным возможностям и ограничениям. В этих условиях возникает необходимость не только использования принципов и методов маркетинга, но и преимуществ маркетинга.
В настоящее время производственные мощности КУПСХП «Освейский» включают: цех растениеводства; цех животноводства; цех механизации.
Всего выручка от реализации продукции и услуг составила 32589млн. рублей. В целом от реализации продукции, услуг и ликвидации основных средств получена прибыль в сумме 7499млн. руб. Уровень рентабельности реализованной продукции составил 27,5%. (в 2011году -11,1%).
Инвестиции в основной капитал составили 5462млн. руб., что составляет 23.7% к 2011году. На приобретение техники израсходовано 2432млн. руб., в т.ч. по лизингу 2153млн. руб.
Предприятие укомплектовано в основном квалифицированными кадрами, имеющими высшее (4,9% от общего количества работников), средне-специальное (12,5%), профессионально-техническое (24,7%) и общее среднее образование(36,2%). Имеющийся состав аппарата управления обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, обеспечивающим хозяйственную деятельность предприятия.
КУПСХП «Освейский» имеет ряд сильных сторон, выгодно отличающих от конкурентов. Самые главные из них – низкая стоимость ресурсов и доверие покупателя, полученное благодаря ассотрименту и качеству продукции, а также низким ценам. Также предприятие обладает набором возможностей, которые могут способствовать укреплению его позиции на рынке: расширение ассортимента, увеличение объемов производства.
Анализ угроз для предприятия с учетом внутренних и внешних параметров деятельности предприятия показывает, что в настоящее время КУПСХП «Освейский» находится в максимальной зависимости от изменения бюджетного финансирования
Угрозы имеют преимущественно внешний характер, предприятие не может оказать существенного влияния.
Результат анализа SPACE-матрицы показал необходимость внедрения консервативной стратегии. Это состояние обычно наблюдается на стабильных рынках с низкими темпами роста. В этом случае усилия концентрируются на финансовой стабилизации. Важнейшим фактором является конкурентоспособность продукта. Основные механизмы- снижение себестоимости при повышении качества товара; сокращение производства и выход на более перспективные рынки.