Предложение и закон предложения. Детерминанты предложения
Анализ рыночного механизма мы вели с позиции спроса, т.е. с позиции потребителя. Теперь подойдем со стороны производителя, который производит и предлагает товары покупателям.
Предложением называется количество товаров или услуг, которое производители готовы представить на рынок по разным ценам за определённое время.
Взаимосвязь рыночной цены и величины предложения выражена в законе предложения: при прочих равных условиях, величина предложения, изменяется в прямой зависимости от изменения цен. Чем выше цены, тем больше товаров предлагают производители к продаже, т.е. величина предложения выше.
Математически прямое влияние цены на величину предложения можно выразить формулой:
Qs=f (P)
Графически закон предложения представлен кривой предложения в известной нам системе координат (рис. 3).
S (supply) – предложение;
P – цена;
Q – объем продаж.
Рисунок 3. Кривая предложения
Как видно из рисунка 3 кривая предложения имеет вид с положительным наклоном, отражающий прямую зависимость между двумя переменными: ценой товара и его количеством, предложенным для продажи на рынке. Двигаясь по кривой предложения от точки В к точке А и наоборот, мы отмечаем соответственно рост объема продаж под влиянием роста цен или снижение продаж при понижении цен.
Такая реакция производителей на цену объясняется тем, что:
а) производители, занятые в данной отрасли, при повышении цены, движимые стремлением получить больше прибыли, задействуют все резервы или быстро вводимые мощности, что приводит к увеличению выпуска продукции и, следовательно, к увеличению предложения;
б) в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, ещё более увеличивая производство и предложение.
Однако следует иметь в виду, что отмеченные обстоятельства не действуют одномоментно и прямолинейно. В течение краткосрочного периода за повышением цен не всегда немедленно следует рост предложения товаров. В короткие сроки невозможно ввести новые производственные мощности или осуществить перелив капитала.
Рост объёма производства не тождественен понятию роста предложения. Подобно тому, как спрос и величина спроса не одно и то же, так и здесь следует разграничивать эти понятия. С изменением цены увеличивается или уменьшается объём товаров (т.е. величина предложения), не изменяя их предложения на рынке (кривая предложения не смещается).
Возможно ли изменение предложения товаров на рынке, если цены остаются неизменными? Здесь складывается ситуация, аналогичная со спросом. Предложение товаров изменяется и под воздействием неценовых факторов:
Ø качество ресурсов и цены на них. Повышение цен на ресурсы сдерживает рост производства и предложения, т.к. имеющийся в распоряжении производителя капитал как бы обесценивается и производитель может, по этим ценам приобрести меньшее количество ресурсов;
Ø уровень применяемых производителем технологий. Более высокопроизводительные технологии способствуют росту производства и предложения;
Ø налоги и дотации. Предложение реагирует на уровень налогов в обратной зависимости. Государственные дотации предприятиям способствуют росту производства и предложения;
Ø наличие взаимодополняемых и взаимозамещаемых товаров. При появлении не рынке значительного количества взаимозаменяемых товаров предложение данного товара может сократиться, т.к. спрос на него уменьшится, и цены упадут. Изменение объема продаж взаимодополняемых товаров также может сказаться на предложении данного товара. Так отсутствие или недостаток видеокассет приведёт к падению производства видеокамер, т.к. спрос на них уменьшится, и цены снизятся;
Ø число продавцов, с ростом числа продавцов предложение растёт и наоборот. При этом увеличение предложения ограничено размерами спроса и степенью конкуренции;
Ø ожидания продавцов по поводу изменения динамики спроса, цен и доходов. Предполагаемое повышение данных параметров стимулирует производителей к росту производства и увеличению объёма продаж.
Нетрудно заметить, что большинство из указанных факторов, прежде всего, связано с издержками производства данного товара, что в решающей степени сказывается на его предложении.
Изменение предложения под воздействием неценовых факторов можно проиллюстрировать на рисунке 4.
Рисунок 4. Изменение предложения под воздействием неценовых
факторов
Изменение одной или более детерминант предложения вызывает изменения в предложении. Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо с S до S2. Уменьшение предложения смещает кривую влево с S до S1.
Заметим, что в органическом единстве двух сторон рыночной конъюнктуры ведущей стороной выступает спрос, предложение следует за спросом. Однако имеет место и обратное влияние предложения на спрос. Производство предлагает рынку все новые виды товаров, вызывая потребительский спрос на них, а спрос на старые товары постепенно сокращается и отмирает.
Вывод по 2 вопросу:
Закон предложения устанавливает прямую зависимость между ценой и величиной предложения товара, представляемого на рынок. Неценовые факторы предложения связаны в основном с формированием издержек фирмы на производство товара.