Оценка конкурентоспособности фирмы
10.1. Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
В системе управления конкурентоспособностью фирмы ответственным этапом является оценка конкурентоспособности. Единого подхода к определению конкурентоспособности фирмы и методическим основам оценки ее уровня в настоящее время не выработано. На сегодняшний день разработано множество различных методик оценки конкурентоспособности фирмы. Представим их систематизированную характеристику и подробное рассмотрение наиболее распространенных методик.
Существующие методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности фирмы объединяют в две большие группы:
• 1 группа — графические методы;
• 2 группа — аналитические методы.
Графические методы оценки конкурентоспособности фирмы
К числу графических методов оценки уровня конкурентоспособности фирмы относятся: %
1) метод «профиля требований»;
2) матричные методы;
3) многоугольник конкурентоспособности.
Метод «профиля требований»
Построение профиля требований предполагает выявление, с одной стороны, факторов, по которым фирма имеет преимущества над другой, с другой стороны, — факторов, по которым она отстает. Построение основывается на балльной оценке мнений экспертов. Наиболее сильным конкурентом является тот, чей график расположен правее. Пример построения профиля требований показан в таблице 10.1.
Примерный перечень факторов конкурентоспособности фирмы, учитываемых в данном методе:
• объем продаж (натуральные и стоимостные показатели);
• занимаемая доля рынка;
• размещение предприятия;
• время деятельности предприятия;
• имидж;
• финансовое положение (рентабельность);
• уровень цены;
• уровень технологии;
• качество продукции;
• расходы на рекламу;
• срок исполнения услуг;
• уровень сервисного обслуживания;
• уровень известности продукции (услуг).
Матричные методы
Сущность матричных методов оценки конкурентоспособности фирмы состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат с использованием различного набора переменных, объединенных в две группы: по одной оси формируются значения внутренних факторов, а подругой — внешних. Матричные методики оценки конкурентоспособности были разработаны консультационными фирмами «Бостон консалтинг групп», Мс. Kincey, Arthur D. Little и являются удобным практическим инструментом выработки стратегических решений в области формирования конкурентоспособности. Они позволяют провести анализ конкурентных преимуществ и слабостей предприятия, полезны при формировании стратегических ориентиров развития предприятия.
Наиболее часто в практике оценки конкурентоспособности фирмы используются следующие матрицы стратегического анализа:
• матрица «относительная доля рынка — темп роста рынка», разработанная американской консультационной фирмой «Бостон консалтинг групп»;
• матрица «приатекательность-конкурентоспособность», разработанная компанией «Мак-Кинси» по заказу «Дженерал электрик»).
Матрица «относительная доля рынка — темп роста рынка» фирмы «Бостон консалтинг групп». Данная матрица чаще используется под названием матрица «Бостон консалтинг групп». При применении этой матрицы стратегические единицы бизнеса предприятия распределяются по показателям относительной доли рынка (характеризующей конкурентоспособность СЕБ) и темпов роста отраслевого рынка (характеризующих степень привлекательности рынка).
Горизонтальная ось матрицы показывает относительную долю рынка, которую занимает каждый продукт (СЕБ). Доля рынка измеряется в частях относительно объема ана
логичной продукции (услуг), реализуемой наиболее сильным конкурентом на данном рынке, т.е. если предприятие продает данного продукта меньше, чем крупнейший его конкурент, то продукт попадет в левую часть матрицы и будет помещен напротив соответствующей доли, если больше — то в правую часть матрицы.
Относительная доля рынка определяется по формуле:
Относительная доля рынка = Доля рынка данной СЕБ предприятия
Доля рынка данной СЕБ крупнейшего конкурента ^ ' '
Вертикальная ось матрицы показывает годовой темп роста отраслевого рынка. При этом граница в 10% выделяется в качестве водораздела между быстрым и медленным ростом.
Стратегические единицы бизнеса наносятся на матрицу в виде кружочков, площадь которых пропорциональна объему продаж данной СЕБ.
На рисунке 10.1 показана матрица «Бостон консалтинг групп».
В таблице 10.2 представлены основные позиции бизнеса и варианты стратегий в рамках матрицы «Бостон консалтинг групп» [65]. Там же показана связь позиций бизнеса с жизненным циклом товара. Жизненный цикл товара — определенный период (цикл) времени, отражающий основные этапы развития товара с момента его разработки до вывода с рынка.
Таблица 10.2
|
Матрица «Бостон консалтинг групп» активно применяется в практике менеджмента. Анализ фактического портфеля позволяет также оценить степень его сбалансированности. Возможные варианты:
а) гармоничный портфель. В состав такого портфеля входят СЕБ, способные быть источниками финансовых средств и приносить краткосрочную прибыль, а также СЕБ, способные обеспечить долгосрочные интересы диверсифицированной фирмы. Таким образом, в портфеле поддерживается равновесие между СЕБ, приносящими доходы и требующими инвестиций;
б) портфель с избытком СЕБ на рынках с низкими темпами роста. Отсутствует потенциал роста фирмы и, несмотря на положительные текущие финансовые результаты, делает ее весьма уязвимой в будущем.
в) портфель с преобладанием СЕБ на перспективных рынках. Фирмы с таким портфелем испытывают финансовые трудности, связанные с недостатком средств для сохранения своей доли рынка и дальнейшего развития СЕБ. Даже при наличии хороших перспектив данная ситуация может привести к потере независимости фирмы.
К достоинствам матрицы «Бостон консалтинг групп» можно отнести:
• наглядность и простота применения;
• позволяет определить возможную стратегию стратегических единиц бизнеса;
• позволяет определить потребности финансирования СЕБ и выявить потенциал рентабельности отдельных СЕБ;
• наглядно показывает способность каждой СЕБ генерировать поток доходов и ее потребность в финансировании;
• показывает привлекательность каждой СЕБ в корпоративном портфеле бизнесов;
• нацеливает на использование данных о внешней среде при оценке каждого вида бизнеса предприятия, установлении для него стратегий и перераспределении ресурсов;
• матрица позволяет оценить баланс хозяйственного портфеля предприятия.
Данному методу портфельного анализа присущи сле- •:. дующие недостатки:
• матрица строится только относительно двух параметров: рост рынка и относительная доля СЕБ на рынке;
• матрица теряет смысл, если отсутствует возможность роста;
• прибыль играет для фирмы зачастую большую роль, чем баланс поступления денег;
• не учитывается взаимосвязь СЕБ;
• не учитывается цикличность развития товарных рынков;
• достаточно трудно точно определить темп роста отраслевого рынка и относительную долю рынка предприятия.
Матрица «привлекательность-конкурентоспособность» фирмы «Мак-Кинси». Данная модель представляет собой развитие предыдущей матрицы. Матрица «привлекательность-конкурентоспособность» включает девять стратегических конкурентных позиций предприятия. Наиболее характерные положения конкурентных позиций бизнеса находятся по углам матрицы (рисунок 10.2).
Привлекательность и конкурентоспособность являются многофакторными понятиями, включающими различные критерии их оценки (таблица 10.3).
Таблица 10.3 Критерии привлекательности рынка и конкурентоспособности фирмы
|
Различные критерии привлекательности и конкурентоспособности приводятся к сопоставимому виду с помощью весовых коэффициентов. Для удобства проведения расчетов эти коэффициенты распределяются таким образом, чтобы их сумма равнялась единице.
Каждому из параметров привлекательности рынка дается оценка степени его привлекательности для анализируемой фирмы в оцениваемой отрасли. Эта оценка параметров ведется в зависимости оттого, насколько заключенная в параметре характеристика отрасли несет в себе возможности для достижения целей фирмы. Оценка ведется по пятибалльной шкале: 5 — наиболее привлекательный, 1 — наименее привлекательный параметр. Например, если фирма стремится к расширению, а отрасль совсем не растет, то параметр роста отрасли получит оценку 1. Это будет означать, что он несет в себе угрозу для фирмы.
Оценка относительной значимости каждого параметра умножается на соответствующую оценку привлекательности этого параметра и все эти произведения складываются. В сумме получается интегральная оценка привлекательности отраслевого рынка. Максимальная оценка привлекательности отрасли может быть 5, а минимальная — 1.
В таблице 10.4 приведен пример расчета привлекательности отраслевого рынка.
Таблица 10.4 Оценка привлекательности отраслевого рынка
|
Степень конкурентоспособности СЕБ также измеряется от 1 до 5. 5 — сильная конкурентная позиция по данному фактору, 1 — очень слабая конкурентная позиция.
Для определения обобщенной оценки конкурентоспособности относительный вес каждого параметра оценки умножается на соответствующую оценку степени конкурентной силы стратегической единицы бизнеса. Все полученные произведения складываются. Результат сложения дает интегральную оценку конкурентной позиции СЕБ в ее отрасли. В таблице 10.5 приводится пример расчета конкурентной позиции СЕБ в отрасли.
Раздел IV. Оценка конкурентоспособности товара и фирмы 235 Таблица 10.5 Оценка конкурентной позиции СЕБ в отрасли
|
Теперь представим характеристику основных конкурентных позиций матрицы «Мак-Кинси».
По отношению к тем СЕБ (продуктам), которые попали в квадраты «Успех», фирма должна применять стратегию развития. Эти виды бизнеса имеют хорошую конкурентную позицию в привлекательных отраслях, поэтому явно им принадлежит будущее. Бизнесы (продукты), оказавшиеся в квадрате «Вопросительный знак», могут иметь хорошее будущее, но для этого предприятию следует приложить большие усилия по улучшению их конкурентной позиции.
Бизнесы (продукты), оказавшиеся в квадрате «Доходный бизнес», являются источником получения денег. Они очень важны для поддержания нормальной жизни предприятия. Но они могут быть ликвидированы, так как привлекательность для предприятия отрасли, в которой они находятся, низкая.
Попадание в квадрат «Средний бизнес» не дает возможности однозначно судить о дальнейшей судьбе СЕБ. По отношению к ней решение может быть принято только по результатам анализа состояния всего портфеля бизне- сов (продуктов). Хотя в значительной мере это замечание относится и к СЕБ, попавшим в один из трех рассмотренных выше типов квадратов.
Относительно СЕБ, попавшей в квадрат «Поражение», следует сделать вывод, что она находится в очень нежелательной позиции, требует достаточно быстрого и эффективного вмешательства с целью предотвращения возможных серьезных негативных последствий для предприятия.
Матрица «Мак-Кинси» дает хороший инструментарий для анализа конкурентных позиций бизнесов (товаров). Основной вывод, к которому она подводит исследователя, состоит в том, что сбалансированный портфель должен иметь в своем составе в основном бизнесы, находящиеся в квадратах «Успех», немного бизнесов, находящихся в квадрате «Вопросительный знак», и строго определенное число бизнесов, находящихся в квадрате «Доходный бизнес». Их количество должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить поддержание «успешных» бизнесов и «вопросительных знаков».
К достоинствам матрицы «Мак-Кинси» можно отнести:
• учитывает существенно большее число факторов по сравнению с матрицей «Бостон консалтинг групп»;
• данная матрица более гибкая, поскольку ее показатели выбираются исходя из конкретной ситуации;
• шире область применения данной матрицы, т.^. она не исходит из каких-то частных предположений.
К недостаткам матрицы «Мак-Кинси» относят:
• растет число факторов, учитываемых в модели, поэтому более сложным становится процедура их измерения;
• высокий уровень субъективности оценок конкурентных позиций СЕБ;
• возрастает уровень субъективизма, проявляющегося при выборе показателей, характеризующих привлекательность отраслевого рынка и конкурентоспособность фирмы, и установлении весовых коэффициентов значимости;
• отсутствует логическая связь между показателями конкурентоспособности и движением финансовых потоков;
• итоговые стратегические рекомендации, как и в случае матрицы «Бостон консалтинг групп», носят общий характер и требуют уточнения.
В целом по матричным методам можно отметить, что при наличии достоверной информации эти методы позволяют обеспечить высокую репрезентативность оценки конкурентоспособности. Однако получение необходимой информации чаще всего затруднено, что снижает практическую ценность методов. Матричные методы дают возможность провести анализ конкурентоспособности фирмы, не давая при этом четкого количественного выражения результатов оценки конкурентоспособности.