Показатели общехозяйственной конъюнктуры
Общехозяйственная конъюнктура рассматривает все товарные рынки как единое целое, имеет свои закономерности, влияющие на конъюнктуру каждого товарного рынка. Показатели общехозяйственной конъюнктуры используются правительством страны для выработки внутренней и внешней политики. Они анализируются в следующей последовательности:
1) ВНП характеризует фазу экономики страны. ВНП – сумма продуктов и услуг, произведенных обществом, как в вещественной, так и в невещественной форме на всех предприятиях станы и соизмеренных по их ценам;
2) показатели развития промышленности: индекс промышленного производства, объем выпуска продукции в абсолютных единицах, загрузка производственных мощностей, производительность труда, занятость, курс акций промышленности, рентабельность производства – все эти показатели следует проследить по структуре промышленности. Помнить - при самой благоприятной конъюнктуре загрузка производственных мощностей не превышает 90%;
3) показатели развития сельского хозяйства – индекс производства сельхоз продукции, объем производства сельхозпродукции, размеры посевных площадей, средняя урожайность культур, количество техники. Не всегда данные показатели адекватно отражают общехозяйственную конъюнктуру, так как они подвержены влиянию факторов нециклического характера (погодные условия, природные катаклизмы, аграрная политика государства);
4) показатели, характеризующие строительство. Строительство считается чутким показателем конъюнктуры. Особенно тщательно изучается промышленное строительство, т.к. оно тесно связано с вложением в основной капитал, определяющим динамику цикла. На фазе подъема темпы развития строительства замедляются по сравнению с темпами, характерными для фазы оживления;
5) показатели транспортных перевозок, особенно грузовых колеблются параллельно динамике цикла. Пассажирские перевозки слабо подвержены циклическим колебаниям;
6) показатели внутреннего товарооборота – потребительские расходы, оптовый и розничный товарооборот. Оптовая торговля более остро, чем розничная, реагирует на ухудшение конъюнктуры. Более резко при этом происходит снижение товарооборота предметов длительного пользования;
7) показатели денежного обращения - ставки по кредитам, уровень инфляции, курс национальной валюты, длительность процедуры оплаты договоров и контрактов;
8) показатели внешней торговли – физический и стоимостной объем внешнеторгового оборота, импорта, экспорта, сальдо торгового баланса, географическая направленность экспорта и импорта, пошлины. Сокращение внешней торговли обычно происходит позже сокращения промышленного производства (долгосрочные контракты). На эти показатели сильное влияние оказывают факторы нециклического характера (национальная политика, международные соглашения, политические события международного масштаба).
Конъюнктурная симптоматика охватывает показатели, динамика которых по фазам экономического цикла несколько опережает динамику промышленного производства: вложения в основной капитал; уровень поступлений заказов и портфель заказов на машины и оборудование, металлы; изменение портфеля невыполненных заказов в обрабатывающей промышленности; контракты на строительство; товарные запасы, эмиссия ценных бумаг, ссудный процент, курсы акций, цены на промышленное сырье.
Классификация рынков
Методология исследования экономической конъюнктуры предполагает необходимость проведения классификации товарных рынков. Целями исследований определяются признаки, лежащие в основе проводимых классификаций.
I. По территориальному охвату рынки делятся:
̶ на внутренний рынок – совокупность экономических отношений товаропроизводителей и потребителей по поводу реализации товаров;
̶ национальный рынок – он предполагает механизм экспортно-импортных операций помимо отношений, существующих в рамках внутреннего рынка;
̶ региональный рынок;
̶ мировой рынок – совокупность национальных рынков.
II. По товарно-отраслевому признаку (используется в статистике) можно выделить:
̶ рынок машин и оборудования, а именно: рынок общего машиностроения, рынок электротехнического и приборостроения, рынок транспорта;
̶ рынок минерального сырья и топлива, а именно: рынок топлива и энергетического сырья (уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, уран), рынок минерального сырья (руды черных и цветных металлов, бокситы, первичные и вторичные металлы), рынки химического сырья и сельскохозяйственных удобрений;
̶ рынки сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров, а именно: рынки промышленного сельскохозяйственного сырья (хлопок, шерсть, натуральный каучук), рынки продовольственного сырья (зерно, сахар, животное и растительное масло, мясо, кофе, фрукты, рыба и рыбопродукты);
̶ рынки лесных товаров, а именно рынок древесины, рынок пиломатериалов, рынок целлюлозы.
III. По сфере общественного производства можно выделить:
̶ рынок производственной сферы (сырье, продовольствие, машины и оборудование);
̶ рынок непроизводственной сферы (наука, произведения искусства, здравоохранение).
IV. По характеру конечного использования рынки делят:
̶ на рынок потребительских товаров;
̶ рынок товаров производственного назначения (или рынок B2B, деловой рынок).
V. По срокам использования товаров можно выделить:
̶ рынок товаров длительного пользования;
̶ рынок товаров краткосрочного использования;
̶ рынок товаров одноразового использования.
Классификация товарных рынков в качестве одного из принципов их изучения представляет собой макросегментацию рынка. Углубление исследования рыночных возможностей предполагает необходимость дальнейшего членения рынка в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товаров, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации.