Типология потребителей
Иной случай - «рынок покупателя». Здесь открывается возможность выбора товара, т. е. покупатель сравнивает товары, их производителей и их соответствие со своими потребностями.
Потребители, действующие на рынке, могут быть разделены на две большие группы:
• потребители-организации (производители, оптовая и розничная торговля и т.д.)
• конечные потребители, покупающие для личного и семейного пользования.
Эти группы потребителей существенно отличаются своим поведением на рынке. Основные различия обусловлены разными задачами, ставящимися при приобретении. Их можно сформулировать следующим образом:
1. организации приобретают товар для использования в производстве или для перепродажи, а конечные потребители - для личного пользования,
2. организации часто покупают оборудование, сырье, полуфабрикаты; а конечные потребители – нет,
3. организации руководствуются при покупке спецификациями и техническими данными, а конечные покупатели - модой, описанием, стилем,
4. организации принимают решения о покупке коллегиально, а потребители – нет,
5. организации чаще исследуют цены и поставщиков, арендуют оборудование, чем конечные потребители.
Различия в рынках для разных групп потребителей:
1. спрос организаций является производной от спроса конечных потребителей,
2. спрос организаций в большей степени зависит от циклических колебаний, чем спрос потребителей,
3.организации более малочисленны и географически сконцентрированы, они чаще используют специализированных снабженцев,
4.каналы товародвижения для организаций короче, чем для конечных потребителей,
5.организации могут требовать особого обслуживания,
6.организации чаще могут производить товары и услуги, как альтернативу покупки этих товаров, в отличие от конечных потребителей.
В общем, для конечных потребителей решающее значение имеют факторы личного, социального и психологического порядков; в отличие от организаций, для которых большее значение имеют экономические факторы.
Осознавая то, что покупатели реагируют на различные побудительные приемы маркетинга, многие предприятия исследуют зависимость между методами маркетинга и реакцией покупателей. Побудительные факторы маркетинга включают в себя 4 элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования.
Для характеристики покупателя и его реакции на раздражители используется типология потребителей, приведенная в таблице 1.
Таблица 1
Факторы | Наиболее распространенные значения переменных |
Географические | |
регион | Нечерноземье, Урал, и т. д. |
административное деление | республика, край, и т. д. |
численность населения | до 5 тыс. чел., 5-20 тыс. чел., и т. д. |
плотность населения | город, пригород, и т. д. |
климат | континентальный, морской, и т. д. |
Демографические | |
возраст | до 6-ти лет, 6-11лет, и т. д. |
пол | мужской, женский |
размер семьи | 1-2 чел., 3-4 чел., и т. д. |
семейное положение | молодежь - одинокие, семейные, и т. д. |
уровень дохода | до 900руб., 900-1200руб., и т. д. |
виды профессий | рабочий, служащий и т. д. |
уровень образования | начальное, среднее, и т. д. |
религия | православная, католическая, и т. д. |
национальность | русские, украинцы, и т. д. |
Психографические | |
социальный строй | неимущие, среднего достатка,... |
стиль жизни | богемный, элитарный, молодежный... |
личные качества | авторитарность, импульсивность... |
Поведенческие | |
степень случайности покупки | обычно случайный, иногда случайный |
поиск выгод | поиск на рынке: изделий высокого качества; хорошего обслуживания; более низкой, чем обычно , цены |
статус постоянного клиента | потенциально постоянный, приобретающий в 1-й раз, постоянный... |
степень нуждаемости в продукте | постоянная, иногда, никогда не требуется |
степень лояльности к предприятию | никогда не покупает, иногда( при каких-то условиях), постоянно |
степень готовности купить изделие | недостаточно информирован, интересуется, стремится купить |
эмоциональное отношение к продукции | энтузиаст, положительное, безразличное, негативное враждебное |
Несмотря на наличие развитой системы законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, охраняющих добросовестность конкуренции, интересы потребителей и высшие интересы общества во всех практически странах с рыночной экономикой существует организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов - консюмеризм.
Среди традиционных прав продавца отметим следующие.
1. Право предлагать любой товар, любого типоразмера и внешнего оформления при условии, что он не несет угрозы здоровью и безопасности, а если несет, то предлагать его с надлежащим предостережением и надлежащими мерами контроля.
2. Право назначать на товар цену любого уровня при условии недопущения дискриминации среди сходных между собой категорий покупателей.
3. Право расходовать любую сумму средств на продвижение товара при условии, что действия эти не попадают под определение недобросовестной конкуренции.
4. Право использовать любое рекламное обращение о товаре при условии, что по своей сути и исполнению оно не является вводящим в заблуждение или обманом.
5. Право предлагать любые программы стимулирования покупок.
Среди традиционных прав покупателя отметим следующие.
1. Право не покупать предлагаемый на продажу товар.
2. Право рассчитывать, что товар безопасен в обращении.
3. Право рассчитывать, что товар будет функционировать в точном соответствии с утверждением продавца.
При сравнении этих прав многие приходят к выводу, что власть в основном сосредоточена в руках продавца. Конечно, покупатель может отказаться от приобретения товара. Однако, по мнению критиков, он не располагает достаточной информацией, недостаточно образован и недостаточно защищен, чтобы иметь возможность принимать разумно обоснованные решения, имея дело с чрезвычайно искушенными продавцами. Поборники интересов потребителей требуют предоставить потребителям следующие дополнительные права:
1. Право на исчерпывающую информацию о наиболее важных аспектах товара.
2. Право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов.
3. Право оказывать влияние на товары и маркетинговые приемы в сторону увеличения их вклада в повышение «качества жизни».