Оценка качества товаров
Оценка качества товаров – совокупность операций по выбору номенклатуры потребительских свойств и показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.
Действительное значение – значение, определяемое однократным или многократным его измерением. Так, например, при определении жирности молока двух образцов получают два различных значения.
Базовый показатель – показатель, принятый за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Так, например, базовым показателем может быть стандартный образец, эталон товара.
Регламентированное значение – значение, установленное действующими нормативными документами. Так, например, в соответствии с техническим регламентом жирность молока составляет 3,2%, указанное значение является регламентированным.
Деятельность по оценке качества состоит из трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности.
1. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей, их определяющих.
Основными критериями выбора являются:
· этап технологического цикла продукции (товара);
· потребности, которые должен удовлетворять товар;
· субъективные особенности оценщика.
Так, на этапе приемки сырья, предназначенного для производства продукции, существенное значение имеют показатели технологических свойств и безопасности, но не важны, эстетические свойства. В тоже время при реализации товара в номенклатуру показателей качества необходимо включать показатели всех потребительских свойств, но особенно важны для потребителя показатели назначения, безопасности, надежности, эргономических и эстетических свойств.
При выборе номенклатуры потребительских свойств и показателей важно правильно выбрать такие показатели, которые будут иметь решающее значение для определенных целей. Например, при оценке качества муки на хлебозаводе необходимо выбрать такие показатели как количество и качество клейковины, т.к. они могут повлиять на качество готовой хлебобулочной продукции, а при реализации муки в торговой сети – цвет, степень измельчения. В обоих случаях необходимо оценивать показатели безопасности в соответствии с установленными требованиями.
2. Определение действительных значений показателей проводится путем количественных и качественных измерений.
Количественные измерения применяются для определения размера показателя, а качественные – для размерности. Так, показатель «цвет» может быть измерен количественно (например, цвет пива по концентрации раствора йода) и качественно (визуально отмечаются цвет пива и его насыщенность).
3. Сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовыми.
При сопоставлении выявляется соответствие или несоответствие действительных значений показателей качества базовым. В качестве базовых показателей могут быть приняты регламентированные значения показателей. Так, цвет муки устанавливается по эталонам, соответствующим по цвету определенному сорту муки. Цвет пива по стандарту устанавливается как светло- или темно-коричневый и сравнивается с цветом раствора йода определенной концентрации.
Важной задачей оценки качества товаров является выявление несоответствий, т.е. дефектов.
Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.
Классификация дефектов осуществляется по нескольким признакам.
По степени значимости различают критические, значительные и малозначительные дефекты.
Критические дефекты – несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей и окружающей среде.
Значительные дефекты – несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителей и окружающей среды.
Малозначительные дефекты – несоответствия, не оказывающие существенного влияния на потребительские свойства товаров.
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.
В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые, после устранения которых товар может быть использован по назначению, и неустранимые, которые невозможно или экономически невыгодно устранять.
В зависимости от места возникновения все дефекты подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные.
Технологические дефекты – дефекты, вызванные недостатками при проектировании, разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов.
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров.
Послереализационные дефекты – дефекты при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем.
При оценке качества товароведы должны своевременно выявлять дефекты товаров по характерным признакам их проявления и устанавливать причины их возникновения.
Операция по сопоставлению значений показателя завершается установлением определенных градаций, классов, товарных сортов, марок, что связано с принятием решения оценщиком о присвоении товару определенной градации качества.
Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим одно и то же функциональное применение, но различные требования к качеству.
В результате оценки качества все товары по назначению подразделяются на три класса:
– первый класс – товары, пригодные к использованию по назначению, т.е. стандартные товары, реализуемые без каких-либо ограничений;
– второй класс – товары, условно пригодные для использования по назначению, т.е. нестандартные товары или брак с устранимыми дефектами;
– третий класс – опасные товары, непригодные для использования по назначению, т.е. неликвидные отходы, не подлежащие реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей.
В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первого класса. Товары второго и третьего классов должны своевременно выявляться при приемочной оценке качества и не допускаться к реализации.