Характеристика внешней макросреды фирмы(PEST – анализ)
Анализ маркетинговой деятельности фирмы
«Japan Tobacco International»
Руководитель Белостоцкая А.А.
Санкт-Петербург
2010г
Содержание
1.Введение...................................................................................................... 3
2.Характеристика текущей маркетинговой ситуации, описание целевого рынка компании………………………………………………..6
2.1.Характеристика деятельности фирмы, продуктов и услуг фирмы…..7
2.2.Характеристика внешней макросреды фирмы. PEST-анализ……….14
2.3.Характеристика внешней микросреды
Конкурентный анализ и построение конкурентной карты……………...16
Анализ структуры и динамики каналов распределения на рынке……...24 Сегментация покупателей выбор и обоснование целевых сегментов….25
2.4.Анализ факторов внутренней среды фирмы…………………………28
3.SWOT-анализ маркетинговой деятельности фирмы……………...33
4.Разработка стратегии маркетинга……………………………………37
Выбор стратегии относительно рыночной доли…………………………37
Выбор стратегии и обоснование позиционирования…………………….38
Стратегия брендинга……………………………………………………….39
Разработка маркетинговых политик по элементам
маркетинг-микса………………………………………………………….40
Товарно-ассортиментная политика……………………………………….40
Ценовая политика…………………………………………………………..43
Сбытовая политика………………………………………………………...45
Коммуникативная политика……………………………………………….46
6.Заключение………………………………………………………………47
7.Список литературы…………………………………………………….48
ВВЕДЕНИЕ
В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организация его распределения, установление цен, рекламу и личную продажу, которые нам и необходимо рассмотреть в данной курсовой работе.
Для начала необходимо дать определение маркетинговому исследованию.
Исследования маркетинга - это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале фирмы в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности фирмы.
Маркетинговое исследование - процесс, состоящий из пяти этапов.
На первом этапе происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования.
Второй этап - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), составление плана выборки (единицы выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью).
Третий этап - сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий.
Четвертый этап - анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей.
Пятый этап - представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.
В моей курсовой работе будет исследоваться маркетинг одной из самых преуспевающих табачных компаний. Я выбрала именно эту компанию, потому что тема курения волнует, в настоящее время, население всего мира. Эта тема сейчас все более актуальна.
В России курение является самой распространенной вредной привычкой. В нашей стране в настоящее время курят 65% мужчин и около 30% женщин. Российская федерация считается одной из самых курящих стран мира по сведениям Роспотребнадзора. В связи с этими цифрами можно сделать вывод, что табачная промышленность на сегодняшний день успешно развивается. Именно поэтому, лично мне интересно узнать, как происходит продвижение товара, который вызывает очень неоднозначную реакцию у потребителей, который вызывает очень много споров по всему миру и несмотря на это все равно успешно развивается!
Итак, перед нами поставлены следующие цели: изучить теоретические и методические основы маркетингового исследования, проанализировать состояние объекта исследования, предложить способы повышения качества и эффективности работы предприятия.
Необходимо решить следующие задачи:
1. выявить проблему исследования;
2. поставить перед собой цель исследования;
3. собрать необходимый материал;
4. провести отраслевой анализ;
5. на основе полученного материала, провести исследование маркетинга предприятия;
6. подвести итоги исследования;
7. предложить способы повышения качества и эффективности работы предприятия;
В данной курсовой работе предмет исследования – маркетинговая деятельность предприятия и механизм ее совершенствования на основе маркетингового подхода.
Объект исследования – табачная компания «Japan Tobacco International» (далее JTI).
2.Характеристика текущей маркетинговой ситуации, описание целевого рынка компании.
Japan Tobacco International (JTI) является международным подразделением Japan Tobacco Inc., третьим по величине табачным производителем в мире с долей рынка 11% и рыночной капитализацией около 32 млрд. долларов. JTI была создана в 1999 г. после приобретения Japan Tobacco международной табачной американской компании R.J.Reynolds за 8 млрд. долларов. Несмотря на относительную молодость, компания опирается на солидный опыт в табачной отрасли и богатое наследие, берущие начало еще в 18 веке.
JTI – поистине интернациональная компания, в основе которой лежит принцип равноправия культур и национальностей.
История JTI неразрывно связана со многими странами мира, в том числе Японией, США, Великобританией и Австрией. Многогранное наследие предшественников и богатство культурных традиций сотрудников JTI – основа успеха компании и законный повод для гордости. Руководство компании убеждено, что многообразие способствует взаимному обогащению культур и служит мощным источником вдохновения, стимулом к постоянному совершенствованию, развитию и прогрессу.
JTI: многообразие в цифрах:
- сотрудники компании работают в 60 странах мира;
- продукция продается в 120 странах;
- продукция производится в 27 странах;
- в компании работают представители 90 национальностей;
- в головном офисе JTI в Женеве работают представители 48 национальностей;
- 16 членов Исполнительного комитета JTI представляют 11 национальностей.
Компания JTI отличается своей приверженностью интересам как курящих, так и некурящих людей и с высокой этической аккуратностью осуществляет все свои действия. На официальном сайте компании написано «Мы осознаем, что наша продукция вызывает определенные разногласия в обществе. Мы не побуждаем людей к курению и активно содействуем предотвращению курения среди несовершеннолетних. Мы осознаем риски, связанные с курением, и пытаемся их сократить. Мы стремимся к созданию продукции, уменьшающей эти риски, и к взаимопониманию между курящими и некурящими при соблюдении законодательства, общепринятых норм и национальных традиций.
Мы открыты для сотрудничества и стремимся к диалогу с государственными органами во всем мире для обсуждения вопросов, связанных с производством, продажей и потреблением нашей продукции».[1]
Шесть основополагающих принципов JTI определяют отношение компании к курению:
1. Открытость в отношении рисков, связанных с курением: общественные организации установили, что курение является причиной ряда заболеваний и/или фактором риска для их развития. Компания поддерживает мероприятия по соответствующему информированию курящих. Никто не должен курить, не располагая исчерпывающей информацией о рисках, связанных с курением.
2. Честная информация о наших продуктах: курящие имеют право знать, из чего сделаны сигареты, которые они курят, а производители обязаны сообщать им о составе сигарет.
3. Стремление снизить риск, связанный с курением:широко известны риски, связанные с курением. JTI не считает, что этот риск можно исключить полностью, но существуют способы, которыми можно его снизить. Компания стремится разработать продукцию с пониженным риском.
4. Предотвращение курения среди молодежи: несовершеннолетние не должны курить. Все это знают. Курение среди несовершеннолетних – проблема общества в целом, и никто не в силах решить ее в одиночку. JTI обязуется приложить все усилия к тому, чтобы предотвратить курение среди несовершеннолетних, но, в конечном счете, успех зависит от совместных усилий всех заинтересованных сторон.
5. Взаимное уважение между курящими и некурящими:курение часто раздражает тех, кто не курит. Курящие должны быть более предупредительными по отношению к некурящим. Компания выступает за соответствующее разделение курящих и некурящих и признает, что основной груз ответственности лежит на курящих.
6. Уважение к местным законодательным нормам и особенностям культуры:в разных странах отношение к курению может быть совершенно различным. Часто имеют место крайне жесткие законодательные ограничения. Все имеют право высказывать свою точку зрения, но в любом случае уважать мнение, преобладающее в каждом отдельном социуме. JTI убеждены, что единого «глобального» подхода к разрешению противоречий, связанных с курением, не существует.
Компания добросовестно следует международным маркетинговым стандартам.
Международные маркетинговые стандарты — это документ саморегулирования, одобренный ведущими табачными компаниями и устанавливающий базовые принципы приемлемого маркетинга табачных изделий по всему миру. Основные положения стандартов:
- Гарантировать, что маркетинг брендов не обращается к молодежи.
- Ограничить подверженность несовершеннолетних со стороны воздействия маркетинга табачных изделий.
- Обеспечить надлежащую информированность совершеннолетних потребителей о рисках, связанных с курением.
- Признать, что ограничения маркетинга и рекламы продукции представляются оправданными в связи с ее спецификой.
- Убедить другие табачные компании следовать тем же принципам.
Важность стандартов очевидна. Они упорядочивают подход к маркетингу и его характер во всей отрасли по всему миру. Единый документ определяет терминологию маркетинга, описывает главные параметры, минимизирует двусмысленность. Стандарты основаны на следующих принципах:
- Ни один ответственный человек не хочет, чтобы несовершеннолетние курили, точно так же, как и табачные компании не хотят этого. Компании хотят предпринять все разумные меры, чтобы реклама, пробная продукция, продвижение и продажа сигарет касалась исключительно взрослых курильщиков, а не молодежи. Эта цель едина для JTI и общества в целом.
- JTI вправе обращаться к информированным взрослым людям. Стандарты обеспечивают надлежащее информирование курильщиков о рисках для здоровья, связанных с курением, и таким образом позволяют им сделать осознанный выбор.
- Особенный характер продукции требует ответственного маркетинга. Этот новый документ излагает минимальные стандарты, в соответствии с которыми компания оценивает свою деятельность по всему миру.
- JTI поддерживает разумное регулирование табачной отрасли со стороны государственных органов и, по возможности, стремится внедрить данные стандарты в национальные законодательства или в соглашения, обеспечивающие эффективное следование этим стандартам на местах. В тех странах, где существуют более строгие ограничения, компания, безусловно, продолжает следовать действующим соглашениям или законам.
Продукция:
Глобальные флагманские марки:
Ø Winston – лидер среди марок сигарет по темпам роста
Ø Camel – родоначальник американской мешки табака
Ø Mild Seven – ведущая международная марка сигарет с угольным фильтром
Ø Benson & Hedges и Silk Cut – два основных бренда табака типа вирджиния
Ø престижная марка Sobranie
Ø Glamour – супертонкие сигареты («суперслимс»), быстро завоевывающие рынок
Ø LD – международная марка недорогих сигарет.
Прочая табачная продукция:
Ø Сигары Hamlet
Ø Курительный табак для самокруток Old Holborn и Amber Leaf
Ø Снюс Camel
Для создания комфортных условий для работы и персонального развития в компании JTI сформирован круг значимых корпоративных ценностей, которые дают возможность анализировать и направлять ход событий. Важно, чтобы, в первую очередь, сотрудники разделяли ценности компании:
- Качество
- Мастерство, простота, удовлетворение потребностей
- Ответственность
- Уважение, надежность, открытость
- Новаторство
- Динамика, энтузиазм, скорость
- Синергия
- Разнообразие, вовлеченность, командная работа
JTI является крупнейшим иностранным инвестором в российскую табачную отрасль. Общий объем прямых инвестиций в экономику РФ превышает $900 миллионов. За 15 лет в России созданы 4 современных производственных комплекса, два из которых – «Петро» и «Лиггетт-Дукат» - являются крупнейшими табачными фабриками в стране.
Анализ уровней товара
Товар – это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу.
«Товаром является всё, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, что может удовлетворить чей-то запрос или потребность. Сюда включаются физические объекты, услуги, люди, места, организации и идеи».
Филипп Котлер
Товаром (продукцией) компании JTI являются сигареты.
иерархия потребительской ценности или уровни товара | уровни товара |
1.Ключевая ценность Основное преимущество, которое приобретает потребитель. | Качество.Вне зависимости от стоимости сигарет, компания гарантирует их высокое качество, подкрепленное сертификатами. JTI не реализует свою продукцию через интернет или по средствам каталогов, предотвращая тем самым возможность подделки. |
2.Основной товар То, что потребитель получает при покупке: конкретные характеристики и свойства. | Компания JTI производит высоколиквидный товар, который покупают каждый день по всему миру. Благодаря своей доступности потребители могут без особого труда найти интересующую их конкретную марку практически в любом магазине. Это обеспечивает людям свободу в действии и уверенность в себе и в завтрашнем дне. |
3.Ожидаемый товар Набор характерных признаков и условий, которые потребитель обычно ожидает и на которые соглашается при приобретении товара. | Компания пользуется услугами исключительно проверенных, известных поставщиков, использует только запатентованные разработки и технологии, работает на высокотехнологичном экологичном оборудовании (JTI следит за охраной окружающей среды) – все это позволяет в короткий срок создавать приемлемую по цене, но не уступающую по качеству продукцию. |
4.Улучшенный товар Услуга, отвечающая потребностям сверх обычных ожиданий клиента. | Помимо основного товара, компания предоставляет ряд дополнительныхуслуг, которые впоследствии оправдывают себя. В частности, это розыгрыши дорогих призов, путевок за границу, которые проводятся в рамках марки, параллельно в нескольких марках. Также компания дарит потребителям сувениры (за приобретение единицы товара) с логотипом компании или с изображением наименования марки. |
5.Потенциальный товар Услуга, которую производитель намерен разработать и предложить потребителю. | -продукция, наносящая как можно меньший ущерб здоровью потребителей; -Линейка доступных ароматизированных сигарет; -Выпуск серии сигарет с дизайнерским эксклюзивным оформлением пачки; -Создание собственной линии сопутствующих товаров; -размещение рекламы в элитных деловых журналах и дорогих глянцевых печатных изданиях. |
Характеристика внешней макросреды фирмы(PEST – анализ)
PEST-анализ — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.[2]
Политическая среда | Экономическая среда | Социальная среда | Технологическая среда |
1.ограничение на проведение рекламных акций и запрет рекламирования табачной продукции по телевидению | 1.экономический кризис | 1.динамика половозрастного состава населения | 1.Научные исследования в области разработки сигарет с наименьшим влиянием на организм человека |
2.законопроект о запрете курения в общественных местах | 2.повышение акцизных сборов на сигареты | 2. отток трудовых мигрантов из страны | 2.усовершенствование способов селекции, выращивания табака, выявления оптимальной технологии смешивания и т.д |
3.ужесточение правил международнойторговли в странах ЕС | 3.повышение среднедушевого дохода и уровня жизни населения | 3.естественная убыль населения | 3.вероятность появления товаров-заменителей |
4.поддержка мировым сообществом реформ, осуществляемых в РФ; | 4.увеличение затрат на электроэнергию, сырье и т.д | 4. новые традиции(празднование дня отказа от курения) | 4.влияние НТП |
5.вступление в политические альянсы | 5.вложения иностранных инвесторов | 5.Влияние СМИ (социальная антиреклама) |