Задачи службы маркетинга на предприятии
Реализация концепции маркетинга на предприятии предполагает в первую очередь создание соответствующей службы. Единых рецептов по использованию четко определенных структур управления маркетингом не существует. Можно говорить об общих принципах построения оргструктур управления маркетингом. Как отмечено в литературе, небольшие организации, разрабатывающие новые продукты в быстро меняющихся условиях, используют гибкие децентрализованные структуры. Крупные организации, действующие на более стабильных рынках, в целях обеспечения большей интеграции часто используют более централизованные структуры. Гибкость оргструктур управления, умение быстро и своевременно реагировать на изменения различного рода являются необходимыми условиями адаптации организации к новым реалиям жизни. Это своего рода ответ на невозможность четко предвидеть и прогнозировать происходящие изменения, особенно при нестабильной политической и экономической обстановке. При этом одним из основных принципов организации управления маркетингом в крупных компаниях является максимальное приближение мест принятия маркетинговых решений в подразделениям, где занимаются практическим маркетингом (где что-то производят и сбывают). Поэтому в высших для крупной организации эшелонах управления (в штаб-квартирах) вообще какие-либо маркетинговые решения могут отсутствовать.
Какие же основные задачи на сегодняшний день должна решать служба маркетинга на наших отечественных предприятиях? Они вытекают из сложившихся условий функционирования:
- сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе на продукцию;
- подготовка данных, необходимых для принятия решений по эффективному приспособлению производственного сбытового, финансового потенциала предприятия к требованиям рынка;
- активное формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОСИСС).
Служба маркетинга представляет собой важное функциональное звено в управлении предприятием. Хотя маркетинговая служба непосредственно не руководит ни набором кадров, ни НИОКР, ни производственными работами, ни продажей продукции предприятия, ее деятельность является обязательным условием для принятия обоснованных управленческих решений, ориентированных на рынок. Во главе маркетинговой службы предприятия стоит, как правило, второе лицо после руководителя - директор по маркетингу. В состав маркетинговой службы входят работники, занимающиеся изучением рынка, созданием товарного ассортимента, политикой цен, товародвижением, торговлей, формированием спроса и стимулированием сбыта, рекламой.
Служба маркетинга функционируют на основании разрабатываемого с учетом особенностей каждого предприятия положения о службе маркетинга, включающего определение конкретных задач службы, прав и обязанностей ее работников, взаимодействие с другими подразделениями предприятия и др.
Следует помнить, что организация маркетинга на предприятии - это не формальное выделение специального подразделения с возложением на него отдельных функций, которые, как правило, предприятие до настоящего времени не выполняло или выполняло частично (рекламы, организация изучения спроса и т.п.).
К основным функциям, выполняемым службой маркетинга на предприятии можно отнести следующие:
- комплексное исследование рынка;
- прогноз рынка;
- оценка собственных возможностей;
- формирование целей на близкую и далекую перспективу;
- разработка стратегий производства новых товаров;
- разработка тактики фирмы;
- планирование товародвижения, сбыта и сервиса;
- формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС);
- разработка и реализация ценовой политики;
- информационное обеспечение маркетинга;
- анализ и контроль;
- управление маркетингом.
Если говорить о работе службы маркетинга в более упрощенном варианте, то вся маркетинговая деятельность на предприятии должна быть сведена к тому, чтобы в конечном итоге маркетологи могли дать ответ на любой из нижеследующих вопросов:
Кем?
Где? Продаются Изделия (услуги):
Каким образом? Покупаются наши,
Почему? Применяются конкурирующие,
Когда? заменяющие,
В каком количестве? Дополняющие
Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб должны удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга.
К числу таких требований относятся.
1. Системность знаний, большая эрудиция и кругозор. Маркетолог должен обладать знаниями в области последних достижений НТП, и в области коммерческой деятельности, и в области производства и т.д.
2. Коммуникабельность. Маркетолог должен уметь находить общий язык с людьми разных мировоззрений, привычек, характеров, проживающих в разных регионах и странах и занимающихся разными видами деятельности.
3. Стремление к новому, высокая степень динамизма. Время в маркетинге – решающий фактор. Недаром используется понятие «турбомаркетинг», характеризующее стремительность процессов, которые лежат в его основе. Маркетологи должны уметь быстро реализовать представившийся шанс.
4. Дипломатичность, умение гасить конфликты. Являясь носителем нового, маркетолог, вынуждая других руководителей идти на нововведения, вызывает этим у них противодействие и раздражение. Руководители исследовательских и конструкторских подразделений не склонны разрабатывать продукцию, нужную потребителям, руководители производственных подразделений не хотят часто обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, экономисты сопротивляются снижению цен и повышенным затратам на рекламу и т.п. Если руководители маркетинговых служб не будут удовлетворять данному требованию, то в организации сложится невыносимый психологический климат.
5. Для тех, кто ведет операции за рубежом, знание иностранных языков способствует установлению духа взаимопонимания с бизнесменами из других стран, проведению рациональной маркетинговой политики