Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара и производителей услуг
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Производители товара пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Например, больной человек испытывает потребность в определенном лекарственном средстве.
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Ресурсы для удовлетворения потребностей ограничены, поэтому человек будет выбирать те услуги или товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Например, женщина, страдающая заболеванием вен нижних конечностей, купит себе, прежде всего, специальные лечебные чулки, рекомендованные врачом.
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения.
Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Это могут быть, помимо изделий и услуг, личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Термин «товар» можно заменить на другие термины - «удовлетворитель потребности», «средство возмещения», «предложение». В медицине это медицинские услуги, изделия фармацевтической промышленности, медицинской техники.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины.
Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение следующих условий:
- Сторон обмена должно быть не менее двух.
- Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.
- Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
- Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
- Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Эти пять условий создают лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях.
Основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.
Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.Сделка предполагает наличие нескольких условий:
1. По меньшей мере двух ценностно значимых объектов.
2. Согласованных условий ее осуществления.
3. Согласованного времени совершения.
4. Согласованного места проведения.
Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством (Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами).
Сделку следует отличать от простой передачи. При передаче одна сторона дает другой стороне какой-либо объект, ничего не получая при этом взамен, а при сделке осуществляется обмен ценностями между двумя сторонами. Например, одно медицинское учреждение предоставляет другому несколько ультразвуковых аппаратов в обмен на аппарат «искусственная почка» и т.п.
Понятие «сделка» непосредственно подводит нас к понятию «рынок».
Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара и производителей услуг.
В развитом обществе рынок - это необязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта можно дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов от клиентов по телефону, не вступая в физический контакт с покупателями.
Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Денежный рынок – рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать (от слова «ссуда»), копить деньги и гарантировать их сохранность.
В системе здравоохранения рынок занимает особое место как совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров и потребителей медицинских услуг.
Главная особенность существующих рынков - приоритетное положение производителя по отношению к потребителю. Рынок такого типа получил название «рынок продавца» (сначала производится товар, затем идет жестокая борьба за кошелек потребителя).
В условиях перехода существующей системы здравоохранения в России на бюджетно-страховую модель финансирования деятельность лечебно-профилактических учреждений будет осуществляться и посредством рыночных отношений, где в роли «продавца» выступают лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), а в роли «покупателя» - потребитель медицинских услуг: население в лице страховых компаний. На определенном этапе становления новой модели здравоохранения может возникнуть такой рынок, на котором больше власти будут иметь не продавцы (ЛПУ), а покупатели (потребители медицинских услуг). Производство и сбыт в условиях рынка покупателя и составляют содержание маркетинговой деятельности.
Но рынок, в определенной степени, нуждается в регулировании, т.е. наличии арбитра, посредника, организатора. Эти функции может выполнять только государство через компетентное правительство, которое и создает правовые и экономические условия для нормальной производственно-сбытовой деятельности.
Следовательно, рынок - это совокупность взаимосвязанных элементов, к которым относятся коммерческие банки, биржи труда, поставщики, клиенты, союзы работодателей, профсоюзы, союзы потребителей. Именно они, с точки зрения товаропроизводителей, образуют как бы промежуточную систему между государством, и которая, с этих позиций, имеет свою внутреннюю систему, состоящую из оргструктуры, производственных мощностей и ресурсов. А.А. Модестовым с соавторами (1993 г.) разработан рынок общественного здоровья, состоящий из следующих различных рынков:
- рынок муниципального здравоохранения;
- рынок частнопрактикующих специалистов;
- рынок государственного здравоохранения;
- рынок пациентов;
- рынок идей;
- рынок Фарминдустрии;
- рынок медицинской техники;
- рынок физической культуры;
- рынок системы медицинского образования;
- рынок медицинских услуг;
- рынок медицинского страхования.
Каждый из перечисленных рынков может быть разделен на сегменты, так как любое ЛПУ или частнопрактикующие специалисты понимают, что их услуги не могут нравиться сразу всем потребителям. Поэтому ЛПУ и специалисты сосредотачиваются на обслуживании определенных частей (сегментов) рынка. Каждый продавец медицинских услуг выявляет наиболее привлекательные сегменты рынка, которые он в состоянии эффективно обслужить. Чаще всего используют географические, демографические, психографические переменные. В практике работы ЛПУ важное место занимает определение профиля сегмента рынка. Так, сегментирование по географическому принципу каждого из 10 представленных выше рынков предполагает разбивку рынка на разные географические единицы: республики, края, области, города, районы, поселки.
Сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке рынка на основе таких демографических переменных, как: пол, возраст, размер семьи, и др. Демографические характеристики легче большинства других характеристик поддаются замерам.
Сегментирование по психографическому принципу осуществляется среди потребителей медицинских услуг, которые могут подразделяться на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образу жизни или личностным характеристикам.
Сегментирование по поведенческому принципу проводится на основе поведенческих особенностей потребителей медицинских услуг. Потребители делятся на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера реакции на услугу.
Одним из основных составляющих рынка общественного здоровья является рынок медицинских услуг.
Рынок медицинских услуг - совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики.
Это понятие касается медицинских организаций, органов управления, медицинских специалистов, работающих в учреждениях различных видов собственности.
Рынок означает постоянные структурные изменения на макро-и микроуровнях. При этом под макроуровнем следует понимать деятельность на уровне районов, городов, областей, страны. Под микроуровнем - деятельность на уровне организации.
На макроуровне структурные изменения представляют собой изменения приоритетов, объемов финансирования и т. д. Так, в настоящее время на макроуровне предпочтение в здравоохранении России отдается поликлиническому уровню охраны здоровья населения.
Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей.
Суть маркетинга отвечает следующей формуле, включающей в себя классические звенья маркетинга:
4Р + С, где:
1Р - place- место реализации услуги, продажи товара. В соответствии с этим элементом маркетинга определяется - кто, где, когда и сколько товара, услуг потребляет или будет потреблять. В здравоохранении данное условие сводится к экономическому расчету, показывающему целесообразность открытия клиники или кабинета на то или иное количество пациентов.
2Р - product- товар, услуга: что именно и какого качества целесообразно производить и предлагать потребителю. Если речь идет о здравоохранении, то определяется вид, перечень услуг, планируемых в конкретной клинике (кабинете) с учетом реальных и вероятных запросов пациентов.
ЗР - promotion- продвижение товара или услуги. Звено маркетинга, в котором отслеживается, каким способом, с чьей помощью, при каких обстоятельствах (сопутствующих и препятствующих) услуга или сведения о ней будут находить своего потребителя, продвигаться к нему.
4Р - price– цена. Звено, связанное с определением оптимальных цен на товар или услуги. В здравоохранении это цены на конкретные виды диагностики, консультации, лечения, определяемые с учетом ценовой политики фирмы, конкуренции, затрат на материалы, технологии, платежеспособности населения.
С - consumer- потребитель, т.е. тот, кому предназначен товар, услуга. В здравоохранении это реальный и потенциальный пациент, на которого рассчитана деятельность фирмы (клиники, кабинета) и на которого планируется осуществить рекламное воздействие.
Каковы же основные принципы маркетинга в здравоохранении, в условиях работы ЛПУ в системе медицинского страхования, когда формируется рынок общественного здоровья? Основными принципами являются следующие:
1. Лечебно-профилактическое учреждение получает импульсы для своей деятельности от всех видов рынка, существующих в здравоохранении: сектор муниципального здравоохранения; сектор частнопрактикующих специалистов; рынок государственного здравоохранения; рынок пациентов; рынок идей; рынок Фарминдустрии; рынок медицинской техники; рынок физической культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг; рынок медицинского страхования.
2. Разрабатывая новую услугу для населения или совершенствуя уже существующую, ЛПУ выясняет, будет ли на эту услугу спрос, на какой сегмент рынка необходимо будет представить эту услугу и будут ли ее покупать по планируемой цене.
3. ЛПУ не только изучает и удовлетворяет, но и формирует спрос в нужном для себя направлении.
4. ЛПУ учитывает не только существующие потребности населения в различных видах диагностики, лечения, реабилитации и т. п., но и потребности в услугах, которые возникнут с появлением новых медицинских технологий и новых форм организации труда (например, применение лапароскопии при диагностике бесплодия, оперативном вмешательстве у больных желчнокаменной болезнью и т.д.).
5. Получение прибылей в течение длительного времени с ориентацией на долгосрочное и устойчивое присутствие на рынке, развитие которого идет по пути выделения все более узких групп потребителей медицинских услуг (например, мини-аборты для женщин репродуктивного возраста, консервативные методы лечения аденомы предстательной железы у мужчин в возрасте 50 лет и старше и т. д.).
Ситуация, сложившаяся на сегодня в здравоохранении, а именно - ухудшение Состояния здоровья, снижение обращаемости за медицинской помощью, недостаточное качество медицинской помощи и рост издержек производства медицинских услуг - практически является предпосылкой для внедрения и развития маркетинга в системе здравоохранения.
Существуют пять концептуальных подходов, на основе которых организации могут вести свою маркетинговую деятельность.