Оценка затрат. Разработка бюджета и сметы проекта

Оценку затрат можно описать как процесс прогнозирования будущего результата относительно затрат, основанных на доступной на данный момент информации. Данное понятие можно также описать как решение того, сколько времени и ресурсов необходимо для выполнения части работы, согласно допустимым стандартам производительности. Бюджет проекта – представляет собой план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении. Бюджет проекта включает затраты на закупку материалов, выплату заработной платы (включая отчисления в социальные фонды), услуги сторонних организаций, амортизацию зданий, техники, оборудования и нематериальных активов. Как правило, бюджет формируется в разрезе этапов проекта – участков работ, выполнение которых контролируется индивидуально. Основными параметрами, влияющими на бюджет, проекта являются: длительность работ, количество участников и используемой техники, а также – специфические требования к результату. Контроль исполнения бюджета проекта является одной из основных функций руководителя проекта. Исполнение бюджета проекта контролируется по ходу проекта: в сравнении с % выполнения работ и затратами, запланированными на этап (при завершении этапа). Смета затрат – это документ позволяющий оценить стоимость производства тех или иных работ и затрат. Сметы бывают практически в любой сфере деятельности, там где необходимо предварительно оценить будущие лимиты средств, и совсем необязательно только в денежном выражении. Часто сметы представляют собой простую калькуляцию ресурсов в натуральных показателях: метрах, штуках, комплектах и т.п.

Для того чтобы сделать оценку затрат, рассчитать бюджет и смету проекта, сначала необходимо сформировать тарифную сетку по оплате труда людей, занятых реализацией данного инвестиционного проекта. Представим тарифную сетку в таблице 9.

Должность Тариф (руб/ч.)
1. Генеральный директор
2. Заместитель по общим вопросам
3. Заместитель по финансам
4. Продавец 1
5. Продавец 2

Таблица 9. Тарифная сетка по оплате труда

На основе данной таблицы можно сформировать бюджет и смету проекта. Бюджет проекта представим в таблице 10.

Таблица 10. Бюджет проекта

I. Прямые затраты:

Название раздела / статьи Цена (затраты), руб.
1. Маркетинговые исследования  
Ст.1.1 Исследование рынка (зам. по общим вопросам) = тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов = 100 * 5 * 8 4 000
Ст.1.2 Исследование конкурентов (зам. по общим вопросам) = тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов = 100 * 5 * 8 4 000
Ст.1.3 Исследование потребителей (зам. по общим вопросам) = тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов = 100 * 5 * 8 4 000
Ст. 1.4 Продажи (продавцы 1 и 2)= тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов = 50 * 5 * 8 * 2 4 000
Ст.1.5 Контроль выполнения работ (генеральный директор) = тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов = 200 * 15 * 8 24 000
Итого по разделу маркетинговые исследования 40 000
2. Организационно-технический блок  
Ст. 2.1 Приобретение оборудования: Clatroni ZWM 3199
Ст. 2.2 Установка (монтаж) = ст.2.1 * 6% = 2500 * 0,06
Ст.2.3 Инжиниринг = ст.2.1 * 12% = 2500 * 0,12
Ст.2.4 Трудтехоргмероприятия (з/п):  
Ст.2.4.1 Заместитель по общим вопросам (подбор оборудования, реинжиниринг) = тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов = 100 * 20 * 8 16 000
Ст.2.4.2 Заместитель по финансам (заключение контракта, оплата + поставка) = тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов = 100 *10 * 8 8 000
Ст.2.5 Контроль выполнения работ (генеральный директор) = тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов= 200 * 20 * 8 32 000
Итого по разделу организационно-технический блок 59 040
3. Работа с персоналом  
Ст.3.1 Заключение договора об обучении персонала приготовлению сладкой ваты (зам. по финансам) = тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов = 100 * 10 * 8 8 000
Ст.3.2 Обучение персонала (зам. по общим вопросам) = тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов = 100 * 10 * 8 8 000
Ст.3.3 Контроль выполнения работ (генеральный директор) = тарифная ставка * количество смен * количество рабочих часов = 200 * 10 * 8 16 000
Итого по разделу работа с персоналом 32 000
ИТОГО ПРЯМЫХ ЗАТРАТ 131 040

II. Административно – производственные затраты:

АПЗ = Прямые затраты * 50% = 131 040 * 0,5 = 65 520 руб.

III. Накладные расходы:

НР= (Прямые затраты + АПЗ) * 20% = (131 040 + 65 520) * 0,2 = 39 312 руб.

IV. Общее количество затрат:

ОКЗ = Прямые затраты + АПЗ + НР = 131 040 + 65 520 + 39 312 = 235 872 руб.

Таким образом, совокупные инвестиции на реализацию данного проекта составят 235 872 руб. Дадим определение понятию «инвестиции». Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения дохода (прибыли). Основными задачами инвестиционного планирования являются: 1) Определение потребности в инвестиционных ресурсах; 2) Определение возможных источников финансирования и рассмотрение связанных с этим вопросов взаимодействия с инвесторами. 3) Оценка платы за этот источник; 4) Подготовка финансового расчета эффективности инвестиций с учетом возврата заемных средств; 5) Разработка подробного бизнес-плана проекта для представления потенциальному инвестору. После того как мы составили бюджет проекта, далее нам необходимо сформировать смету затрат. Смета затрат представлена в таблице 11.

Перечень работ Временные интервалы (недели)  
1. Маркетинговые исследования              
1.1 Исследование рынка                
1.2 Исследование конкурентов                
1.3 Исследование потребителей                
1.3.1 Продажи сладкой ваты                
2. Организационно-технический блок            
2.1 Подбор оборудования                  
2.2 Заключение контракта, оплата + поставка           4000 + 2500        
2.2.1 Реинжиниринг             4000 + 180 4000 + 360      
3. Работа с персоналом                
3.1 Заключение договора об обучении персонала приготовлению сладкой ваты                  
3.1.1 Обучение персонала                  
ИТОГО
12 000 + 12 000 + 12 000 + 12 000 +18 500 + 16 180 + 28 360 + 16 000 + 2 000 + 2 000 = 131 040

Таблица 11. Смета затрат

Таблица 11 позволяет наглядно увидеть, какое количество денежных средств необходимо на каждую неделю выполнения работ по инвестиционному проекту.

Вывод по практической работе № 8:В рамках данной работы мы разработали тарифную сетку оплаты труда персонала, задействованного в реализации инвестиционного проекта. Также мы составили бюджет проекта и смету затрат, что позволило более детально понять, сколько требуется денежных средств на тот или иной вид работ по проекту в конкретный период времени. Заключение:После того, как мы нашли совокупные издержки (инвестиции) на реализацию проекта, далее нам необходимо оценить экономическую целесообразность осуществления данного инвестиционного проекта. Расчёт показателей эффективности мы будем проводить в практической работе № 9.

Наши рекомендации