Социально-экономическая сущность маркетинга
Оглавление
Оглавление. 2
Введение. 4
1.Сущность и содержание маркетинга. 6
1.1.Социально-экономическая сущность маркетинга. 6
1.2.Концепции маркетинга. 7
1.3.Методы маркетинга. 10
1.4.Функции маркетинга. 11
1.5.Технология маркетинговой деятельности. 15
2.Маркетинговые исследования. 17
2.1.Порядок проведения маркетинговых исследований. 17
2.1.1.Целевая направленность маркетинговых исследований. 17
2.1.2.Технология проведения маркетинговых исследований. 17
2.2.Методические основы исследования рынка. 19
2.2.1.Система показателей, используемых для исследования рынка. 19
2.2.2.Методы реализации маркетинговых исследований. 26
2.2.3.Оценка спроса и предложения. 27
2.2.4.Характеристика особенностей коммерческой деятельности. 32
2.3.Современное состояние и перспективы развития издательского дела. 35
2.4.Проблемы российской полиграфии, перспективы ее развития. 39
3.Планирование маркетинга. 42
3.1.Стратегическое маркетинговое планирование. 43
3.1.1.Планирование целей предприятия. 43
3.1.2.Выбор стратегии маркетинга. 46
3.1.3.Модели, используемые для разработки стратегии маркетинга. 47
3.2. Планирование программы маркетинга. 56
3.3.Бюджет маркетинга. 57
3.4.Причины неудач в маркетинговом планировании. 60
4.Товарная политика. 61
4.1.Понятие товара и его роль в маркетинге. 61
4.1.1.Основные классификации товаров. 61
4.1.2.Особенности продукции отрасли печати. 62
4.1.3.Этапы жизненного цикла товаров. 63
4.2.Концепции разработки новых товаров. 64
4.2.1.Значение новой продукции. 64
4.2.2.Планирование продукции. 65
4.2.3.Рыночная новизна товара. 67
4.2.4.Концепции разработки новых изданий. 68
4.2.5.Принципы определения конкурентоспособности издания. 69
4.2.6.Коммерческий успех издания. 70
4.3.Разработка товарной политики предприятия. 70
4.3.1.Содержание товарной политики предприятия. 70
4.3.2.Структура ассортимента. 70
4.3.3.Планирование ассортимента. 71
4.4.Маркировка и упаковка как элементы товарной политики. 76
5.Ценовая политика. 77
5.1.Теоретические основы ценовой политики предприятия. 77
5.1.1.Виды цен и их особенности. 77
5.1.2.Процесс ценообразования: сущность и этапы.. 79
5.1.3.Внешние факторы ценообразования. 79
5.1.4.Методы определения исходной цены товара. 85
5.1.5.Разработка ценовой стратегии предприятия. 90
5.1.6.Рыночная корректировка цены (ценовая тактика) 92
5.1.7.Рыночное страхование цен. 95
5.2.Особенности ценообразования на предприятии отрасли печати. 97
5.2.1.Факторы, учитываемые при установлении цен на издания. 97
5.2.2.Пример определения цены книги. 98
6.Сбытовая политика. 100
6.1.Теоретические основы сбытовой политики предприятия. 100
6.1.1.Содержание сбытовой политики предприятия. 100
6.1.2.Разработка стратегии охвата рынка. 103
6.1.3.Каналы сбыта и обоснование их выбора. 104
6.1.4.Сбытовые издержки предприятия. 109
6.2.Особенности сбытовой политики предприятия отрасли печати. 110
6.2.1.Книжный рынок. 110
6.2.2.Отдел сбыта. 111
6.2.3.Торговые партнеры предприятия отрасли печати. 115
6.3.Практические примеры сбытовой политики. 116
7.Коммуникационная политика. 118
7.1.Продвижение товара как элемент структуры маркетинга. 118
7.1.1.Сущность, цели и правила продвижения. 118
7.1.2.Создание образа предприятия. 120
7.1.3.Целевая аудитория и направленность продвижения. 121
7.1.4.Выбор наиболее эффективного продвижения. 121
7.2.Виды продвижения. 124
7.2.1.Реклама. 124
7.2.2.Личная продажа. 132
7.2.3.Стимулирование сбыта. 134
7.2.4.Пропаганда. 136
7.3.Особенности коммуникационной политики предприятия отрасли печати. 136
7.3.1.Реклама книги. 136
7.3.2.Использование других способов продвижения книг. 137
7.4.Пример расчета затрат на продвижение серии книг. 138
8.Система маркетинговой информации. 139
8.1.Типы и источники информации. 140
8.2.Маркетинговая информационная система. 141
8.3.Средства доступа к информации. 142
8.3.1.Структура и использование базы данных. 143
8.3.2.База данных и реляционный маркетинг. 144
8.4.Информационное обеспечение коммерческой деятельности в России. 145
8.5.Пример сбора информации на рынке книжной продукции. 147
9.Организация и контроль маркетинговой деятельности. 150
9.1.Служба маркетинга на предприятии. 150
9.2.Система маркетингового контроля. 154
Список литературы.. 156
Введение
В течение длительного времени в России создавалась мощная индустрия печати. На рубеже 70-80-х годов нашу страну называли самой читающей в мире. Это достигалось тем, что в полной мере использовались преимущества планово-распределительной системы и в развитии полиграфической промышленности. Именно в этот период была укреплена сеть государственных издательств, которые специализировались по отраслям знаний, построены мощные полиграфические комбинаты.
Несмотря на широкое использование экономических методов управления в отрасли (отрасль печати была одной из передовых отраслей, которая учитывала мнения и желания потребителей), господствовавшая в тот момент система управления, ориентированная на эффективное использование мощностей полиграфических комбинатов, не могла не ограничить возможности отрасли по номенклатуре издаваемых книг и их тиражей. Определенные ограничения возникали и в результате монополизированной торговли книгами. Все это вместе создавало через государственный план жесткий механизм регулирования книгоиздательской деятельности.
Начало 90-х годов ознаменовалось изменением общей ситуации в экономике и общественной жизни государства, в это время произошел отказ от государственного плана, получили приоритет товарно-денежные отношения, появились негосударственные издательства, были частично приватизированы полиграфические предприятия, получила развитие негосударственная торговля. Все это вместе изменило внешнюю среду деятельности предприятий отрасли печати (издательств, типографий, книготорговых фирм), в первую очередь государственных, и предопределило необходимость кардинальной перестройки всей их работы и их ориентацию на интересы потребителей. Прежде всего это означало, что в принятии решений по книгоиздательской политике необходимо было исходить из пожеланий самих потребителей; более того, оказалось важно предвидеть изменение их желаний.
Комплекс видов деятельности предприятия отрасли печати по выявлению потребностей потенциальных читателей и их удовлетворению может формулироваться как маркетинговая деятельность, или маркетинг.
Термин «маркетинг» возник в экономической литературе США на рубеже XIX-XX столетий. В основу концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд потребителей. Появление данной концепции связано с затруднениями в сбытовой деятельности, когда кризис перепроизводства товаров потребовал исследования конъюнктуры рынка.
В начале XX века традиционным было коммерческое понимание маркетинга как метода сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель в состоянии выпускать.
Используя в управлении теорию маркетинга, предприятия отрасли печати должны строить свою деятельность в соответствии с ее ключевым принципом: производить то, что продается, а не выпускать то, что производится.
Содержание понятия «маркетинг» определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось по мере изменения условий производства и реализации продуктов.
С 50-х годов в странах с развитой рыночной экономикой маркетинг стал рассматриваться как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия и основанная на знании потребительского спроса. В настоящее время маркетинг - это система организации всей деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.
Среди специалистов нет общепринятого определения маркетинга. Таких определений существует огромное количество. Причина их большого разнообразия - в специфике и масштабах проблем, решаемых в процессе производства, сбыта, рекламы, обеспечения сервиса и т.д. Широкий диапазон маркетинга был официально признан Американской ассоциацией маркетинга (АМА) в 1985 г., когда было предложено следующее его определение: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций».
Один из признанных классиков маркетинга Ф. Котлер определяет его так: «Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение нужд и потребностей... Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».
Учитывая многосторонний характер маркетинговой деятельности, можно определять ее как вид творческой аналитической, производственно-сбытовой и управленческой деятельности, направленной на удовлетворение спроса потребителей на товары, услуги, идеи.
Роль маркетинга заключается в том, что он призван привести производство в соответствие со спросом. Маркетинг предполагает разработку конкретных методов и средств для достижения стратегических целей и задач, ему принадлежит ведущая роль в организации производственного процесса и сбыта конкурентоспособной продукции, ориентированной на реальных и потенциальных потребителей. Все это определяет его центральное место в системе управления предприятия отрасли печати.
Основными принципами маркетинга являются:
§ тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений;
§ создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы;
§ воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.
Рассматривая возможность и целесообразность применения современного маркетинга в условиях предприятий отрасли печати, следует отметить, что на этих предприятиях используются отдельные приемы и методы маркетинговой работы. С развитием же рынка книжной продукции в России формируются условия для целенаправленной и комплексной маркетинговой деятельности.
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для руководителей предприятий отрасли печати, менеджеров, работников сбыта, рекламы, а также организаторов производства новых изданий, работающих в условиях рынка.
Данное издание является первым опытом создания в отрасли учебного пособия по дисциплине «Маркетинг». Предмет этой дисциплины - изучение возможностей использования всего комплекса маркетинга в практической деятельности предприятий отрасли печати: издательства, типографии, книготорговой фирмы.
Учебное пособие состоит из девяти разделов.
В первом разделе «Сущность и содержание маркетинга» рассматриваются социально-экономическая сущность маркетинга, концепции, методы, функции и технология маркетинговой деятельности на предприятии.
Во втором разделе «Маркетинговые исследования» рассматриваются содержание и методы исследований рынков сбыта и деятельности предприятий отрасли печати, являющихся основой разработки его рыночной стратегии; состояние и тенденции развития отрасли.
В третьем разделе «Планирование маркетинга» рассматриваются задачи стратегического маркетингового планирования, модели, используемые для разработки стратегии маркетинга, содержание программы и бюджет маркетинга, причины неудач в маркетинговом планировании.
В четвертом разделе «Товарная политика» показаны роль товаров в маркетинге, их основные классификации, особенности продукции отрасли печати, этапы жизненного цикла товаров, концепция разработки новых товаров, содержание товарной политики предприятия, структура и планирование ассортимента, функции маркировки и упаковки.
В пятом разделе «Ценовая политика» рассмотрены теоретические основы ценовой политики предприятия (виды цен, сущность и этапы процесса ценообразования, методы определения исходной цены товара, разработка ценовой стратегии); особенности ценообразования на предприятии отрасли печати (факторы, учитываемые при установлении цен на издания, и примеры определения цен на продукцию отрасли).
В шестом разделе «Сбытовая политика» рассмотрены содержание сбытовой политики, разработка стратегии охвата рынка, каналы сбыта и обоснование их выбора, сбытовые издержки, особенности сбытовой политики предприятия отрасли печати, даны практические примеры сбытовой политики.
В седьмом разделе «Коммуникационная политика» описаны структуры продвижения товара, преимущества и недостатки основных методов продвижения, особенности коммуникационной политики предприятия отрасли печати, даны примеры расчета затрат на продвижение книг.
В восьмом разделе «Система маркетинговой информации» рассмотрены значение и классификация маркетинговой информации, система ее сбора и анализа.
В девятом разделе «Организация и контроль маркетинговой деятельности» рассмотрены актуальные вопросы организации службы маркетинга и обеспечения маркетингового контроля на предприятии отрасли печати.
Учебное пособие предназначено для студентов Московского государственного университета печати и других вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент» и «Экономика», оно может быть полезено руководителям предприятий отрасли печати и специалистам, занимающимся вопросами маркетинговой деятельности.
1.Сущность и содержание маркетинга
Социально-экономическая сущность маркетинга
Маркетинг - экономическая категория, обладающая очень емким содержанием. Базируясь на системном подходе к определению его сущности, можно рассмотреть маркетинг как экономический процесс, хозяйственную функцию, философию современного бизнеса.
В рыночной экономике удовлетворение всего многообразия личных и производственных потребностей достигается с помощью непрекращающегося обмена продуктами труда. С этой точки зрения маркетинг рассматривается как любая деятельность, направленная на продвижение товаров от того, кто их производит (производителя), к тому, кто в них нуждается (потребителю).
Маркетинг как экономический процесс обеспечивает контакт производителя и потребителя, способствует эффективности совершаемых ими обменов. Как следствие, он является целеполагающим началом производства, средством сведения до минимума несоответствия спроса и предложения. В рассматриваемом качестве маркетинг устанавливает и постоянно поддерживает не только товарный, но и информационный обмен между потенциальными участниками рыночных отношений. Потребность в нем тем выше, чем больше производителей однородной продукции противостоит нуждающимся в ней покупателям.
Независимо от размеров, формы собственности и сферы приложения капитала предприятие, стремясь достичь стратегических целей своего развития, выполняет ряд функций. К числу важнейших из них можно отнести подготовку производства, изготовление продукции, финансово-экономические, обеспечивающие и маркетинг. Первоначально маркетинг рассматривался как одна из многочисленных и равноправных функций хозяйственной деятельности, затем как хозяйственная функция, превалирующая над другими, и, наконец, как интегрирующая хозяйственная функция. Именно последняя точка зрения составляет основу интегрированного маркетинга, суть которого отражена на рис. 1.1.
Из рис. 1.1 видно, что речь идет не о разделении хозяйственных функций на основные и второстепенные, а о подчинении их общей идее предвосхищения, идентификации и удовлетворения потребностей, складывающихся на рынке.
Чрезвычайно сложно дать исчерпывающий перечень видов работ, которые включает в себя маркетинг как хозяйственная функция предприятия. Между тем не вызывает сомнения его роль при поиске предприятием ответов на следующие вопросы:
§ какие товары имеет смысл предложить на рынок (планирование производства новой и модернизация выпускаемой продукции);
§ кому (изучение потребителей);
§ когда и на каких условиях (цена, техническое обслуживание) необходимо поставить товар;
§ как организовать продвижение товара до потребителя (формирование сбытовой сети, реклама, стимулирование сбыта).
Маркетинг как философия современного бизнеса представляет собой способ мышления, исходным пунктом которого является спрос на товары. Его удовлетворению подчинены любые решения, принимаемые на всех уровнях. В соответствии с концепцией маркетинга вся деятельность предприятия должна осуществляться при постоянном учете состояния рынка и должна основываться на точном знании нужд и потребностей потенциальных покупателей, их оценке и учете возможных изменений в будущем. Производить не то и не в тех количествах, которые могут быть произведены, а то, в чем нуждается покупатель, - вот кредо предприятия, ориентирующегося на маркетинг как философию своей деятельности.
Конкретизируя роль маркетинга на предприятии, можно указать на следующие основные направления его использования:
§ определение потребностей, нужд и запросов различных групп покупателей;
§ разработка и изготовление товара, который необходим покупателю и способен удовлетворить его потребности;
§ установление цен, приемлемых для покупателя и обеспечивающих достаточную прибыль производителю;
§ определение наиболее выгодных и удобных путей доведения произведенных товаров до потребителя;
§ установление путей и форм активного воздействия на рынок, формирование спроса и стимулирование сбыта.
Каждое из перечисленных направлений важно само по себе, но ценность и значимость каждого из них наибольшие тогда, когда они рассматриваются и осуществляются в единстве и целостности. В таком случае говорят о реализации концепции маркетинга.
Предприятие, ориентирующееся на концепцию маркетинга, считает, что оно знает нужды и потребности покупателей и удовлетворяет их более эффективно, чем это делают конкуренты. Следовательно, получение определенной прибыли обеспечивается не за счет навязывания покупателю произведенных товаров, а за счет удовлетворения его потребностей. Тем самым достигается сбалансированность интересов производителей и потребителей.
Опыт зарубежных фирм убедительно свидетельствует о том, что успех на рынке зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга:
§ как принципа управления предприятием, который заключается в последовательном направлении всех касающихся рынка решений на удовлетворение потребностей покупателей;
§ как средства, обеспечивающего получение преимуществ у потребителей по сравнению с конкурентами с помощью специфических приемов, средств и инструментов;
§ как метода, позволяющего достичь согласованности и увязки интересов производителей и потребителей.
Концепции маркетинга
Выделяют пять основных концепций маркетинга, на основе которых коммерческие службы предприятий ведут свою деятельность: совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих усилий, «потребительский» маркетинг, социально-этический маркетинг.
Исторически первой возникла концепция совершенствования производства, или производственная. Она основывается на предрасположенности потребителей к широко распространенным и доступным по цене товарам, что требует постоянного совершенствования технологии и организации производства, увеличения объемов и снижения издержек производства. При этом все внимание сосредоточивается на внутренних возможностях производства, что позволяет насытить рынок каким-либо товаром или услугой. Такой подход вполне оправдан, когда спрос существенно превышает предложение или когда затраты на производство единицы товара достаточно велики и их необходимо уменьшить за счет массового изготовления продукции. Связь производителя и рынка осуществляется в этом случае по схеме
Концепцию совершенствования производства использовали большинство предприятий бывшего СССР. Это было обусловлено тем, что практически на все товары спрос существенно превышал предложение и предприятия вынуждены были постоянно наращивать объемы производства. Такой подход не всегда обеспечивал учет реальных потребностей населения, но благодаря массовости производства позволял изготавливать относительно дешевые товары. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, насыщение рынка «колониальными» товарами привели к тому, что продукция многих отечественных производителей стала неконкурентоспособной, в первую очередь за счет высоких цен вследствие нарушения массовости производства отдельных изделий и их несоответствия требованиям покупателя.
При реализации концепции совершенствования производства на предприятии отрасли печати может быть использован такой прием. Одно и то же издание изготавливается в двух вариантах: подарочное издание с отличным полиграфическим исполнением и многочисленными иллюстрациями и обычный текстовой вариант. Естественно, цены изданий будут различаться, но совокупный объем продаж может существенно превысить тот, который был бы достигнут, если бы издание производилось в одном варианте.
Концепция совершенствования товара, или товарная, предполагает, что потребители будут благосклонны к товарам, имеющим наивысшее качество при умеренных и доступных ценах.
Исходя из этой концепции, усилия предприятия в первую очередь сосредотачиваются на постоянном совершенствовании выпускаемых товаров. Уязвимость концепции в том, что невозможно до бесконечности совершенствовать один и тот же товар. Практически каждую потребность можно удовлетворить с помощью нового товара-заменителя.
Концепция совершенствования товара достаточно широко использовалась предприятиями отрасли печати в недавнем прошлом, когда действовал так называемый «дефицитный рынок» и считалось, что хорошая книга сама найдет своего читателя, ее только следует издать.
Однако и сегодня данная концепция нередко применяется при выпуске переводных изданий. При принятии решения в этом случае главным является то, что данная книга (независимо от тематики - художественная или научно-техническая) пользовалась в других странах большим спросом.
Концепция интенсификации коммерческих усилий, или концепция сбыта, явилась закономерным результатом развития производственной и товарной концепций, которые, уделяя максимум внимания наращиванию производства и совершенствованию товара, практически не занимаются тщательным изучением и формированием рынка. В таких условиях рано или поздно, но обязательно обострится проблема сбыта, когда предприятие всеми доступными ему средствами и методами пытается реализовать уже произведенные товары. Следовательно, на практике реализация концепции сбыта по существу связана с навязыванием покупки. Причем продавец стремится во что бы то ни стало заключить сделку, а удовлетворение потребностей покупателей является для него второстепенным моментом.
Концепция «потребительского» маркетинга, или рыночная, состоит в том, что условием успешной деятельности предприятия является определение нужд и потребностей на целевых рынках и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителей более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Предприятие интегрирует и координирует свою деятельность с расчетом на обеспечение интересов клиентов, получая прибыль именно за счет создания и поддержания потребительского спроса.
Для более четкого понимания сущности концепции «потребительского» маркетинга целесообразно сопоставить ее с концепцией интенсификации коммерческих усилий. Эти две концепции, без сомнения, довольно похожи, но маркетинг решает гораздо больший круг задач.
Коммерческие усилия по сбыту - это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг - это сосредоточенность на нуждах покупателя. Коммерческие усилия по сбыту - это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг - это забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара.
Не будет преувеличением сказать, что все новейшие тенденции в развитии общественного сознания в России в постепенном понимании принципов формирования социально-ориентированного рыночного механизма полностью созвучны с социально-этической концепцией маркетинга, для которой характерны следующие наиболее типичные и обязательные требования.
1. Основная цель предприятия должна состоять в удовлетворении разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества.
2. Предприятие должно быть постоянно занято поиском возможностей создания новых товаров, полнее удовлетворяющих потребности покупателей. Оно должно быть готовым к систематическому внесению в товары усовершенствований в соответствии с интересами покупателей.
3. Предприятие должно отказываться от производства и продажи товаров, противоречащих интересам потребителей вообще, и особенно если они могут причинить вред потребителю и обществу в целом.
4. Потребители, опираясь на собственные действия и общественное мнение, должны поддерживать только те предприятия, которые подчеркнуто проявляют заботу об удовлетворении нормальных здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса.
5. Потребители, заботясь о сохранении и повышении качества жизни, не будут покупать товары предприятий, использующих экологически «нечистые» технологии, даже для производства нужного обществу товара.
6. Предприятие должно создавать и внедрять в практику такие программы социально-экономического развития, которые не только служат интересам самого предприятия и его трудового коллектива, но и полезны для социального развития региона, в котором данное предприятие функционирует.
Очевидно, что выполнение этих требований возможно только в том случае, если предприятие вполне самостоятельно в хозяйственном отношении, действует в условиях конкурентного рынка, а управление его базируется на гуманных, морально-этических принципах, позволяющих преодолевать коллективный эгоизм.
Социально-этическая концепция маркетинга отличается от «обычной» концепции маркетинга тем, что цель первой - обеспечение долговременного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом. Следовательно, при маркетинговом управлении на уровне предприятия необходимо учитывать по крайней мере четыре момента: потребности покупателя (потребителя); жизненно важные интересы потребителя; интересы предприятия; интересы общества.
Выбор предприятием отрасли печати той или иной концепции должен определяться целями и задачами его деятельности на рынке в предстоящий период. Следует отметить, что каждая маркетинговая концепция имеет достоинства и в реальных условиях рынка может обеспечить успех. Поэтому нельзя их противопоставлять. Скорее наоборот, необходимо научиться для достижения успеха создавать комбинации из этих концепций для усиления своих позиций в конкурентной борьбе. Выбор концепции во многом определяется наличными ресурсами предприятия (финансовыми, трудовыми и материальными).
Методы маркетинга
В мировой практике обычно выделяют восемь ситуаций спроса, которым соответствуют определенные задачи по маркетинговому управлению и тип маркетинга (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Состояние спроса и типы маркетинга
Состояние спроса | Задачи маркетинга в отношении спроса | Тип маркетинга |
Потенциальный Негативный Отсутствие Снижающийся Kолеблющийся Полный Чрезмерный Иррациональный | Развить Создать Стимулировать Повысить Сбалансировать Поддержать Снизить Ликвидировать | Развивающий Kонверсионный Стимулирующий Ремаркетинг Синхромаркетинг Поддерживающий Демаркетинг Kонтрмаркетинг |
Охарактеризуем более подробно различные типы маркетинга.
Развивающий маркетинг представляет собой процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый, завершающийся появлением на рынке нового товара. Предприятие, представившее на рынок принципиально новое издание, в течение некоторого времени имеет монопольное положение, что очень часто позволяет ему продавать товар по максимально высокой цене. В отдельных случаях цена на новый товар может превышать величину экономического эффекта для потребителя. Дело в том, что для некоторой части потребителей тяга к новому, престижные соображения более существенны, чем сиюминутная экономическая выгода. Политика «максимально высокой цены», как правило, обеспечивает предприятию норму прибыли, значительно превышающую среднеотраслевую.
Конверсионный маркетинг направлен на преодоление негативного спроса, характеризующегося тем, что все или большинство сегментов потенциального рынка по каким-либо причинам отвергают товар. Цель данного типа маркетинга - формирование позитивного спроса. Конверсионным маркетингом, в известном смысле, занимаются многие предприятия России, реализуя свое право самостоятельного выхода на внешний рынок.
Стимулирующий маркетинг осуществляется в условиях полного отсутствия спроса на товар с целью создания спроса. Отсутствие спроса, как правило, бывает вызвано разными причинами, в частности утратой товаром полезности с точки зрения потребителей данного рынка или слабой подготовленностью рынка к появлению нового товара. В этих случаях задача стимулирующего маркетинга - с помощью рекламы убедить в полезности произведенного товара. В случае с устаревшим товаром обычно стремятся отыскать в нем новую потребительскую ценность. Например, рекламируется приобретение устаревшего оборудования с целью демонтажа на запасные части, а цена товара формируется с учетом новой потребительской стоимости товара.
Ремаркетинг представляет собой процесс оживления снижающегося спроса. Для ремаркетинга характерна политика снижения цены на товары и услуги. В период снижения спроса обостряется конкуренция между предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию. В этом случае один или несколько производителей резко снижают цену на товар, чем привлекают внимание потребителей, ранее пользовавшихся их услугами. Другой мерой по оживлению спроса является осуществление комплексных продаж при существенном понижении цены на центральную часть товарного комплекса (например, учебная литература по компьютерам, реализуемая в комплексе с программным продуктом).
Синхромаркетинг решает задачу регулирования колеблющегося спроса и сглаживания колебаний. Часто колебания спроса имеют сезонный характер. Например, книги по садоводству лучше реализуются перед началом весенних работ по саду.
Поддерживающий маркетинг осуществляется в тех случаях, когда уровень и структура спроса на товары и услуги предприятия полностью соответствуют уровню и структуре предложения. Главная задача поддерживающего маркетинга заключается в осуществлении постоянного контроля над теми факторами, которые могут изменить ситуацию на рынке. Например, изменение потребности, появление на рынке новых конкурентов.
Демаркетинг проводится в крайне редких случаях, когда чрезмерный спрос не может быть оперативно удовлетворен по какой-то очень веской причине. В этом случае, чтобы сохранить контроль над сегментами рынка, повышаются цены, прекращается любое стимулирование продажи.
Контрмаркетинг направлен на погашение иррационального спроса на «социально опасные товары». Например, товары, представляющие опасность для здоровья людей, интересов и благополучия общества; издания, культивирующие секс и насилие. Данный вид маркетинга проводится, как правило, по социальному заказу.
Очевидно, что тип маркетинга определяет способ маркетингового управления, представляющего сознательный процесс, направленный на достижение желаемого объема продаж товара на целевом рынке. Маркетинг изменяет подходы и организации производства, содержание и последовательность основных функций предприятия.
Функции маркетинга
Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления производством и сбытом, можно рассмотреть универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций. Этот подход состоит в выделении комплекса функций маркетинга, который структурно может быть представлен следующим образом.
Аналитическая функция
· Исследование рынков продукции.
· Выявление целевых рынков.
· Исследование собственных возможностей в соответствии с требованиями рынка и собственными целями.
· Анализ требований и предпочтений потребителей относительно товара, цен, сбыта, коммуникаций.
Стратегическая функция
§ Сегментирование целевых рынков, замеры и прогнозирование спроса на продукцию.
§ Выбор целевых сегментов рынка и стратегии поведения предприятия.
§ Обеспечение прибыли от реализации товаров и услуг и финансовой стабильности функционирования предприятия.
Производственная функция
§ Позиционирование товара на рынке.
§ Разработка новых товаров и усовершенствование уже выпускающихся (их дизайн, внешний вид и др.) в соответствии с принятой стратегией управления качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
§ Изготовление повторной партии пользующейся спросом продукции.
§ Организация материально-технического снабжения.
§ Формирование затрат на производство товаров с учетом ценовых предпочтений потребителей и издержек конкурентов.
Сбытовая функция
§ Организация системы товародвижения.
§ Организация сервисного обслуживания.
§ Организация целенаправленной товарной, сбытовой и ценовой политики с учетом результатов сбыта.
Стимулирующая функция
§ Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
§ Выбор видов рекламы, темы и девиза рекламной кампании, средств рекламы.
§ Создание образа предприятия.
§ Планирование личной продажи.
§ Выбор наиболее эффективного продвижения.
Функция управления и контроля
§ Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.
§ Информационное обеспечение управления.
§ Организация контроля: обратные связи, контроль всех мероприятий, пробный маркетинг.
§ Контроль за издержками на всех этапах производства и сбыта.
Аналитическая функция маркетинга предприятия отрасли печати состоит в исследовании и анализе рынков в соответствии с его целями и возможностями. Это означает необходимость проранжировать рынки, т.е. определить наиболее приоритетные из них в зависимости от условий реализации продукции, которыми располагает предприятие, выявить предпочтения потребителей относительно издания, цены, сбыта, коммуникаций.
Для рынка отрасли печати используются следующие критерии оценки:
§ платежеспособный спрос на продукцию;
§ емкость рынка;
§ культурно-образовательный уровень и социальная среда;
§ демографическая среда;
§ наличие конкурирующей продукции на рынке.