Розничная торговая сеть, ее структура и функции

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, находящихся под общим управлением и размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Структура розничной торговой сети характеризуется такими показателями как:

– соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;

– удельный вес стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;

– используемые формы продажи и методы обслуживания;

– соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;

– соотношение торговой и производственной площадей магазина;

– продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);

– соотношение общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;

– удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;

– средний размер торговой площади одного магазина.

Основными функциями розничной торговой сети являются:

– получение информации о рынке и информирование рынка;

– закупочная деятельность;

– транспортировка и хранение товаров;

– подсортировка, подработка и приведение к товарному виду;

– продажа товаров;

– принятие коммерческого риска.

Одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является ее специализация и типизация. Они необходимы для более эффективного использования материально-технической базы торговли, облегчения труда торговых работников и улучшения обслуживания населения.

Специализация торговой сети – это ограничение деятельности торговых предприятий по реализации отдельных товарных групп, подгрупп.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли. Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.

По формам обслуживания покупателей различают: обслуживание по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок, продавцом-консультантом в магазине самообслуживания.

К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся:

· ассортиментный профиль;

· размер торговой площади;

· применяемая форма торгового обслуживания.

В соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» к универсальным магазинам относятся 7 типов предприятий, характеризующихся основными признаками, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Основные признаки, характеризующие типы универсальных магазинов

Тип Торговая площадь, м², не менее Ассортимент товаров Формы торгового обслуживания
Гипермаркет Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров Преимущественно самообслуживание
Универмаг 3500 –городская торговля 650 – сельская торговля Универсальный ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
Универмаг «Детский мир» Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
Магазин-склад Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары
Универсам (Супермаркет) Универсальный ассортимент продовольственных товаров, широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса Преимущественно самообслуживание
Гастроном Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии Индивидуальное обслуживание через прилавок
Товары повседневного спроса Продовольственные товары товаров частого спроса   Преимущественно самообслуживание
         

К группе универсальных магазинов отнесены наиболее крупные по торговой площади типы магазинов, применяющие прогрессивные формы торгового обслуживания. Специализированные продовольственные магазины («Рыба», «Мясо» и т.п.), а также специализированные непродовольственные магазины («Мебель», «Обувь» и т.п.) должны иметь торговую площадь не менее 18 м². Они могут применять самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок или другие формы обслуживания в зависимости от ассортимента реализуемых товаров.

К магазинам прочей товарной специализации относятся такие типы как «Природа», «Семена», «Зоомагазин» и т.п. Их минимальная площадь – 18 м². Здесь также могут применяться различные формы торгового обслуживания.

Характеристики неспециализированных непродовольственных магазинов представлены в табл. 2 .

Таблица 2

Наши рекомендации