Розничная торговая сеть, ее структура и функции
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, находящихся под общим управлением и размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Структура розничной торговой сети характеризуется такими показателями как:
– соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;
– удельный вес стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;
– используемые формы продажи и методы обслуживания;
– соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
– соотношение торговой и производственной площадей магазина;
– продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);
– соотношение общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;
– удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
– средний размер торговой площади одного магазина.
Основными функциями розничной торговой сети являются:
– получение информации о рынке и информирование рынка;
– закупочная деятельность;
– транспортировка и хранение товаров;
– подсортировка, подработка и приведение к товарному виду;
– продажа товаров;
– принятие коммерческого риска.
Одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является ее специализация и типизация. Они необходимы для более эффективного использования материально-технической базы торговли, облегчения труда торговых работников и улучшения обслуживания населения.
Специализация торговой сети – это ограничение деятельности торговых предприятий по реализации отдельных товарных групп, подгрупп.
На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли. Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
По формам обслуживания покупателей различают: обслуживание по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок, продавцом-консультантом в магазине самообслуживания.
К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся:
· ассортиментный профиль;
· размер торговой площади;
· применяемая форма торгового обслуживания.
В соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» к универсальным магазинам относятся 7 типов предприятий, характеризующихся основными признаками, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Основные признаки, характеризующие типы универсальных магазинов
Тип | Торговая площадь, м², не менее | Ассортимент товаров | Формы торгового обслуживания | |
Гипермаркет | Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров | Преимущественно самообслуживание | ||
Универмаг | 3500 –городская торговля 650 – сельская торговля | Универсальный ассортимент непродовольственных товаров | Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок | |
Универмаг «Детский мир» | Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей | Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок | ||
Магазин-склад | Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров | Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары | ||
Универсам (Супермаркет) | Универсальный ассортимент продовольственных товаров, широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса | Преимущественно самообслуживание | ||
Гастроном | Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии | Индивидуальное обслуживание через прилавок | ||
Товары повседневного спроса | Продовольственные товары товаров частого спроса | Преимущественно самообслуживание | ||
К группе универсальных магазинов отнесены наиболее крупные по торговой площади типы магазинов, применяющие прогрессивные формы торгового обслуживания. Специализированные продовольственные магазины («Рыба», «Мясо» и т.п.), а также специализированные непродовольственные магазины («Мебель», «Обувь» и т.п.) должны иметь торговую площадь не менее 18 м². Они могут применять самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок или другие формы обслуживания в зависимости от ассортимента реализуемых товаров.
К магазинам прочей товарной специализации относятся такие типы как «Природа», «Семена», «Зоомагазин» и т.п. Их минимальная площадь – 18 м². Здесь также могут применяться различные формы торгового обслуживания.
Характеристики неспециализированных непродовольственных магазинов представлены в табл. 2 .
Таблица 2