Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека – это потребность

Потребности принимают форму объектов, способных удовлетворить нужды. Человеческие потребности растут по мере развития общества. потребности людей практически не ограничены, чего не скажешь о ресурсах для их удовлетворения. Поэтому каждый человек предпочитает выбирать товары, которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение с учетом своих финансовых возможностей. Если человек имеет возможность заплатить за реализацию своих потребностей, последние переходят в категорию запросов.

Запросы – потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.

Потребитель рассматривает товар как совокупность определенных качеств и выбирает тот продукт, который обеспечивает оптимальное сочетание этих качеств, доступных за ту сумму денег, которой располагает данный индивид.

Например, автомобиль Honda Civic – это скорость, низкая цена и экономия горючего, а Mercedes – это комфорт, роскошь, показатель высокого общественного положения. Сопоставляя свои потребности с имеющимися в распоряжении ресурсами, потребитель предъявляет спрос на те товары, которые обеспечивают максимальное удовлетворение.

Товар – все то, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товарами могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи.

Потребитель, выбирая то, что ему нужно из большого количества товаров или услуг, полагается на свое восприятие (понимание) той ценности, которой на его взгляд, обладают те или иные товары.

Потребительская ценность – оценочное суждение потребителя о способности товара удовлетворить его потребности; результат сопоставления выгод, которые потребитель получает в результате приобретения и использования товара, и затрат на приобретение этого товара.

Преуспевающие компании делают все возможное, чтобы оправдать ожидания своих клиентов. Удовлетворенный клиент возвращается снова и снова, делает покупки и делится своим восторгом со знакомыми. Главное – во что бы то ни стало не допустить разочарования потребителя.

Удовлетворенность потребителя – степень совпадения характеристик (свойств) товара, субъективно воспринимаемых клиентом, с ожиданиями, связанными с этим товаром; если достоинства товара ниже связанных с ним ожиданий, потребитель остается неудовлетворенным; если достоинства совпадают с ожидаемыми, потребитель удовлетворен.

Удовлетворенность потребителя напрямую зависит от качества товара, которое напрямую связано с характеристиками товара. Но большинство ориентированных на потребителя компаний выходят за рамки такого определения. Они рассматривают качество с точки зрения удовлетворенности потребителя.

Маркетинг, так или иначе, затрагивает интересы каждого, будь то покупатель, производитель, продавец или рядовой гражданин. Но у этих лиц могут быть цели, противоречащие друг другу.

Маркетинг начинается с принятия концепции, которая характеризует не виды деятельности, а их цель, ибо если фирма, предприятие, банк приняли концепцию, они могут использовать самые разные формы организации работы в области маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и от тех внешних условий, в которых они действуют.

В качестве целей маркетинговой деятельности предприятий можно назвать, во-первых, обеспечение оптимальной пропорции между спросом и предложением продукции определенного вида и ассортимента посредством гибкого реагирования на его динамику и маневрирования имеющимися ресурсами.

Во-вторых, это формирование систем договорных и рыночных отношений со всеми структурами и элементами производства и потребления как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Затем воздействие на производственный процесс с целью стимулирования обновления ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции. И наконец, активный поиск новых рынков (рыночных сегментов, окон и ниш) сбыта и расширение существующих, достижение оптимального уровня социально-экономической эффективности рыночных отношений.

В качестве целей маркетинговой деятельности предприятий Украины прежде всего можно назвать формирование систем договорных и рыночных отношений со всеми структурами и элементами производства и потребления как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Развивая систему договоров предприятие таким образом обеспечивает стабильность в поставках материалами, комплектующими изделиями с одной стороны и гарантированный сбыт своей продукции с другой.

Однако основным залогом успеха деятельности предприятия является не столько заключенный с потребителем договор на поставку, сколько конкурентоспособность выпускаемой продукции. Поэтому второй целью деятельности производителей в области маркетинга является воздействие на производственный процесс с целью стимулирования обновления ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции. Работа с продуктом - важнейший инструмент маркетинга и конкурентной борьбы. Товары, услуги и идеи служат для потребителя средством удовлетворения человеческих потребностей, а для производителя на особенностях продукта основывается все: производство, коммуникация, распределение и в конечном итоге экономическое положение.

И наконец, одной из целей должен стать активный поиск новых рынков, сегментов, ниш сбыта и расширение уже существующих. Заостряя свое внимание только на развитии традиционных и постоянных рынках, производитель лишает себя возможности увеличения объемов продаж и, как следствие, недополучает значительной части прибыли.

Вышеперечисленные цели маркетинга определяют и его основные принципы, а именно:

а) производство продукции основывается на точном знании потребностей покупателей (потребителей), внутренней и внешней рыночной ситуации и реальных возможностей производителя;

б) максимально полное удовлетворение потребностей покупателей осуществляется обеспечением их средствами или комплексами средств для решения конкретных проблем, что достигается эффективной реализацией товаров и услуг на конкретных рынках в запланированных объемах и намеченные сроки;

в) обеспечение прибыльности производственно-коммерческой деятельности с помощью постоянно существующего задела научно-технических идей и разработок для подготовки и производства новых для рынка товаров;

г) единство стратегии и тактики поведения рыночных экономических структур в целях активного приспособления к изменяющимся потребностям покупателей при одновременном воздействии на их формирование и стимулирование.

Выделяют следующие функции маркетинга:

- маркетинговые исследования рынка, включая анализ и прогноз конъюнктуры рынка;

- разработка и планирование ассортимента и качества товаров;

- формирование ценовой стратегии и тактики;

- развитие системы продвижения;

- разработка рекламы и других маркетинговых коммуникаций;

- организация маркетинговой деятельности предусматривает создание специальных структурных подразделений в системе управления производственно-сбытовой и научно-исследовательской деятельностью фирмы.

- контроль маркетинговой деятельности

Наши рекомендации