Анализ покупательских предпочтений
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА
При изучении дисциплины «Управление маркетингом» важное место занимают вопросы, связанные с маркетинговым анализом. Ведь аналитическая функция — одна из главных функций маркетинга. Маркетинговый анализ необходим для более всесторонней оценки прошлой и нынешней деятельности предприятия, его внешней среды. Планирование стратегий будущей работы предприятия на рынке также должно базироваться на маркетинговом анализе.
Для проведения маркетингового анализа необходимы определенная теоретическая подготовка, понимание рыночных процессов и поведения покупателей, знание основных экономических и маркетинговых аспектов деятельности предприятия. Кроме того, необходимо умение пользоваться практическими методиками анализа. Эти вопросы и рассматриваются в данной части пособия.
Рассматриваемые методики могут использоваться студентами не только при изучении теоретических основ дисциплины «Управление маркетингом», но и при выполнении курсовых работ по ней, а также выпускных работ. Ведь в дипломном проектировании вопросы маркетингового анализа также имеют немаловажное значение. В частности, маркетинговый анализ может применяться при решении следующих задач:
— маркетинговое обоснование конструкторских и технологических разработок;
—совершенствование сервисного обслуживания покупателей;
—выявление резервов использования ресурсов предприятия;
—улучшение финансовых показателей предприятия;
—повышение рыночной эффективности деятельности предприятия;
—улучшение социальной и экономической ситуации в регионе.
Определенная сложность маркетингового анализа состоит в том, что он не в такой степени «цифровой», как технико-экономический анализ, и состоит из логических выводов, рассуждений, сравнений, предположений. Результаты такого анализа могут включать много текста, что осложняет их восприятие. В связи с этим необходимо повышать наглядность результатов анализа при помощи текстовых таблиц, схем, диаграмм. Некоторые из них приведены в данном пособии.
В управлении маркетингом у руководителей предприятий постоянно имеется потребность в информационном обеспечении. С этой целью применяются различные информационные процессы — ведется изучение экономических показателей самого предприятия, явлений, происходящих на рынке и в обществе. Работу с информацией в маркетинге можно представить в виде схемы на рис. 11.1.
Таким образом, маркетинговый анализ является частью и этапом маркетинговых исследований.
Маркетинговый анализ — всестороннее рассмотрение ситуаций, процессов, субъектов на товарных рынках и рыночной деятельности предприятия.
Это многосторонний процесс получения выводов из собранной в ходе маркетингового исследования и обработанной информации. Такой анализ необходим, чтобы снизить риск маркетинговой деятельности предприятия, повысить эффективность управленческих решений, а в определенных случаях — для регулирования рыночных процессов. Поскольку анализ является частью маркетинговых исследований, то его цели следуют из целей всего исследования:
—дать оценку нынешнего состояния рынка и перспектив его изменения;
—оценить конкурентную позицию фирмы на данном рынке;
—спрогнозировать реакцию рынка на предполагаемые действия предприятия;
—выяснить мнение, отношение и потребности покупателей;
—выявить характеристики потенциальных посредников;
—оценить условия сотрудничества с различными поставщиками.
Как указано в определении, маркетинговый анализ —-это многосторонний процесс. В этом процессе можно выделить следующие аспекты:
—осмысление, объяснение, оценка и обобщение собранных данных;
—выявление существующих закономерностей и тенденций на рынке;
—установление взаимосвязей между отдельными процессами на рынке;
—разработка прогнозов развития рыночных процессов.
Результаты анализа по сравнению с собранной исходной информацией более пригодны для выполнения последующих маркетинговых функций — разработки планов, принятия управленческих решений, организационных преобразований.
В маркетинговом анализе можно выделить два вида: конъюнктурный (текущий) и стратегический. В ходе конъюнктурного анализа делаются оценки состояния рынка в настоящее время:
—сбалансированность;
—емкость;
—структура;
—тенденции развития в ближайшее время.
На стратегическом уровне выполняется анализ более устойчивых явлений на рынке, закономерностей изменения рынка. На этом уровне выделяют два основных направления:
—анализ внешней среды (на микро- и макроуровнях);
—анализ маркетинга на предприятии (внутренний анализ).
В данном пособии большее внимание уделяется именно этим направлениям анализа. Стратегический маркетинговый анализ выявляет комплекс взаимосвязей предприятия с внешней средой, соответствие его действий открывающимся на рынке возможностям и имеющимся опасностям. Результаты такого анализа необходимы, чтобы объективно оценивать собственные возможности предприятия, силу и слабость конкурентов, выделять наиболее эффективные направления экономического роста предприятия, формировать маркетинговую политику, разрабатывать долгосрочные стратегии.
К анализу внешней сферы относится изучение покупателей, конкурентов, поставщиков, посредников, а также процессов в экономике, политике, демографии и т. д. Анализ маркетинга на предприятии включает рассмотрение товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятия, организационных аспектов маркетинга на предприятии.
Следовательно, предметом маркетингового анализа является деятельность отдельных субъектов, ситуации, процессы и явления на рынке и в обществе, рассматриваемые в динамике. Объекты маркетингового анализа — это отдельные предприятия, организации, люди, семьи и их совокупности (отрасли, рынки, слои населения и т. д.).
Для улучшения восприятия результатов анализа они могут представляться в следующих видах:
—укрупненные качественные оценки;
—детальные количественные показатели;
— графическое оформление в виде таблиц, графиков, рисунков.
Анализ должен быть как можно более конкретным, его выводы — точно определенными, так как они будут служить информационной основой работы руководителей предприятия.
АНАЛИЗ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Поскольку покупатели — основной объект маркетинга, то анализ факторов внешней среды целесообразно начать с них. Анализ покупателей может проводиться по следующим направлениям.
—потребности и мотивация покупателей;
—покупательские предпочтения товаров;
—намерения совершить покупку;
—поведение до, во время и после покупки;
—факторы, влияющие на поведение покупателей;
—удовлетворенность покупателей;
—отношение к анализируемому товару;
—отношение к предприятию.
Эти направления анализа взаимосвязаны и работа по ним часто ведется одновременно, например, анализ отношения к товару и к фирме в целом. Сбор информации, необходимой для подобного анализа, проводится всеми традиционными методами: опрос, наблюдение, эксперимент. Ниже рассматриваются некоторые из названных аспектов анализа покупателей.
Анализ покупательских предпочтений
Каждый покупатель формирует свою систему покупательской ценности товара. Ценность товара — это степень важности товара для покупателя, его практическая польза и эмоциональная приятность. Эта ценность определяется различными свойствами товара, которые покупатель считает наиболее важными для себя. Исходя из своей системы ценностей, покупатель рассматривает альтернативные товары и по определенному набору свойств делает свой выбор.
Потребителю сложно словесно сформулировать свою систему покупательской ценности, поэтому анализ покупательских предпочтений по отдельным свойствам товара не очень точен. Полезнее может быть сопряженный анализ покупательской ценности [11]. В ходе этого анализа потребители высказывают свои мнения не об отдельных свойствах товара, а о товарах в целом. Рассмотрим данный вид анализа на примере услуг гостиницы. Можно сказать, к наиболее важным элементам гостиничных услуг относятся:
— наличие кафе;
— набор предметов бытовой техники в номере.
Для первого элемента (кафе) есть две альтернативы — «есть кафе», «нет кафе». Второй элемент имеет три альтернативных варианта:
1 телевизор + телефон;
2 телефон + холодильник;
3 телевизор + холодильник.
Таким образом, возможны 2x3 = 6 вариантов гостиничного продукта. Предполагаемых клиентов просят проанализировать эти варианты по степени предпочтительности: ранг 1 — наиболее предпочтительный вариант продукта, ... ранг 6 — наименее предпочтительный. Один из респондентов выставил следующие ранги (табл. 12.1).
Таблица 12.1 Ранжирование вариантов гостиничного продукта
Если перевести полученные ранги (места) в баллы, используя пятибалльную шкалу, получим следующие оценки (табл. 12.2):
Таблица 12.2
Балльная оценка вариантов гостиничного продукта
Средние оценки характеризуют индивидуальную ценность отдельных свойств товара, т. е. систему потребительских ценностей одного респондента. Обобщая ранговые и балльные оценки, можно получить следующие результаты (табл. 12.3)
Результаты анализа потребительской ценности вариантов гостиничного продукта
Данный метод позволяет не только проанализировать варианты товара, но и установить, в какой степени потребитель готов согласиться с худшим уровнем одного свойства товара ради более высокого уровня данного свойства. В рассмотренном примере потребитель ниже всего оценивает третий вариант набора бытовой техники — средняя оценка 0,5 (см. табл. 12.2).
После рассмотрения примера становится более понятной последовательность сопряженного анализа потребителей.
1. Составление перечня свойств товара. Первоначальный список составляется на основе обсуждения среди самих аналитиков, среди экспертов или в ходе опроса фокус-группы.
2. Выбор характеристик товара для анализа. Анализ может проводиться на основе всего перечня свойств или на основе части характеристик.
3. Выбор способа оценки. При оценке свойств товара потребителями могут быть использованы:
— ранжирование в виде выставления ранга (места) характеристики в системе ценностей покупателя (как в данном примере);
— ранжирование с помощью оценок «очень важно», «средняя важность», «совсем неважно» и т. п.;
—рейтинговая оценка (балльная);
—метод парных сравнений.
Оцениваться могут как условные наборы характеристик товара, так и реальные товары с их реальными наборами свойств.
4. Выбор отношения покупателя к товару, которое будет оцениваться. В основном оцениваются два отношения:
а) предпочтение покупателя, т. е. предпочтительное желание иметь тот или иной товар;
б) намерение купить тот или иной товар, т. е. предпочтительный спрос.
Различие этих ситуаций связано с понятиями «желание» и «спрос». Потребитель может хотеть, предпочитать товар А, но из-за отсутствия денег при покупке выберет товар Б.
Выявление относительной важности различных атрибутов товара и получение итоговых оценок реальных продуктов позволяет установить «ключевые» характеристики товара и обнаружить незаполненные ниши на рынке. Кроме того, на основе подобного анализа можно провести сегментацию покупателей по покупательским предпочтениям.
В подразделе 12.2 рассматривается сегментация покупателей по набору их потребностей. Здесь же имеется в виду сегментация покупателей по поведенческому признаку «искомая выгода от товара» или «предпочитаемые свойства товара». В этом случае внутри каждого сегмента системы покупательских ценностей одинаковы. Например, на рынке зубной пасты первый сегмент — это покупатели, отдающие предпочтение отбеливающим свойствам, второй сегмент — профилактическим, и т. д.
Также анализ потребительской ценности может использоваться при прогнозировании объема продажи товара. Рассмотрим это на примере переносного проигрывателя компакт-дисков. В анализе рассматривается четыре свойства этого товара: вес, время работы батареи, качество звучания и цена. Вначале определяется рейтинг отдельных свойств товара. Например, один респондент дал следующие оценки (табл. 12.4):
Таблица 12.4 Оценка характеристик товара
Далее рассчитывается ценность трех моделей проигрывателя А, Б, В, которые обладают следующими характеристиками (табл. 12.5).
Таблица 12.5 Характеристики сравниваемых моделей
С учетом известной ценности каждой характеристики для этого покупателя (см. табл. 12.4) определяется ценность каждой модели:
Таким образом, наибольшую ценность для данного потребителя имеет модель В. На основе этой оценки можно сделать два прогноза. Первый способ — делается предположение, что данный потребитель при покупке выберет модель В, такая же оценка делается по каждому респонденту в выборке. Прогнозная доля рынка данной модели оп ределяется как процент респондентов, отдавших предпочтение модели В.
Второй способ, с помощью которого можно спрогнозировать возможную долю рынка каждой модели, основан на вероятности покупок. В этом случае сначала определяется суммарная потребительская ценность трех моделей для одного респондента:
Далее рассчитываются вероятности (В) покупки отдельных моделей этим потребителем:
Рыночная доля каждой модели определяется как средняя вероятность покупки, рассчитанная по всем респондентам в выборке. В этом случае подразумевается, что потребитель не обязательно купит модель, которая обладает наибольшей для него ценностью. На реальный выбор покупателя могут оказать влияние дополнительные факторы, поэтому вероятность покупки есть у всех моделей.
Использование сопряженного анализа возможно при следующих условиях:
1. Продукты характеризуются измеримыми признаками, для оценки символических свойств товара (престижность, модность, имидж) этот метод не применим.
2. Покупатели знакомы с товарами подобного вида, следовательно, для оценки внедряемых принципиально новых товаров этот метод также не применим.