Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации

Дайте определение понятия «наблюдение». Назовите цель проведения наблюдения. Приведите и охарактеризуйте классификацию наблюдений. Перечислите достоинства и недостатки наблюдения как метода сбора маркетинговой информации.

Наблюдение– метод сбора первичной информации путём регистрации исследователем определённых процессов, действий, поступков людей, событий.

Цель наблюденийсостоит в том, чтобы зафиксировать интересные факты, проверить ранее полученные данные.

Классификация наблюдений:

Признаки классификации Виды наблюдений
1. Характер окружающей обстановки 1. Полевые 2. Лабораторные
2. Способ осуществления 1. Скрытые 2. Открытые
3. Степень стандартизации 1. Структурированные 2. Свободные
4. Характер наблюдаемых событий 1. Прямые 2. Непрямые

Полевые наблюдения – наблюдения, проводимые в естественной обстановке, а лабораторные – в искусственно созданной ситуации.

Скрытое наблюдение предполагает, что исследователь не вмешивается в естественный ход процессов исследования. Оно может осуществляться также с использованием технических средств (скрытых камер, полупрозрачных зеркал и т.д.). Открытое наблюдение предусматривает, что исследователь преднамеренно участвует в наблюдаемом процессе, а объекты наблюдения знают о его присутствии.

Структурированное наблюдение предполагает формализованную процедуру, при которой наблюдатель заранее определяет, что он будет фиксировать. Все другие виды поведения не принимаются во внимание. Свободное наблюдение характеризуется тем, что сбор информации осуществляется без заранее заданной схемы.

Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением людей. Непрямое наблюдение осуществляется за результатами поведения.

Достоинства наблюдения:

· независимость хода исследования от объекта наблюдения, его желания участвовать в этом процессе;

· высокая объективность;

· естественность обстановки исследования;

· возможность восприятия неосознанного поведения людей.

Недостатки наблюдения:

4. сложность обеспечения репрезентативности исследования;

5. невозможность однозначного объяснения поведения объекта наблюдения;

6. в процессе наблюдения не принимаются во внимание мотивы поведения потребителей, их убеждения, а также факторы, влияющие на поведение.

Эксперимент как метод сбора маркетинговой информации.

Дайте определение понятия «эксперимент». Назовите цель проведения эксперимента. Приведите и охарактеризуйте классификацию экспериментов. Перечислите достоинства и недостатки эксперимента как метода сбора маркетинговой информации.

Эксперимент – метод сбора первичной информации об исследуемом объекте на основе изучения зависимости одних факторов от других.

Цель экспериментасостоит в том, чтобы выявить причинно-следственные связи между независимыми и зависимыми переменными.

Классификация экспериментов:

Признаки классификации Виды экспериментов
1.Степень материализации объекта исследования 1. Реальные 2. Имитационные
2. Зависимость от масштаба поставленной задачи 1. Однофакторные 2. Многофакторные
3. Характер окружающей обстановки 1. Лабораторные 2. Полевые

Реальные эксперименты проводятся в естественной обстановке на реально существующих объектах. Имитационные эксперименты предусматривают использование экономико-математических методов и компьютерных информационных технологий.

Однофакторные эксперименты предполагают изучение влияния только одного маркетингового фактора. Многофакторные эксперименты направлены на оценку влияния нескольких маркетинговых факторов.

Лабораторные эксперименты проводятся в искусственно созданных условиях, а полевые эксперименты осуществляются в реальных условиях, но не исключают влияния побочных факторов.

Достоинства эксперимента:

· возможность изучения причинно-следственных связей;

· достаточно высокая объективность получаемых результатов;

· возможность проверки эффективности принимаемых маркетинговых решений.

Недостатки эксперимента:

7. высокая трудоёмкость, большие временные и финансовые затраты;

8. сложность организации и обеспечения необходимых условий проведения;

9. опасность ошибки в трактовке результатов;

10. наличие временного интервала между завершением эксперимента и принятием маркетинговых решений.

Маркетинговая среда туристической организации.

Дайте определение понятия «маркетинговая среда организации». Раскройте структуру маркетинговой среды туристической организации. Опишите факторы, определяющие макросреду функционирования туристической организации. Охарактеризуйте основные элементы маркетинговой микросреды туристической организации.

Маркетинговая среда организации – совокупность активных субъектов и факторов, действующих за пределами организации и внутри неё и влияющих на возможности успешной деятельности организации на рынке.

Каждая фирма работает в маркетинговой среде, которая делится на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя среда – это внешние факторы, влияющие на деятельность множества организаций и неподконтрольны им.

Внутренняя среда – это силы и факторы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям.

Маркетинговая среда туристической организации:

       
  Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации - student2.ru   Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации - student2.ru
 

Макросреда Микросреда

(внешняя среда) (внутренняя среда)

Внешняя средавключает в себя факторы:

1) Демографические факторы (динамика рождаемости и смертности, среднее количество детей в семье, динамика разводов, уровень миграции населения);

2) Экономические факторы – обусловлены соотношением спроса и предложения, доходами и ценами (налогообложение, величина текущих доходов, уровень цен, величина имеющихся сбережений, возможность получения кредита);

3) Политико-правовые факторы – определяются существующей законодательной базой, политической обстановкой в мире и отдельных странах;

4) Научно-технические факторы – характеризуются уровнем развития науки и техники;

5) Социально-культурные факторы – определяются существующими в данном обществе нормами, ценностями, взглядами, менталитетом нации;

6) Природно-климатические факторы – изменения экологической обстановки; истощение запасов отдельных видов природных ресурсов, рост загрязнения окружающей среды, подорожание энергии, топлива, сезонные колебания;

Внутренняя средавключает в себя следующие элементы:

1.Потребители – те, для кого фирма оказывает услуги;

2.Поставщики – транспортные компании, организации, оказывающие услуги по сопровождению, экскурсионному и информационному обеспечению туристов, общественное питание;

3.Конкуренты – фирмы-соперники, которых надо превзойти;

4.Посредники – отдельные лица и организации, помогающие фирме распространять услуги на рынке (турагенты, рекламные агентства);

5.Контактные аудитории - организации и группы общественности, которые проявляют интерес к фирме или оказывают влияние на её деятельность (банки, СМИ, общественность).

Туристический рынок.

Дайте определение понятия «рынок туризма». Назовите элементы рынка туризма. Опишите классификацию туристического рынка по различным признакам. Раскройте сущность понятий «доля рынка», «ёмкость рынка» и «конъюнктура рынка».

Рынок туризма – общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристического продукта в данное время и в определённом месте.

Элементы рынка туризма:

1. Субъекты:

1.туроператоры;

2.турагенты;

3.поставщики туристических услуг (гостиницы, транспортные организации, объекты общественного питания);

4.покупатели (потребители) туристических услуг.

2. Объекты:

1) туристические продукты;

2) платёжные средства.

3. Отношения:

1) обмен;

2) партнёрство;

3) конкуренция.

4. Среда:

1) экономическая;

2) социально-культурная;

3) политико-правовая и т.д.

Классификация туристического рынка:

Признаки классификации Виды рынков Характеристика рынков
1. По отношению к определённому району - рынок внутреннего туризма включает путешествия жителей какого-либо района по этому району
- рынок въездного туризма включает путешествия по какому-либо району лиц, не являющихся его жителями
- рынок выездного туризма включает путешествия жителей какого-либо района в другой район
2. С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности - целевой рынок рынок, на который направлена маркетинговая деятельность организации
- бесплодный рынок (неперспективный) рынок, не имеющий перспектив для реализации определённых туристических услуг
- основной рынок рынок, на котором реализуется значительная часть предлагаемых туристической организацией услуг
-дополнительный рынок рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объёма услуг
- растущий рынок рынок, имеющий реальные возможности для роста объёма продаж
- прослоечный рынок рынок, отличающийся нестабильностью коммерческих операций
3. В зависимости от целей путешествия - рынок спортивного туризма - рынок лечебно-оздоровительного турима - рынок культурно-познавательного туризма - рынок делового туризма - рынок религиозного туризма - рынок этнического туризма - рынок транзитного туризма

Доля рынка – отношение объёма продаж продуктов конкретной организации к общему объёму продаж на данном рынке.

Доля рынка позволяет оценить уровень конкурентоспособности туристической организации.

Ёмкость рынка – возможный объём реализуемых на рынке туристических услуг в течение определённого промежутка времени.

Зная ёмкость рынка, туристическая организация получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя.

Конъюнктура рынка – экономическая ситуация на рынке в определённый момент времени.

Осуществляя исследования конъюнктуры, организация получает возможность обеспечить себя объективной информацией о ситуации на рынке и спрогнозировать её развитие.

Наши рекомендации