Результаты анкетирования
Маркетинговое исследование ассортимента проводила с помощью методов анкетирования.
В анкетировании приняли участие 50 человек, из них 22 мужчин и 28 женщины.
С помощью анкеты было выявлено:
Портрет покупателя, его социально-демографическая характеристика
Источники информации о товаре для покупателей
Роль фармацевтического и медицинского работника в выборе ЛП
В результате анализа анкет была проведена группировка потребителей по полу, по возрасту, по семейному положению, по образованию, по среднему уровню дохода.
1. Группировка респондентов по полу:
Среди опрошенных респондентов 60% составляют женщины и только 40% мужчин.
Рис.1 Группировка респондентов по полу.
2. Группировка респондентов по возрасту:
Наибольшее число опрошенных 45% составляет люди в возрасте от 30 – 49 лет
20% составляют люди в возрасте от 36 – 45 лет
17% люди в возрасте от 18 – 25 лет
10% в возрасте от 56 – 65 лет
6% в возрасте от 46 – 55 лет
4% в возрасте от 66 – 75 лет
4% в возрасте от 75 лет и старше.
Рис. 2 Группировка респондентов по возрасту.
3.Группировка респондентов по образованию:
Наибольший процент респондентов с высшим образованием 50%
Со средне-специальным составило 30%
Средним – 17%
Неоконченным высшим 3%
Рис.4 Группировка респондентов по образованию.
5.Группировка респондентов по месту жительства:
Преобладают люди. проживающие в городе – 43 чел. 93%
Село – 7 чел, 7%
Рис. 5 Группировка респондентов по месту жительства.
6. Группировка респондентов по роду занятий:
Наибольшее число опрошенных по 40% являються работающим контингентом и пенсионерами.
Немногим менше по 10% это студенты и домохозяйки
Рис. 6 Группировка респондентов по роду занятий
Итак, наиболее частым потребителем является женщины в возрасте от 30 – 49 лет, проживающие и работающие в городе, имеющие высшее образование.
Характеристика покупателя в отношении лечения заболеваний.
При заболевании большинство респондентов 61,4% занимаются самолечением, лишь 38,6% обращаются к врачу, при этом только иногда, 49% респондентов соблюдают назначения врача и 45% всегда следуют назначению.
Рис. 6 Отношение покупателя к лечению.
В аптеку люди в основном приходят за лекарственными препаратами(64%), 30% приобретают как ЛП, так и косметические средства и только 6% предпочитают ходить в аптеку в основном за косметическими средствами.
Коммуникационные составляющие:
Исследовалось какому источнику информации доверяют больше при выборе ЛП. Выяснилось, что большинство респондентов (50%) при выборе ЛП доверяют информации из интернета, 31% предпочитают другие источники, 15% верят телепередачам и лишь 4% пользуются научной литературой для получения информации.
Рис. 7 Источники информации, используемые респондентами.
Реклама для 89% респондентов не является достоверным источником информации, но при этом 77% опрошенных признаются, что на выбор ЛП реклама оказывает существенное влияние.
Ценовые предпочтения:
Для большинства респондентов 57% оптимальная цена ЛП составляет от 100 – 500 рублей ; 21% предпочли цену меньше 100 рублей; для 17% респондентов цена не имеет значение и 5% респондентов считают, что оптимальная цена составляет от 500 – 1000 рублей.
Степень значимости факторов, оказывающие влияние на потребителя:
Табл.№1 Степень значимости факторов для потребителя.
Факторы оказывающие влияние на потребителя | Приоритет при выборе | ||||||
На 1-м месте | На 2-м месте | На 3-м месте | На 4-м месте | На 5-м месте | |||
1.Цена ЛП 2.Эффективность ЛП 3.Безопасность ЛП 4.Известность ЛП 5.Удобство ЛФ | 14% 46% 35% 6% - | 30% 23% 46% 4% - | 31% 28% 8% 14% 18% | 16% 3% 7% 38% 34% | 9% - 4% 38% 48% | ||
На основании вышеприведенной таблицы можно сделать вывод, что наиболее приоритетным фактором при выборе ЛП для большинства респондентов является его эффективность, на втором месте безопасность, на третьем месте цена ЛП, на четвертом месте известность и на пятом месте удобство ЛФ.
Роль фармацевтического и медицинского работника в выборе ЛП:
На конечный выбор большинства респондентов в 30% случаев влияет мнение врача и на 40% респондентов влияет мнение фармацевтического работника , 10 % полагаются на свое мнение или мнение друзей, родственников. Для 83% респондентов мнение фармацевтического работника является авторитетным.
3.Группировка респондентов по семейному положению:
56% респондентов состоят в браке, а 44% - не состоят.
Рис. 3 Группировка респондентов по семейному положению.
IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На территории Российской Федерации лекарственные препараты группы НПВС и миотропных спазмалитиков представлены значительным количеством зарегистрированных в ГОСРЕЕСТРЕ торговых наименований. Номенклатура обновляется и расширяется. Часть ассортимента подвержена государственному регулированию, на них установлена предельная отпускная цена. Безрецептурный отпуск большого сегмента лекарственных препаратов группы НПВС и миотропных спазмалитиков способствует бесконтрольному применению лекарственных средств.
V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров:/Н.С. Алексеев Т.К. Ганцов, Г.И. Кутянин. – М.: Экономика, 1988.
4. Васильев Г.А. Коммерческое товароведение и экспертиза:/ Г.А. Васильев.– М.: «Банки и биржи», 1997. – 136с.
5. Васнецова О.А. Маркетинг в фармации:/О.А. Васнецова. – М.: Книжный мир. 1999. – 334 с.
6. Гук И.Н. Противовоспалительные средства в клинике внутренних болезней/ И.Н. Гук // ФАРМиндекс-Практик. - № 2, 2001. - С. 41-71.
7. Дремова Н.Б. Компьютерные технологии маркетинговых исследований в медицинских и фармацевтических организациях:/Н.Б. Дремова – Курск, 1999. – 150 с.
11. Лебедев О.Т. Основы маркетинга:/О.Т. Лебедев, Т.Ю. Филиппова. – СПб: ИД «МиМ»; 1997, – 224 с.
12. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров:/И.М. Лифиц. – М.: ТОО «Люкс-Арт», 1994. – 153 с.
13. Насонов Е.Л. Нестероидные противовоспалительные препараты: проблемы безопасности лечения [электронный ресурс]/Е.Л. Насонов. – Режим доступа: http://www.consilium-medicum.com/medicum/article/15229/