Общая характеристика ОАО «Брянский молочный комбинат»
Брянская область является одним из регионов центра России, обладающим высокоразвитым промышленным потенциалом. Брянск является крупным индустриальным центром области и страны. На его долю приходится около 60% стоимости промышленной продукции. В структуре производства ведущее место принадлежит предприятиям машиностроения и металлообработки. В городе также имеются предприятия пищевой, легкой, химической отраслей промышленности, промышленности строительных материалов. Важнейшее место в структуре промышленного комплекса принадлежит пищевой промышленности. Одним из наиболее крупных предприятий является ОАО «Брянский молочный комбинат».
ОАО «Брянский молочный комбинат» - одно из молодых предприятий города. Сегодня оно является высокомеханизированным предприятием пищевой отрасли России. Производственная база оснащена поточно-механизированной линией по производству широкого ассортимента молочных продуктов. Процесс производства полностью автоматизирован. «БМК» сосредоточен на производстве цельномолочной продукции, животного масла, плавленых сыров.
Основная цель ОАО «Брянский молочный комбинат» заключается в обеспечении жителей г. Брянска и Брянской области молочными изделиями и предоставлении качественного обслуживания в торговых представительствах ОАО «БМК».
«Брянский молочный комбинат» начал выпуск своей продукции в 1977 году и на данный момент - крупнейший в области и один из крупнейших в регионе производитель молочной продукции. Сегодня комбинат является одним из крупнейших в регионе. Возможности комбината позволяют перерабатывать до 500 тонн сырья в сутки. Современное оборудование и безотходные технологии позволяют производить в год до 4000 тонн молока, до 4000 тонн масла, до 2500 тонн плавленых сыров.
Комбинат имеет богатый, более 100 наименований, ассортиментный перечень молочных продуктов. Помимо традиционных продуктов комбинат предлагает новейшие разработки.
В середине 80-х и в середине 90-х комбинат реализовал две программы реконструкции и расширения производства, в результате которых предприятие было оснащено современным оборудованием для:
- пастеризации молока,
- производства сухих молочных продуктов,
- производства масла сливочного.
Более мощным и современным стал маслоцех. Парк оборудования предприятия в настоящий момент укомплектован пастеризаторами и современными упаковочными аппаратами.
В начале 90-х годов к комбинату был присоединен цех по производству плавленых сыров мощностью до 130 тонн готовой продукции в месяц. В настоящее время комбинат позволяет перерабатывать до 350 тонн молока в сутки и производить более 100 наименований различной молочной продукции высокого качества.
Чтобы идти в ногу со временем и не оказаться на обочине продовольственного рынка, предприятие постоянно занимается проблемой улучшения упаковки и расфасовки своего товара.
Использование однопорционной, экологически чистой, удобной в обращении, с красочной печатью и максимально полной информацией упаковки позволило значительно повысить конкурентоспособность молочной продукции на продовольственном рынке не только г. Брянска и Брянской области, но и Москвы, а также других регионов РФ.
Все вышеперечисленные мероприятия позволили довести в 2007 году выпуск фасованной цельномолочной продукции - до 99,4 % общего объема выработки, сыра плавленого - до 72,6% общего объема выработки, масла животного - до 57,9% общего объема выработки.
Брянский молочный комбинат - безотходное производство, весь полученный обрат использован на промышленную переработку. Вырабатывается сухое обезжиренное молоко, из полученной сыворотки вырабатывается пастеризованная сыворотка в полиэтиленовых пакетах емкостью 0,5 л. Часть натуральной сыворотки отгружается сельскохозяйственным предприятиям.
ОАО «БМК» тщательно подходит к выбору поставщиков молока, т.к. для получения высококачественной продукции требуется высококачественное сырье. Для производства своей продукции предприятие закупает молоко, упаковку, нанимает рабочую силу, приобретает оборудование, электроэнергию и другие производственные материалы, необходимые для функционирования.
Предприятие обладает высоким потенциалом в условиях рынка и имеет возможность дальнейшего развития. В 2006-2007 гг. на совершенствование ассортимента выпускаемой продукции путем технического обновления ОАО «БМК» на базе использования передовых технологий ведущих фирм было потрачено 2000000 руб. Также произошло увеличение мощности производства с 3,6 до 6 тонн в год. Планируется увеличение загрузки оборудования на 20% и увеличение объема производства в 2 раза.
Опыт руководителей предприятия в практической работе по управлению довольно значителен.
Стандарты, используемые сотрудниками ОАО «БМК» в своей работе, способствуют ее качественному, точно в срок выполнению. Формированию благоприятного имиджа предприятия в глазах общественности способствует и его активное участие в различных выставках.
Руководство планирует выделить дополнительные средства для поддержания имиджа развивающегося предприятия, заботящегося, прежде всего, об интересах своих потребителей, сотрудников и общества в целом.
Штат постоянных сотрудников ОАО «БМК» состоит из 482 человек, средний возраст работников составляет 35-40 лет. Весь руководящий состав предприятия имеет высшее образование. Большинство рабочего персонала имеет среднее техническое образование. Количество сотрудников соответствует потребностям предприятия на данный момент, труд работников организован в целом неплохо, мотивация персонала организована на невысоком уровне и требует качественного улучшения.
Таким образом, ОАО «БМК» планирует:
1. Совершенствование ассортимента выпускаемой продукции путем технического обновления предприятия на базе использования передовых технологий ведущих фирм с помощью лизинга - 0,5 млн. руб.
2. Увеличение мощностей - производства с 3,6 до 6 тонн в час
Увеличить загрузку оборудования на 20 %
При анализе потенциала предприятия видно, что в основном ОАО «БМК» работает достаточно успешно. Как и у любого другого предприятия, у него есть слабые и сильные стороны. Основной задачей для предприятия в этой области является укрепление слабых сторон, обладающих высокой важностью, требующих особого внимания. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что предприятие не имеет четко отлаженной маркетинговой службы. Все проблемы, которые непосредственно касаются маркетологов, решают другие подразделения. Это понижает эффективность функционирования предприятия. Предприятие обладает мощным потенциалом и является конкурентоспособным.
Сильные стороны предприятия: репутация организации; качество продукции; квалификация персонала.
Слабые стороны предприятия: недостаточность маркетинговых исследований; возрастная структура работников; низкая предпринимательская культура; нестабильное финансовое положение.
Маркетинговый план ОАО «БМК» направлен на достижение значительного по сравнению с предыдущими годами увеличения объема продаж йогуртов и завоевания целевых сегментов. Миссией «Брянского молочного комбината» является производство натуральной, вкусной, качественной продукции для потребителей, заботящихся о своем здоровье и здоровье своих близких.
В отрасли производства йогурта наблюдается резкое возрастание конкуренции в связи с выходом на рынок новых отечественных и зарубежных производителей. «БМК» является региональным производителем молока и молочной продукции и на сегодняшний день находится в наиболее выгодном положении за счет доступа к более дешевым ресурсам. Тем не менее, роль маркетинга на предприятии от этого не должна снижаться.
В настоящее время торговые марки «Милград», «Веселый луг» и «Глиняная крынка» ОАО «БМК» широко известны и популярны на Брянском рынке. Согласно данным анкетного опроса 87% потребителей покупают продукцию данного предприятия.
Целевой сегмент, для которого предприятие разрабатывает комплекс маркетинга, - женщины, имеющие детей, которые предпочитают разнообразные вкусовые начинки и при покупке ориентируются на высокий уровень качества.
Основные конкуренты предприятия - ОАО «Царицынский молочный комбинат», ОАО «Лианозовский молочный комбинат», ОАО «Смоленский молочный комбинат» и ОАО «Воронежский молочный комбинат». ОАО «БМК» в состоянии удержать лидирующее место, если решит следующие задачи:
- обновление оборудования с целью оптимизации ассортимента продукции;
- разработка производства новых видов молочной продукции, аналогичного продукции конкурентов;
- проведение маркетинговых исследований по производимым продуктам;
- своевременное укрепление кадровой системы, проведение обучения, переподготовка работников.
В соответствии с программой развития предприятие должно разрабатывать маркетинговые стратегии по всем уровням.
Стратегия маркетинга - долгосрочное направление развития маркетинговой деятельности предприятия. Процесс разработки маркетинговой стратегии включает несколько этапов:
1. Определение глобальных направлений развития маркетинга;
2. Определение конкурентной стратегии фирмы;
3. Выбор стратегии роста по матрице И. Ансоффа «продукт-рынок»;
4. Выбор стратегии маркетинга в зависимости от рыночной доли фирмы;
5. Формирование портфельной стратегии с помощью матрицы БКГ.
К глобальным направлениям маркетинговой стратегии для ОАО «БМК» относятся:
- стратегия инновации: предприятие создает новые виды молочной продукции, отличающиеся от продукции конкурентов, для удовлетворения новых рыночных потребностей;
- стратегия сегментации: предприятие углубляет степень насыщения предлагаемой продукцией всех групп потребителей.
Компании, конкурирующие на конкретном целевом рынке всегда отличаются своими целями и ресурсами. Одни предприятия обладают большими ресурсами, а другие испытывают недостаток средств. Одни предприятия - старые и устойчивые, другие - новые и неопытные. Все они занимают разные конкурентные позиции на целевом рынке.
Рекомендации ОАО «БМК»:
- кроме концентрации на затратах необходимо улавливать изменения в предпочтениях покупателей;
- исключить возможность заимствования конкурентами методов снижения затрат;
- пристально следить за ценовыми изменениями на рынках сырья, энергоносителей и т.д.
Можно сказать, что ОАО «БМК» использует все пути развития, но основной акцент делают на развитие рынка и развитие товара.
Ситуационный, или «SWOT - анализ», может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. В дальнейшем его результаты могут использоваться при разработке планов маркетинга.
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее.
Поэтому стратегическое планирование, имея объектом изучения внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.
Проанализируем угрозы и возможности ОАО «БМК».
1) Угрозы:
- демографические изменения.
Происходит сокращение численности населения и его старение. Так численность населения с 2004 года по 2005 уменьшилась на 14,6 тыс. человек. Следовательно, уменьшается доля потенциальных потребителей продукции ОАО «БМК».
- экономический фактор.
Падение покупательной способности населения в результате снижении уровня реальных доходов. Повышение цен на энергоносители и топливо.
- природный фактор.
Применение в качестве упаковки йогурта материалов, не подвергающихся самостоятельному разложению, может вызвать негативную реакцию со стороны экологического комитета и движения «Greenpeace».
2) Возможности:
Технология:
а) широкий рынок оборудования для производства, упаковки, хранения и перевозки молочных продуктов позволяет предприятию-изготовителю улучшить свойства продукта, продолжительность хранения, эстетичность и надежность упаковки;
б) возможности использования Internet для электронной переписки и размещения рекламы о предприятии и продукте.
Изменение отношения потребителей к продуктам питания. Одной из основных составляющих здорового образа жизни 43% населения Брянской области считают потребление натуральных продуктов. Заканчивается стадия оккупации российского рынка импортными продуктами сомнительного качества. Потребитель желает видеть на своем столе продукты отечественного производителя, обладающие высокими энергетической ценностью и качеством, без консервантов и заменителей. Покупатель большее доверие испытывает к местным производителям.
3) Сильные стороны:
- ОАО «Брянский молочный комбинат» поддерживает производство широкого ассортимента йогуртов и другой молочной продукции;
- предприятие производит натуральную продукцию из экологически чистого сырья, способствующую оздоровлению организма;
- большинство товаров, в частности под торговыми марками, «Милград», «Веселый луг» и «Глиняная крынка», производимых предприятием, находятся на этапе роста;
- возможности и ресурсы предприятия позволяют осуществлять разработку, производство и реализацию новых видов продукции, и модернизацию уже существующих. Процесс производства йогуртов полностью автоматизирован, за счет чего достигается высокая эффективность производства.
4) Слабые стороны:
- маркетинговая деятельность предприятия направлена на всестороннее изучение рыночного спроса на уже произведенную продукцию, организацию ее сбыта и не учитывает тенденций изменения нужд и запросов целевых потребителей во времени;
- относительно низкие расходы на рекламу и продвижение продукции;
- финансовая нестабильность предприятия.
На сегодняшний день серьезных опасений со стороны внешних факторов для предприятия не имеется. Вместе с тем, следует принимать во внимание тот факт, что внешние факторы являются неконтролируемыми, следовательно, ситуация может измениться в любой момент, поэтому фирме следует определенную часть финансов направлять на резервные фонды, чтобы избежать непредвиденных ситуаций и обезопасить себя от рисков.