Функции и виды каналов распределения
Продукция доходит до покупателя несколькими способами. Клиенты могут получить ее непосредственно с предприятия или через разнообразные каналы сбыта. Структура канала сбыта играет ведущую роль среди компонентов маркетинга.
Большинство современных компаний в процессе распределения товаров прибегают к услугам посредников. Все компании, через которые проходит товар на пути от производителя к потребителю, образуют взаимосвязанные цепочки. Цепочки эти принято называть каналами сбыта, каналами распределения или маркетинговыми каналами.
Канал распределения – различные пути, по которым товар достигает конечного потребителя; совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-нибудь другому право собственности на конкретный товар на пути его следования от производителя к потребителю.
Основной функцией канала является продвижение товаров от производителя к конечному потребителю,то есть выработка и распространение убедительных сообщений относительно предложения, которые предназначены для привлечения клиентов, стимулирования сбыта, создания спроса, установления контактов, и собственно продажа.
Кроме того, участники канала распределения выполняют ряд следующих специфических функций:
- информация: сбор и распространение информации относительно потенциальных или имеющихся клиентов, конкурентов и других участников и сил в условиях маркетинга;
- товародвижение: физическое распределение и доставка, хранение и обработка товарных запасов;
- послепродажное обслуживание: видоизменение и техническое обслуживание товара при его адаптации у потребителя (пусконаладочные работы), прикладной инжиниринг, специальные услуги по сопровождению;
- переговоры: попытка достичь окончательного соглашения по цене и другим условиям, чтобы иметь возможность осуществить передачу прав собственности или владения;
- заказ: обратная связь с извещением изготовителя о намерениях участников маркетингового канала произвести покупку;
- финансирование: получение и распределение средств, необходи-
мых для финансирования товарных запасов на различных уровнях марке-
тингового канала;
- принятие риска: предположение о рисках, связанных с проведе-
нием работы на канале, например стихийные бедствия, воровство, порча
и устаревание товаров;
- физическое владение: последовательное хранение и перемещение физических товаров от сырья до конечного пользователя.
Выполнение рассмотренных функций ведет к возникновению коммерческих потоков распределения между участниками процесса обмена, направленных во взаимно противоположных направлениях. Всего в канале сбыта можно выделить потоки 5 типов:
1) поток прав собственности:переход прав собственности на товары от одних собственников к другим;
2) физический поток:последовательное физическое перемещение товаров от изготовителя через посредников к конечному потребителю;
3) поток заказов:заказы, поступающие от покупателей и посред-
ников и направляемые изготовителям;
4) финансовый поток:различные выплаты, счета, комиссионные, ко-
торые движутся от конечного пользователя к изготовителю и посредникам;
5) поток информации:этот поток распространяется в двух направ-
лениях: сведения о рынке движутся в сторону изготовителя, сведения
о предлагаемых товарах по инициативе изготовителя и посредников направляются в сторону рынка.
Выделяют 3 вида каналов распределения: прямые; косвенные; смешанные.
1. Прямые каналы распределения обеспечивают доведение производителем своих товаров и услуг до потребителей без участия посредников.
Три основных вида прямых каналов:
1) торговля вразнос;
2) торговля по каталогу;
3) торговля через принадлежащие производителю магазины.
2. Косвенные каналы распределения предусматривают сначала перемещение товаров от производителя к посреднику, а затем – от посредника к потребителю (непосредственно или через более мелких посредников). Косвенные каналы организуют компании, готовые отказаться от полного контроля над сбытом и пойти на некоторое ослабление контактов с потребителями, получая взамен снижение расходов на сбыт, выход на новые рынки и более интенсивный сбыт на уже освоенных рынках.
3. Смешанные каналы распределения объединяют свойства прямых
и косвенных каналов.
В целом канал распределения характеризуется длиной и шириной канала.
Длина канала – это максимальное число самостоятельных незави-
симых посредников, участвующих в доведении товара от производителя до потребителя.
Ширина канала на уровне – это количество независимых участников на данном уровне канала распределения.
Уровень канала распределения – это любой посредник, который
выполняет ту или иную работу по приближению товара к конечному
потребителю.
Количество посредников в цепочке движения товара от производителя к потребителю определяет количество уровней в канале распределения. В зависимости от этого выделяют различные виды каналов распределения (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Виды каналов распределения
Прямой канал распределения является каналом нулевого уровня.
Одноуровневый канал – канал, в котором между производителем и потребителем находится, например, предприятие розничной торговли (магазин), а на рынках товаров промышленного назначения – агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал – товар от производителя поступает сначала оптовику, а от него – в магазины и далее – потребителям. На потребительских рынках посредниками обычно становятся оптовый и розничный
торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал включает трех посредников. Например, в перерабатывающей промышленности между оптовыми и розничными торговцами обычно стоят мелкие оптовики, которые скупают товары
у крупных оптовиков и перепродают их небольшими партиями в розничную торговлю.
Существует и большее число уровней, но они встречаются реже.