Построение конкурентной карты рынка
Конкурентная карта рынка позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке, выделить типовые стратегические положения фирм-конкурентов, провести ситуационный анализ и проектирование стратегии конкуренции анализируемой фирмы на данном рынке.
Построение конкурентной карты рынка включает три этапа:
1. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли.
2. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли.
3. Представление конкурентной карты рынка в матричной форме.
Рассмотрим выделенные этапы.
Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли
Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение рыночной доли на данном рынке.
Максимальная рыночная доля формирует верхнюю границу группы-лидеров данного рынка.
Затем рассчитывается среднеарифметическая рыночная доля всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле:
где n — число фирм, представленных на рынке.
Далее все фирмы делятся на две группы:
• слабые, рыночная доля которых ниже рср,
• сильные, рыночная доля которых выше р .
Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние рыночные доли в группах.
Средняя рыночная доля по группе слабых фирм:
Средняя рыночная доля по группе сильных фирм:
Далее идет разделение всех фирм на 4 группы в зависимости от рыночной доли:
I — группа лидеров рынка;
II — группа фирм с сильной конкурентной позицией;
III — группа фирм со слабой конкурентной позицией;
IV — группа аутсайдеров рынка.
На рисунке 7.6 представлены границы данных групп фирм.
Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли
Темп роста рыночной доли определяется по формуле:
Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение темпа роста рыночной доли на данном рынке.
Максимальный темп роста рыночной доли формирует верхнюю границу группы-лидеров данного рынка.
Затем рассчитывается среднеарифметический темп роста рыночной доли всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле:
Далее все фирмы делятся на две группы:
• слабые, темп роста рыночной доли которых ниже Тср;
• сильные, темп роста рыночной доли которых выше Тср. Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние
темпы роста рыночных долей в группах.
Средний темп роста рыночной доли по группе слабых фирм:
Средний темп роста рыночной доли по группе сильных фирм:
Далее идет разделение всех фирм на 4 группы в зависимости от рыночной доли:
I — группа фирм с быстрым улучшением конкурентной позиции;
II — группа фирм с улучшением конкурентной позиции;
III — группа фирм ухудшением конкурентной позиции;
IV — группа фирм с быстрым ухудшением конкурентной позиции.
На рисунке 7.7 представлены границы данных групп фирм.
Рис. 7.7. Границы групп фирм в зависимости от темпа роста рыночной доли
Представление конкурентной карты рынка в матричной форме.
Построение конкурентной карты рынка осущсспшя ется в виде матрицы, в которой по строкам откладываются темпы роста рыночной доли, а по столбцам размещаются фирмы в зависимости от занимаемой ими рыночной доли (таблица 7.8).
В таблице 7.8 показаны 16 типовых стратегических положений фирмы, каждому из которых соответствуют свои значения рыночной доли фирмы и темпа прироста рыночной доли. По степени концентрации фирм рынка в определенных сегментах конкурентной карты рынка можно судить об интенсивности конкуренции на данном рынке,
его основных игроках и степени силы их позиции, а также о возможной динамике стратегических позиций фирм.
Конкурентная карта рынка [10] |
Приведем пример построения конкурентной карты рынка.
Таблица 7.8
|
Пример
В качестве объекта исследования рассматривается рынок услуг строительного дизайна. На данном рынке представлено ] 2 фирм, объемы реализации услуг которых показаны в таблице 7.9.
Таблица 7.9 Объемы реализации услуг строительного