Развитие мышления в процессе онтогенеза.
Развитие мышления в онтогенезе Онтогенетический аспект (онтогенез мышления)
включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении
жизни одного человека, с рождения до старости. Ж.Пиаже предложил теорию развития
интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание
онтогенетического развития мышления. Теория развития мышления ребенка,
предложенная Ж.Пиаже, получила название “операциональной” (от слова “операция”).
Операция, по Пиаже, представляет собой “внутреннее действие”, продукт преобразования
(“интериоризации”) внешнего, предметного действия, скоординированного с другими
действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для
каждой операции существует симметричная и противоположная операция
четыре стадии: 1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни
ребенка от рождения до примерно двух лет. 2. Стадия операционального мышления,
включает его развитие в возрасте от 2 до 7лет. 3. Стадия конкретных операций с
предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные
операции становятся обратимыми. 4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии
достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется
способностью ребенка выполнять операции в уме
Теория поэтапного формирования умственных действий В нашей стране наиболее
широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила
теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная
П.Я.Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической
зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними
практическими действиями. На каждом этапе происходит преобразование заданного
действия по ряду параметров. В этой теории утверждается, что полноценное действие, т.е.
действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на
предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете – на
его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую
форму.
Подход Л.С.Выготского Особое место в исследованиях, посвященных развитию
мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Он представляет
собой высший уровень сформированности речевого мышления, а также и высший уровень
функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.
Л.С.Выготский (1896-1934). Он экспериментально установил ряд ступеней и этапов, через
которые проходит образование понятий у детей. 1. Образование неоформленного,
неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления,
обозначаемого одним словом. 2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых
объективных признаков. 3. Образование настоящих понятий. Здесь предполагаются
умения ребенка выделить, абстрагировать элементы, а затем интегрировать их в целостное
понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат. К мышлению в
настоящих понятиях ребенок приходит только в подростковом возрасте под влиянием
обучения теоретическим основам разных наук
Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида: 1) наглядно-действенное мышление; 2) наглядно-образное мышление; 3) словесно-логическое (или понятийное) мышление. Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило– и онтогенеза. Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться
предметами. Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, – наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь.