Слово и понятие; формирование понятий: отечественные и зарубежные исследования.
Понятие формируется в языке, его образование невозможно без участия слов, т. е. без выражения и закрепления с помощью слов признаков и отношений отражаемого предмета или явления действительности, обнаруживаемых и познаваемых в процессе человеческой деятельности.
Понятие определяют как мысль о классе предметов, как совокупность существенных, отличительных признаков, по которым вычленяется из действительности определенный класс предметов или явлений. Поэтому слово само по себе не выражает содержания понятия, оно служит только указанием на него, его представителем, знаком.
Слово,— ...есть средство образования понятия, и притом не внешнее, не такое, каковы изобретенные человеком средства писать, рубить дрова... и проч., а внушенное самою природою человека и незаменимое»
слово может выражать не только понятие, но и любые образы, представления, любые
чувства и эмоции и любую внесубъектную предметность. Кроме того, если значение
приравнивается к понятию, то язык оказывается излишним, то есть он попросту
превращается в абстрактное мышление понятиями»
Метод определения понятий состоит в том, что человека просят определить то или иное
слово, т. е. сказать, что это такое, что оно значит.
Результаты применения (на детях)
Результаты применения этого метода таковы. Дошкольники и младшие школьники,
получив такое задание, называют какие-нибудь признаки или функции определяемого
предмета, или включают его в конкретные ситуации («собака — она охраняет дом»,
«собака лает», «собака кусает», «молоко — оно вкусное, его кошка лакает, маленькие дети
не любят пить»). У старших школьников и у людей с более высоким уровнем образования
преобладают ответы иного типа: определяемое подводится под более общее понятие
(«собака — это животное» и т. п.).
Результаты применения (на неграмотных)
Сходные результаты получил А. Р. Лурия, применив этот метод при обследовании неграмотных и малограмотных (прослушавших кратковременные курсы) крестьян отдалённых районов Узбекистана в 1931—1932 годах
Методика Н. Аха (1921)
Н. Ах (1921) стремился экспериментально показать, что для возникновения понятий недостаточно установления механических ассоциативных связей слово-предмет, но необходимо наличие задачи, решение которой потребовало бы от человека образования понятия. Сам Н. Ах коротко охарактеризовал свои эксперименты так: «Испытуемый получает задачи, которые он может решить только с помощью некоторых сначала бессмысленных знаков. Знаки (слова) служили испытуемому в качестве средств для достижения известной цели, а именно для решения поставленных экспериментальных задач, и благодаря тому, что они получили такое использование, они приобрели определённое значение. Они стали для испытуемого носителями понятий». Методика Выготского — Сахарова
Л. С. Выготский и его сотрудник Л. С. Сахаров изменили методику Аха с целью более глубокого изучения значений слов и самого процесса их (значений) формирования. Методика Аха не позволяла изучать этот процесс поскольку слова были связаны с обозначаемыми ими фигурами с самого начала; Поэтому в то время как в методике Аха названия всех фигур даны с самого начала, задача же даётся позже, после их заучивания, в методике Выготского-Сахарова, напротив, задача даётся испытуемому в самом начале, а названия фигур — нет.
Перед испытуемым в случайном порядке ставятся фигуры разной формы, цвета, плоскостных размеров, высоты; на нижней (невидимой) стороне каждой фигуры написано искусственное слово. Одна из фигур переворачивается, и испытуемый видит её название. Эта фигура откладывается в сторону, а из остальных фигур испытуемого просят отобрать все, на которых по его мнению написано то же слово, а потом предлагают объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры и что искусственное слово означает.
Психофизиологический условно-рефлекторный метод семантического радикала
разработан А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой (1959). В эксперименте Лурия —
Виноградовой (1971) предъявление испытуемым некоторого слова (например, слова
«скрипка») сопровождалось ударом током, что вызывало у испытуемых оборонительную
реакцию.
Лурия и Виноградова обнаружили, что после этого предъявление близких по значению слов (принадлежащих «близкой семантической зоне» — например, «скрипач», «смычок», «мандолина») также вызывало оборонительную реакцию