Понятие психики и психических явлений, виды психических явлений
Понятие психики и психических явлений, виды психических явлений
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи субъективно отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Основная задача – изучение объективных психологических закономерностей.
Психика включает в себя: 1. категорию сознания – результат творческого синтеза основных процессов психики; 2. бессознательное; 3. личность; 4. деятельность; 5. развитие; 6. творчество; 7. общение.
Все психические явления делятся на три группы:
1. Психический процесс — активность, динамичность процессов области психики; это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь и представление) и регуляционные (эмоциональные и волевые).
Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение.
Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
2. Психические свойства или особенности – характеристика личности человека; акцентуация характеристик (заостренные черты поведения).
.
3. Психическое состояние —душевное благополучие или неблагополучие человека. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).
Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости
Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Функции сознания.
В структуре сознания ряд исследователей (В. П. Зинченко и его последователи) выделяют два слоя – бытийный и рефлексивный. Бытийный – это «сознание для бытия», а рефлексивный – «сознание для сознания».
К бытийному слою относятся:
1) сенсорные образы;
2) биодинамические характеристики движений;
3) опыт действий и навыков.
К функциям сознания относятся следующие.
1. Отражательная – помогает отражать реальность нашего мира. Человек отражает и познает окружающий мир. С данной функцией связаны познавательные процессы.
2. Рефлексивная функция, являющаяся основной, характеризующей сознание функцией – участвует в изучении и отражении человеком внутреннего мира наблюдение своих состояний, изменений.
3. Функция оценки и регуляции поведения и деятельности – с помощью чувств и эмоций помогает оценивать. Оценивается конечный результат деятельности с поставленной целью.
4. Творческая функция, креативная, порождающая – помогает создавать новые образы, мечтать. Выражается в создании нового продукта деятельности.
5. Преобразующая – человек сознательно изменяет мир.
6. Время образующая функция – формирование целостной картины мира (прошлое - настоящее - будущее)
+
.Функция построения отношения к миру, другим людям, себе.
Духовная функция – обусловливающая становление индивидуальности и развитие духовности.
Объектами рефлексии выступают отражение мира, мышление о мире или мировоззрение, способы саморегуляции, самосознание, сами процессы рефлексии. Свойствами сознания как являются:
· Активность – связано с деятельностью и преобразованием окружающего мира;
· Избирательность;
· Обобщенность – оперирует не отдельными предметами;
· Целостность – единая структура;
· Константность – характеризуется относительной устойчивостью во времени;
· Динамичность – развивается по мере приобретения опыта;
· Искаженность – может отражать мир искаженно из-за наличия фильтров и личного опыта;
· Уникальность.
Виды сознания.
По тому, какому количеству людей оно принадлежит:
1. общественное сознание; 2. индивидуальное сознание.
По тому, какую сферу жизни отражает сознание: бытовое, научное, художественное, религиозное.
Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.
• житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
• проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
• научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
• эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
• этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.
Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.
Уровни сознания.
1. Бытийный (нижний) слой сознания:
Состоит из двух групп: биодинамическое ткани (наши движения) и чувственной ткани (то, что связано с органами сенсорики);
Направлен на отражение внешнего мира.
Биодинамическая ткань – основа предметных действий, человеческие движения.
Чувственная ткань – сенсорная база перцептивных образов и их свойств.
2. Рефлексивный уровень (отражает внутренний мир человека)
Обращен внутрь, на собственный субъективный мир. Состоит из двух механизмов: значения – получает в процессе обучения, развития; смысл – отношение человека;
3. Духовный слой сознания
Связывает внутреннее с внешним; переходит на более широкие формы отражения.
Складывается очень рано в пространстве между Я-Ты , Я-Другой.
Духовный слой заполнен отличной от самого индивида реальностью. Развиваясь, становится совестью, моралью, свободой индивида.
Классификация (интернет)
1)Внешний уровень.
На этом уровне сознания человек осознает себя. Во внешнем уровне сознания выделяется 4 характерных особенностей сознания.
- совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.
- закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я».
- обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели.
- наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
2)Уровень бессознательных установок.
Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. 3)Глубинный уровень сознания.
Именно на этом уровне проявляются более глубокие слои сознания – наши вытесненные желания, заблокированные воспоминания, травматический опыт, все то что сильно противоречит нашими представлениям о самих себе.
На этом уровне главенствует концепция Зигмунда Фрейда. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. Так же Фрейд ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и супер-эго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.
4)Исторический уровень сознания
Исторический уровень сознания по Юнгу, глубинная часть психики, имеющая коллективную, универсальную и безличную природу, одинаковую для всех членов данного коллектива. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами.
5)Трансперсональный уровень сознания.
На этом уровне согласно концепции С. Грофа и Кена Уилбера лежат трансперсональные переживания и зоны. Кен Уилбер выделил спектр сознания, который состоит из уровня ума, трансперсональной зоны, экзистенционального уровня, уровня эго, уровень тени.
Структура самосознания.
Самосознание динамично, находится в развитии. На это обращал внимание А. Леонтьев, когда подчеркивал, что следует различать «знание о себе и осознание себя»: «Знания о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознанных чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело - самосознание, осознание своего «Я». Оно есть результат, продукт становления человека как личности».
Самосознание включает в себя (лекции Моргуна):
• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе, суммарная оценка эмоционального состояния: самолюбие, самоуважение, самопринятрие);
• саморегуляцию (соотносится с эмоционально-волевой сферой: - краткосрочная – оценка и регулировка текущих поступков; - стратегическая – умение строить долгосрочные планы).
Структура самосознания (лекции Ивашкиной):
- Я (самоидентификация; образ «Я», телесная схема);
- Пол
- Имя (прямое значение имени; архитипическое – содержание бессознательного; семейные установки, связанные с именем; собственное отношение к имени);
- Самооценка и уровень притязания;
- Временное пространство личности;
- Права и обязанности (с правами связана мораль. Моральные принципы развиваются в связи с возрастом и окружением.)
Уровни развития самосознания: 1. непосредственно чувственный (самоощущение, самопереживание) -> 2. личностный, целостно-образный (самоактуализация, самоидентификация, осознание себя как деятельностного начала) -> 3. рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень ( мыслительные процессы личности, анализ, контроль себя) -> 4. целенаправленно-деятельностный (самоконтроль, самооценка, самовыражение).
Функции деятельности
Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Основные характеристики деятельности человека - предметность и субъектность. Специфика предметной определенности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекты непосредственно, они преобразуются в процессе деятельности.
В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.
Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в смысле личностном - "значении для себя", придаваемом мотивами различным событиям, действиям.
Структура деятельности.
Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Структура деятельности состоит из нескольких уровней:
• психофизиологические функции;
• операции;
• действия;
• деятельности особенные, или особые виды деятельности.
В деятельности выделяют движения и действия. Действие — каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Выполнение движения контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.
В любом виде деятельности можно выделить общие структурные компоненты — цели, мотивы и действия.
Цель выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Результат - это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.
Мотив побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действиями называются движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель. В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функции организма, действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком или проступком.
Виды ведущей деятельности.
Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми.
Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.
Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется, изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.
Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.
Теории памяти
1-Ассоцианистская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Еббингауза . Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.
Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Феномен Зейгарник : если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные.
2-Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад
развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых. В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).
Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.
3-Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, Т. Рибо.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимо вольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.
Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции". Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольной) превращается в опосредованную , которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемической деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л. С. Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как "социальные" и внутренние - как "интрапсихологические", которые генетически развиваются на основе внешних факторов.
Разрабатывался генетический метод изучения памяти, определялись пути ее экспериментального изучения в связи с ролью ведущей деятельности в определенном возрасте, взаимосвязи с другими психическими процессами - перцептивными, умственными, эмоционально-волевыми.
Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею. Это подтверждают результаты эксперимента: дошкольникам, школьникам и студентам предлагали для запоминания и последующего воспроизведения 15 предложений. Затем, при запоминании уже других 15 предложений, этим группам исследуемых предоставляли вспомогательные средства - картинки с изображениями различных предметов Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних знаков – стимулов Представители деятельной теории памяти изучали этот психический процесс в связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П. И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности.
4-Физиологические теории памяти. Важнейшие положения учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической и физической теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасании временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания.
5-физическая теория памяти, проникающая в нейрофизиологический уровень ее механизмов. Согласно этой теории прохождение возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет физический след, который предопределяет механические и электронные изменения в месте соединения нервных клеток (синапсах). Изменения облегчают повторное прохождение импульса знакомым путем. Эти взгляды называют теорией нейронных моделей.
6-Химические теории памяти. Память человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической
теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировки в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основа индивидуальной памяти.
Классификация видов памяти.
-Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос-произведение различных движений.
-Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.
-Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли.
По способу запоминания память делят на непроизвольную и произвольную. -Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляется без специальных
волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само собой.
-Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логические приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материала. Эффективность произвольной памяти зависит:
От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
От приемов заучивания. Приемы заучивания:
-логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами
-образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память
-мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Другой характеристикой процесса запоминания является степень
осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.
-Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.
-Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления.
При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала,
еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.
Важнейшей характеристикой памяти является ее временная характеристика. -Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает сохранение
воспринятого образа на протяжении долей секунды.
-Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.
-Понятием оперативная память обозначают мнемонические процессы, обслужи-вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Возрастное развитие памяти.
Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни ребенка. Например, прекращение плача, когда в комнату входит мама .
Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые этот процесс наблюдается в конце первого полугодия жизни малыша и сначала ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если же промежуток времени между узнаванием и последним восприятием предмета, так называемый латентный (скрытый) период, был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать несколько дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо. Развитие памяти в школьных возрастах Учебная деятельность требует развития высших психических функций, в том числе
памяти. Ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти усвоенное или услышанное. Однако произвольность познавательной деятельности ребенка возникает лишь на пике волевых усилий, когда ребенок специально организует себя, согласуясь с внутренними или внешними побуждениями. Специально изучение роли мыслительных процессов при запоминании осуществил А. А. Смирнов.
Динамика изменений памяти во взрослых возрастах
К началу молодости память человека приобретает характеристики, необходимые с точки зрения ее социализированного функционирования.
Отдельные аспекты в развитии памяти в период от 18 до 40 лет исследовал Я.И Петров. Он установил, что наиболее высокие показатели развития памяти приходятся именно на возрастной этап 18-30 лет, а низкие с наибольшей тенденцией к снижению –– на возраст 31-40 лет. Особенно эта закономерность характерна для кратковременной вербальной памяти. Образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а
вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в
возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет.
Я.И. Петров отмечает наличие зависимости динамики развития мнемических функций от
характера деятельности человека. Активная умственная деятельность человека позволяет
достичь более высоких показателей развития.
Общие свойства ощущений.
Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем
свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений.
К основным свойствам ощущений
относят:качество,интенсивность,продолжительность,пространственная локализация,
Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую
данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в
пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый Модальность отражает основное качество соответствующего ощущения. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
78.Чувствительность и её измерение, пороги ощущений и их измерение.Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях способен вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызвавшая едва заметное ощущение, называется нижним порогом ощущения.
Нижний порог ощущения определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная взаимосвязь: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.
Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при котором еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.
Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характер деятельности, возраст человека, сила и длительность раздражителя. Чем порог больше, тем меньше разностная чувствительность.
Наши анализаторные системы способны в большей или в меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах: повышение и понижение чувствительности. Слабые раздражители повышают чувствительность, а сильные понижают чувствительность анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения – сенсибилизация.
Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, хар-ного для другого анализатора.
Психика начинается с ощущений. Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении, кот.вызвало ощущения.
Фехнер Г.Т. стал основоположником экспериментальных исследований по проблеме соотношения физического и психического.
Внимание и его виды.
Внимание – это направленность и сосредото