Формирование ценностности и отношения «Я — другой»
1. Общие принципы формирования ценностности. Следует постоянно помнить, что в ценностности мы имеем дело со взаимосвязью, взаимообусловленностью двух аспектов. Первый— это осознание, овладение определенным содержанием, второй— это осознание себя в системе отношений с другими людьми через овладение (и осознание) соответствующими ценностностя-ми. Вот почему процесс формирования ценностности определенной сферы жизнедеятельности ребенка неотделим от процесса утверждения себя, становления отношения «Я—другой».
Приведенные в этой книге данные свидетельствуют об определенных трудностях, возникающих в том случае, когда «Я» выделяется и утверждается ребенком лишь в связи с успехами в собственной деятельности. Такой путь формирования «Я», его содержания, его осознания является основной причиной порождения эгоистической личности: «Я осознаю себя, осознаю свою личность лишь в связи с собственными достижениями в той или иной сфере жизнедеятельности».
Формированию нравственных отношений посвящено немало работ. Достаточно проведено исследований и по формированию таких отношений у детей дошкольного возраста. Есть интересные находки в педагогической практике. И тем не менее, по последним данным, эгоистические тенденции преобладают у детей 6 лет. При нашем обследовании эти тенденции не были выявлены лишь у 2 детей из группы в детском саду.
Проведенный нами анализ, в частности, типов отношения «Я—другой» и их взаимосвязи с ценностностью (см. главу III) заставляет сделать следующий вывод. Отношение к другому не должно воспитываться параллельно, вне зависимости от становления «Я», а значит, и ценностности. Такой параллелизм неизбежно порождает эгоистическую направленность, формируя «Я» как связанное только с собственными достижениями. Когда такое весьма стойкое «Я» воспитатели пытаются совместить с более высокими типами отношения к людям, то часто это оказывается трудно, а порой и невозможно осуществить. Поэтому мы считаем, что становление ценностности, «Я» ребенка, его осознание себя должны формироваться не только в связи с его собственными достижениями в той или иной сфере, но и одновременно в связи с определенными формами отношения к другим людям (напомним, что оптимальные формы предполагают отношение к другому в его самостоятельной значимости, восприятие другого человека в разнообразии свойств, учет интересов другого, способность соотносить желания, ценностности и т. д. свои и другого человека, умение сопереживать, стремление помочь другому).
б*
Итак, осознание «Я» и особенно ценностного «Я» должно. уже включать определенные формы отношения к другому. Такое «Я», по сути дела, является простейшей, но сущностной основой формирования конкретных форм нравственности.
Приведенные соображения заставляют пересмотреть и содержание «Я» при формировании ценностности. Выделение;
утверждение «Я» ребенка, оценка его как личности должны осуществляться на основе не только достижений в соответствующей сфере деятельности, но и реализации ребенком отношения к другому (помощь, сопереживание и т. д.). Формирование ценностности как осознания себя в связи со значимой сферой жизни предполагает в таком случае оценку личности ребенка не только через его достижения, но и через отношение к другим людям (внимание, сопереживание, помощь и т. п.). Поэтому следует дополнить определение личности как связанной не только с содержательно опосредованным осознанием себя в системе человеческих отношений, но и с активным построением таких отношений. Личность в этом случае понимается как активный субъект, не только максимально реализующий свое «Я» в системе отношений людей, но и придающий этим отношениям высшую, специфически человеческую форму.
2. Общая характеристика методов '. В процессе формирования ценностности мы выделяем: 1) объективную сторону—осознание определенной области действительности, соответствующего ей содержания; 2) субъективную сторону—осознание своего «Я» через отношение к данной области действительности.
Осознание ребенком соответствующего ценностности содержания предполагает овладение соответствующими способами деятельности. Например, при становлении ценностности познавательной сферы необходимо формировать направленность деятельности на получение знания. Иными словами, ребенка должны привлекать как новые знания, так и процесс их получения. При направленности деятельности не на получение знания, а на учебу начинается увлечение (т. е. ребенком выделяются и осознаются) внешними, формальными атрибутами учебы—погоня за хорошими отметками, самоутверждение через успехи в учении. Если же учебная деятельность направлена на получение знания, то ребенком выделяются и осознаются роль образца, точность воспроизведения операций, важность контроля и самооценки и др. При формировании ценностности деятель-ностной сферы необходимо, чтобы для ребенка стало значимым получение такого продукта, конечного результата, который соответствовал бы заданным требованиям, соотнесение с резуль-
' Данные методы были разработаны В. В Барцалкиной, С. Н. Рубцовой, О. Н. Пахомовой, Т. Н. Овчинниковой в исследованиях, направленныхнаформирование разных типов ценностности.
татом других компонентов деятельности (мотива, объекта или материала, действий и отдельных операций). Возможный у 6-летних детей оптимальный уровень произвольной продуктивной деятельности достаточно динамичен. В зависимости от задачи, ситуации, материала, вида действий ребенок может сосредоточиться на любом из компонентов деятельности и в соответствии с ним ее строить. Важно при этом, чтобы осознание, овладение ребенком определенным содержанием были окрашены положительным эмоциональным тоном. Ребенку должна быть интересна не только выполняемая деятельность, но и в связи с этой деятельностью отношение к другим людям.
Формированию субъективной стороны ценностности, выделению и осознанию ребенком себя как по отношению к определенному содержанию, так и по отношению к другим людям соответствуют следующие методы:
Л. Ознакомление детей с идеалом — носителем качеств, соответствующих данной ценностности, и постепенное углубление и пробуждение у них желания «быть таким, как...», т. е. идентификации с данным идеалом. В качестве идеала можно использовать наиболее привлекательных для детей (по книгам, фильмам и т. п.) персонажей, героев. Скажем, при формировании нравственно-этических качеств хорошо «работал» образ Буратино (см.: С. Г. Якобсон, 1984). Когда взрослый раскрывает характер персонажа из знакомой ребятам сказки, объясняя, почему ему свойственны доброта, справедливость, забота о других, стремление всем помочь, посочувствовать, когда взрослый разыгрывает вместе с детьми разные ситуации, в которых выбранный персонаж (Буратино либо другой герой) проявляет данные качества, у детей возникает желание быть похожим на сказочного героя, быть таким, как он.
Заметим, что ценностность отношения «Я—другой» должна постоянно акцентироваться взрослым во всех жизненных ситуациях детей. Любой повод нужно использовать, чтобы постепенно учить понимать другого (причем в разных ситуациях, в разных качествах и нуждах другого), вызывая у ребенка сопереживание, стремление быть полезным (сделать что-то для другого, помочь, успокоить, выручить). Кроме того, ребенок должен научиться соотносить себя и другого, свои интересы, желания с интересами и желаниями других (см. главу III).
При формировании ценностности сферы сознания, в частности познавательной деятельности, мы, например, использовали образ Знайки, также знакомого многим детям по книге Н. Носова. Взрослый рассказывает о том, какой Знайка умный, как он много знает. Но Знайка не просто все запоминает, а любит сам придумать, порешать разные задачки, он старается многому научиться. Затем взрослый придумывает с детьми разные ситуации, в которых проявляются личностные качества Знайки.
При формировании ценностности продуктивной деятельности героем выступал Самоделкин. Отмечалось его умение мастерить, любую работу делать хорошо, доводить ее до конца. В рассказах детей и в разыгрываемых ситуациях акцентируются такие качества Самоделкина, как старательность, трудо-1 любие, внимательность в работе, умение выполнить любое дей-| ствие, чтобы сделать нужную вещь, стремление делать все так| чтобы получилось хорошо. Кроме того, обращалось внимание! детей на волевые качества героя. Например, отмечалось, чтоН если Самоделкин что-то захочет сделать, то обязательно сделает задуманное, ему ничто не может помешать. Заметим попутно, наши исследования показали, что основой воли, определяющим качеством волевого человека является значимость для индивида самооценки, передаваемой примерно такими словами: «Я волевой человек», «Я добиваюсь того, чего хочу, могу преодолевать любые препятствия».
Тот или иной идеал обыгрывается всегда с участием детей и в воображаемых, и в реальных ситуациях (на занятиях, в играх и т. д.).
Б. Оценка ребенка (причем не только его действий, полученных им результатов, но и его личности) в связи с успехами в данной области деятельности и реализацией при этом отношения к другим. Поскольку необходима положительная оценка, то организация процесса формирования предполагает последовательное продвижение от простых к более сложным задачам, помощь, подсказку взрослого. Особое внимание при этом уделяется слабым детям. Формы оценки: «Ты молодец, потому что сделал правильно то-то», «Ты уже становишься почти как... (называется идеал)». При оценке нельзя упускать возможность похвалить ребенка за внимание к другому: «Петя, ты умница, потому что и сам правильно решил задачу, и помог... (называется имя ребенка)». Чтобы дети начали осознавать свое продвижение в осваиваемой деятельности, необходимо при оценке соотносить прошлые, настоящие и будущие успехи: «Сегодня ты правильно решил (сделал) то-то, а в следующий раз ты справишься с еще более трудным делом (задачей) и станешь скоро как... (называется идеал)».
При формировании ценностности следует избегать отрицательных оценок ребенка. При неудачах взрослый говорит, например: «Ничего страшного, это действительно трудно. Ты еще этого не знал (не умел и т. п.). Но я уверен (а), что ты обязательно научишься». Необходимо также тактично пресекать насмешки, отрицательные оценки ребенка другими детьми. Для этого можно воспользоваться такими суждениями: «Ничего особенного. Это всегда так бывает. У кого-то лучше получается одно, у кого-то другое». При возможности следует напомнить детям, что хорошо получается у ребенка, которого они осудили
или над которым насмешничали, побудить'их помочь товарищу научиться делать то, что у него не получается. Здесь можно обратиться к авторитету идеала: «Вот Буратино сразу.бы понял, что если у друга сегодня не получается, то завтра'получится, и помог бы ему».
Вообще, надо постоянно культивировать положительное отношение к другим людям. В рассказах для детей, сказках, фильмах часто противопоставляются положительные и отрицательные герои. Конечно, отрицательные образы (хочется сказать—образцы), по-видимому (хотя мы не уверены, что это так), помогают ребенку лучше понять, увидеть, как не надо, что значит «плохо». Кстати, обратим внимание, что у Маяковского, раскрывающего ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо» через простое противопоставление поступков и событий, отсутствует отрицательный персонаж. Поэт прибегает к условной форме: если мальчик поступил так-то, то это хорошо, а если он поступил по-другому, то это плохо.
Итак, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок учился воспринимать другого человека в разнообразии его качеств, как самоценность, т. е. антиэгоцентрично, при положительной направленности отношения к другому. Например, если ребенок сердится на своего сверстника, взрослому следует указать на положительные качества этого сверстника и по возможности оправдать или объяснить причины его неправильного поведения, раскрыть, что «на самом деле он хороший». Конечно, в мире существует добро и зло и человек должен уметь отличать одно от другого. Однако чем сильнее человек фиксируется на зле, чем больше он его видит в других людях, тем заметнее растут сила зла, масштаб зла в мире и в самом человеке. И тем менее он счастлив.
При успехах в какой-то из трех ценностных сфер, успехах, сочетающихся с развитием отношения «Я—другой», ребенок включается в группу, которой присвоено имя соответствующего идеала. Такое включение сопровождается вручением ребенку значка с изображением идеального персонажа (или того или иного его символа). В дальнейшем ребенок, включенный в такую группу, оценивается с точки зрения принадлежности к ней. Желанной целью для ребенка должна стать принадлежность ко всем трем группам, соответствующим трем основным ценно-стностным сферам. Такое достижение особо отмечается, фиксируется тот факт, что ребенок стал обладателем всех трех значков. Хотим еще раз обратить внимание на следующую принципиальную особенность процесса становления ценностности. Формирование содержательно-операциональной («объективной») стороны ценностности и становление ее субъективно-личностного аспекта (выделение и осознание себя, своего «Я») взаимоопосредованы и осуществляются одновременно. Так, уже
образ идеального героя вводится на основе и в условиях тех деятельностей, которые знакомы детям, с которыми они имеют дело. Вместе с тем, когда идеал достаточно проработан, принят детьми в качестве такового, он начинает использоваться при овладении содержанием и способами деятельности, которые соответствуют данной ценностностной сфере.