Формирование ценностности и отношения «Я — другой»

1. Общие принципы формирования ценностности. Следует по­стоянно помнить, что в ценностности мы имеем дело со взаи­мосвязью, взаимообусловленностью двух аспектов. Первый— это осознание, овладение определенным содержанием, второй— это осознание себя в системе отношений с другими людьми через овладение (и осознание) соответствующими ценностностя-ми. Вот почему процесс формирования ценностности определен­ной сферы жизнедеятельности ребенка неотделим от процесса утверждения себя, становления отношения «Я—другой».

Приведенные в этой книге данные свидетельствуют об опре­деленных трудностях, возникающих в том случае, когда «Я» выделяется и утверждается ребенком лишь в связи с успехами в собственной деятельности. Такой путь формирования «Я», его содержания, его осознания является основной причиной порож­дения эгоистической личности: «Я осознаю себя, осознаю свою личность лишь в связи с собственными достижениями в той или иной сфере жизнедеятельности».

Формированию нравственных отношений посвящено немало работ. Достаточно проведено исследований и по формированию таких отношений у детей дошкольного возраста. Есть интерес­ные находки в педагогической практике. И тем не менее, по последним данным, эгоистические тенденции преобладают у детей 6 лет. При нашем обследовании эти тенденции не были выявлены лишь у 2 детей из группы в детском саду.

Проведенный нами анализ, в частности, типов отношения «Я—другой» и их взаимосвязи с ценностностью (см. главу III) заставляет сделать следующий вывод. Отношение к другому не должно воспитываться параллельно, вне зависимости от ста­новления «Я», а значит, и ценностности. Такой параллелизм неизбежно порождает эгоистическую направленность, форми­руя «Я» как связанное только с собственными достижениями. Когда такое весьма стойкое «Я» воспитатели пытаются совме­стить с более высокими типами отношения к людям, то часто это оказывается трудно, а порой и невозможно осуществить. Поэтому мы считаем, что становление ценностности, «Я» ребен­ка, его осознание себя должны формироваться не только в свя­зи с его собственными достижениями в той или иной сфере, но и одновременно в связи с определенными формами отноше­ния к другим людям (напомним, что оптимальные формы пред­полагают отношение к другому в его самостоятельной значи­мости, восприятие другого человека в разнообразии свойств, учет интересов другого, способность соотносить желания, ценно­стности и т. д. свои и другого человека, умение сопереживать, стремление помочь другому).

б*

Итак, осознание «Я» и особенно ценностного «Я» должно. уже включать определенные формы отношения к другому. Та­кое «Я», по сути дела, является простейшей, но сущностной основой формирования конкретных форм нравственности.

Приведенные соображения заставляют пересмотреть и со­держание «Я» при формировании ценностности. Выделение;

утверждение «Я» ребенка, оценка его как личности должны осуществляться на основе не только достижений в соответст­вующей сфере деятельности, но и реализации ребенком отно­шения к другому (помощь, сопереживание и т. д.). Формиро­вание ценностности как осознания себя в связи со значимой сферой жизни предполагает в таком случае оценку личности ребенка не только через его достижения, но и через отношение к другим людям (внимание, сопереживание, помощь и т. п.). Поэтому следует дополнить определение личности как связан­ной не только с содержательно опосредованным осознанием себя в системе человеческих отношений, но и с активным по­строением таких отношений. Личность в этом случае понима­ется как активный субъект, не только максимально реализую­щий свое «Я» в системе отношений людей, но и придающий этим отношениям высшую, специфически человеческую форму.

2. Общая характеристика методов '. В процессе формирова­ния ценностности мы выделяем: 1) объективную сторону—осо­знание определенной области действительности, соответствую­щего ей содержания; 2) субъективную сторону—осознание своего «Я» через отношение к данной области действительности.

Осознание ребенком соответствующего ценностности содер­жания предполагает овладение соответствующими способами деятельности. Например, при становлении ценностности позна­вательной сферы необходимо формировать направленность дея­тельности на получение знания. Иными словами, ребенка долж­ны привлекать как новые знания, так и процесс их получения. При направленности деятельности не на получение знания, а на учебу начинается увлечение (т. е. ребенком выделяются и осознаются) внешними, формальными атрибутами учебы—по­гоня за хорошими отметками, самоутверждение через успехи в учении. Если же учебная деятельность направлена на полу­чение знания, то ребенком выделяются и осознаются роль об­разца, точность воспроизведения операций, важность контроля и самооценки и др. При формировании ценностности деятель-ностной сферы необходимо, чтобы для ребенка стало значимым получение такого продукта, конечного результата, который со­ответствовал бы заданным требованиям, соотнесение с резуль-

' Данные методы были разработаны В. В Барцалкиной, С. Н. Рубцовой, О. Н. Пахомовой, Т. Н. Овчинниковой в исследованиях, направленныхнаформирование разных типов ценностности.

татом других компонентов деятельности (мотива, объекта или материала, действий и отдельных операций). Возможный у 6-летних детей оптимальный уровень произвольной продуктив­ной деятельности достаточно динамичен. В зависимости от задачи, ситуации, материала, вида действий ребенок может сосредоточиться на любом из компонентов деятельности и в соответствии с ним ее строить. Важно при этом, чтобы осозна­ние, овладение ребенком определенным содержанием были окрашены положительным эмоциональным тоном. Ребенку должна быть интересна не только выполняемая деятельность, но и в связи с этой деятельностью отношение к другим людям.

Формированию субъективной стороны ценностности, выделе­нию и осознанию ребенком себя как по отношению к опреде­ленному содержанию, так и по отношению к другим людям соответствуют следующие методы:

Л. Ознакомление детей с идеалом — носителем качеств, со­ответствующих данной ценностности, и постепенное углубление и пробуждение у них желания «быть таким, как...», т. е. иден­тификации с данным идеалом. В качестве идеала можно ис­пользовать наиболее привлекательных для детей (по книгам, фильмам и т. п.) персонажей, героев. Скажем, при формирова­нии нравственно-этических качеств хорошо «работал» образ Буратино (см.: С. Г. Якобсон, 1984). Когда взрослый раскры­вает характер персонажа из знакомой ребятам сказки, объяс­няя, почему ему свойственны доброта, справедливость, забота о других, стремление всем помочь, посочувствовать, когда взрослый разыгрывает вместе с детьми разные ситуации, в ко­торых выбранный персонаж (Буратино либо другой герой) проявляет данные качества, у детей возникает желание быть похожим на сказочного героя, быть таким, как он.

Заметим, что ценностность отношения «Я—другой» должна постоянно акцентироваться взрослым во всех жизненных ситу­ациях детей. Любой повод нужно использовать, чтобы посте­пенно учить понимать другого (причем в разных ситуациях, в разных качествах и нуждах другого), вызывая у ребенка со­переживание, стремление быть полезным (сделать что-то для другого, помочь, успокоить, выручить). Кроме того, ребенок должен научиться соотносить себя и другого, свои интересы, желания с интересами и желаниями других (см. главу III).

При формировании ценностности сферы сознания, в частно­сти познавательной деятельности, мы, например, использовали образ Знайки, также знакомого многим детям по книге Н. Но­сова. Взрослый рассказывает о том, какой Знайка умный, как он много знает. Но Знайка не просто все запоминает, а любит сам придумать, порешать разные задачки, он старается много­му научиться. Затем взрослый придумывает с детьми разные ситуации, в которых проявляются личностные качества Знайки.

При формировании ценностности продуктивной деятельно­сти героем выступал Самоделкин. Отмечалось его умение ма­стерить, любую работу делать хорошо, доводить ее до конца. В рассказах детей и в разыгрываемых ситуациях акцентиру­ются такие качества Самоделкина, как старательность, трудо-1 любие, внимательность в работе, умение выполнить любое дей-| ствие, чтобы сделать нужную вещь, стремление делать все так| чтобы получилось хорошо. Кроме того, обращалось внимание! детей на волевые качества героя. Например, отмечалось, чтоН если Самоделкин что-то захочет сделать, то обязательно сде­лает задуманное, ему ничто не может помешать. Заметим по­путно, наши исследования показали, что основой воли, опреде­ляющим качеством волевого человека является значимость для индивида самооценки, передаваемой примерно такими слова­ми: «Я волевой человек», «Я добиваюсь того, чего хочу, могу преодолевать любые препятствия».

Тот или иной идеал обыгрывается всегда с участием детей и в воображаемых, и в реальных ситуациях (на занятиях, в играх и т. д.).

Б. Оценка ребенка (причем не только его действий, полу­ченных им результатов, но и его личности) в связи с успехами в данной области деятельности и реализацией при этом отно­шения к другим. Поскольку необходима положительная оценка, то организация процесса формирования предполагает последо­вательное продвижение от простых к более сложным задачам, помощь, подсказку взрослого. Особое внимание при этом уде­ляется слабым детям. Формы оценки: «Ты молодец, потому что сделал правильно то-то», «Ты уже становишься почти как... (называется идеал)». При оценке нельзя упускать возможность похвалить ребенка за внимание к другому: «Петя, ты умница, потому что и сам правильно решил задачу, и помог... (называ­ется имя ребенка)». Чтобы дети начали осознавать свое про­движение в осваиваемой деятельности, необходимо при оценке соотносить прошлые, настоящие и будущие успехи: «Сегодня ты правильно решил (сделал) то-то, а в следующий раз ты справишься с еще более трудным делом (задачей) и станешь скоро как... (называется идеал)».

При формировании ценностности следует избегать отрица­тельных оценок ребенка. При неудачах взрослый говорит, на­пример: «Ничего страшного, это действительно трудно. Ты еще этого не знал (не умел и т. п.). Но я уверен (а), что ты обяза­тельно научишься». Необходимо также тактично пресекать на­смешки, отрицательные оценки ребенка другими детьми. Для этого можно воспользоваться такими суждениями: «Ничего осо­бенного. Это всегда так бывает. У кого-то лучше получается одно, у кого-то другое». При возможности следует напомнить детям, что хорошо получается у ребенка, которого они осудили

или над которым насмешничали, побудить'их помочь товарищу научиться делать то, что у него не получается. Здесь можно обратиться к авторитету идеала: «Вот Буратино сразу.бы по­нял, что если у друга сегодня не получается, то завтра'полу­чится, и помог бы ему».

Вообще, надо постоянно культивировать положительное от­ношение к другим людям. В рассказах для детей, сказках, фильмах часто противопоставляются положительные и отрица­тельные герои. Конечно, отрицательные образы (хочется ска­зать—образцы), по-видимому (хотя мы не уверены, что это так), помогают ребенку лучше понять, увидеть, как не надо, что значит «плохо». Кстати, обратим внимание, что у Маяков­ского, раскрывающего ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо» через простое противопоставление поступков и событий, отсутствует отрицательный персонаж. Поэт прибегает к услов­ной форме: если мальчик поступил так-то, то это хорошо, а если он поступил по-другому, то это плохо.

Итак, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок учился вос­принимать другого человека в разнообразии его качеств, как самоценность, т. е. антиэгоцентрично, при положительной на­правленности отношения к другому. Например, если ребенок сердится на своего сверстника, взрослому следует указать на положительные качества этого сверстника и по возможности оправдать или объяснить причины его неправильного поведе­ния, раскрыть, что «на самом деле он хороший». Конечно, в мире существует добро и зло и человек должен уметь отличать одно от другого. Однако чем сильнее человек фиксируется на зле, чем больше он его видит в других людях, тем заметнее растут сила зла, масштаб зла в мире и в самом человеке. И тем менее он счастлив.

При успехах в какой-то из трех ценностных сфер, успехах, сочетающихся с развитием отношения «Я—другой», ребенок включается в группу, которой присвоено имя соответствующего идеала. Такое включение сопровождается вручением ребенку значка с изображением идеального персонажа (или того или иного его символа). В дальнейшем ребенок, включенный в та­кую группу, оценивается с точки зрения принадлежности к ней. Желанной целью для ребенка должна стать принадлежность ко всем трем группам, соответствующим трем основным ценно-стностным сферам. Такое достижение особо отмечается, фикси­руется тот факт, что ребенок стал обладателем всех трех знач­ков. Хотим еще раз обратить внимание на следующую принци­пиальную особенность процесса становления ценностности. Формирование содержательно-операциональной («объектив­ной») стороны ценностности и становление ее субъективно-лич­ностного аспекта (выделение и осознание себя, своего «Я») взаимоопосредованы и осуществляются одновременно. Так, уже

образ идеального героя вводится на основе и в условиях тех деятельностей, которые знакомы детям, с которыми они имеют дело. Вместе с тем, когда идеал достаточно проработан, при­нят детьми в качестве такового, он начинает использоваться при овладении содержанием и способами деятельности, кото­рые соответствуют данной ценностностной сфере.

Наши рекомендации