Зависимые переменные. Экспликация базисного процесса. Соответствие выбранных показателей ненаблюдаемым базисным процессам.
Зависимая переменная (ЗП) - переменная (любое психическое явление, характеристика), изменения которой рассматриваются как следствия изменения на экспериментальное воздействие. Проще говоря это так называемые реакции или отклики на экспериментальное воздействие.
Базисный процесс — исследуемый психологический процесс, реконструируемый на основе теоретических предположений и установления связи между независимой и зависимой переменными.
Репрезентативность (или "представленность") — одно из важных понятий при оценке содержательных проблем соответствия в экспериментальном или другом эмпирическом исследовании, подразумевающее выделение видов репрезентативности: репрезентативность теории, репрезентативность эксперимента, репрезентативность выбора единиц наблюдения, репрезентативность выборки испытуемых, репрезентативность полученных результатов, репрезентативность отношения между переменными, репрезентативность условий или экспериментального материала и т.д.
Репрезентативность переменных — определяется через понятие соответствия так или иначе операционализированных экспериментальных факторов или измеряемых психологических показателей тем реальным условиям предполагаемым базисным процессам или конструктам, которые они представляют в фиксируемых показателях методики.
Соответствие — понятие, используемое для оценки того, насколько хорошо в выбранных переменных и используемых схемах экспериментального контроля представлены те ситуации, условия, популяции и т.д., на которые будут обобщены (перенесены) полученные в исследовании данные. Понятия внешней, конструктной и операциональнойвалидности, а также понятие репрезентативности включает оценку тех или иных соответствий, используется также для оценки исследований, выполненных при использовании методов наблюдения или корреляционного подхода.
41. Планирование эксперимента. Условия планирования эксперимента.
Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.
Грамотно составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании». Зачастую, чтобы скорректировать план, экспериментаторы проводят так называемое пилотажное, или пробное, исследование, которое можно рассматривать как «черновик» будущего научного эксперимента.
Этапы планирования
Планирование включает в себя два этапа
1. Содержательное планирование эксперимента:
- Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
- Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
- Выбор необходимого метода эксперимента.
- Решение вопроса выборки испытуемых:
- Определение состава выборки.
- Определение объёма выборки.
- Определение способа формирования выборки.
2. Формальное планирование эксперимента:
- Достижение возможности сравнения результатов.
- Достижение возможности обсуждения полученных данных.
- Обеспечение экономичного проведения исследования.
Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.
42.Классификация экспериментальных планов
Классификации экспериментальных планов
1. Классификация экспериментальных схем на интраиндивидуальные, межгрупповые и кроссиндивидуальные выступает одним из осн. критериев классификации экспериментов, а выбор схем – результат планирования любого эксперимента.
Интраиндивидуальные: «регулярное чередование», «случайная последовательность», «позиционное уравнивание».
Межгрупповые: 1) простой план для экспериментальной и контрольной групп без предварительного тестирования; простой план для двух эквивалентных групп 2) план с предварительным и итоговым тестированием; 3) план Соломона.
Кроссиндивидуальные схемы: 1) схема реверсивного уравнивания (двум группам испытуемых условия предъявляются в прямом и обратном порядке); 2) полное уравнивание для многоуровнего эксперимента (латинский квадрат, сбалансированный латинский квадрат).
2. Критерий Кэмпбелла – критерий строгого (истинного эксперимента), по отношению к кот.можно выделить доэкспериментальные, экспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Он связал выделение истинных экспериментальных исследований с возможностью рандомизации как стратегии отбора испытуемых в группы и задания разных уровней экспериментального фактора эквивалентным группам.
43.Доэкспериментальные планы
Доэкспериментальные планы
1. Исследование единичного случая.
Предполагает однократное исследование на единственной группе, подвергаемой воздействию.
2. План с предварительным и итоговым измерением на одной группе.План второго типа часто приводится в качестве "дурного примера" для иллюстрации влияния дополнительных факторов на результат исследования. Чаще всего таким фактором может быть фон, т.е. влияние внешней по отношению к исследуемому объекту среды. Чем больше времени прошло между двумя измерениями, тем влияние фона значительнее.
3. Сравнение статистических групп.Это план, где для установления эффекта от воздействия фактора X, группа, подвергавшаяся воздействию X, сравнивается с группой, не испытавшей такого воздействия
44. Классификация экспериментальных планов.
Смотеть вопрос 42.