Типы данных. Воспроизводимость данных эмпирического исследования.
Для того чтобы составить достаточно полную картину исследуемых качеств личности, необходимо собрать три типа данных по интересующей нас характеристике: L-, Q- и Т-данные.
L-данные (life - жизнь) - это данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни. Наиболее часто в психодиагностической практике для получения этого типа данных используются экспертные оценки.
Для повышения надежности L-данныхразработаны специальные требования к процессу получения экспертных оценок:
- оцениваемая характеристика должна определяться в терминах наблюдаемого поведения;
- эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого достаточно длительный промежуток времени;
- необходимо иметь не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;
- ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной характеристике за один раз;
- следует использовать экспертов различных психологических типов и разных модальностей отношения (позитивное, индифферeнтнoe, негативное) к оцениваемому человеку и т.п.
Q-данные (question - вопрос). Этот тип данных получается с помощью опросников и других методов самооценок. Основные причины искажения Q-данных носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения могут быть обусловлены низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, использованием неверных эталонов, отсутствием навыков самонаблюдения и специальных знаний. Различная мотивация испытуемых может явиться источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности, либо в сторону подчеркивания своих дефектов (агровация).
Т-данные (test - тест) - это данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура.
Эмпирическая загруженность теории.
Схема Хольцкампа
Загруженность теорий | Подлинная (не редуцируемая) | Неподлинная (редуцируемая) |
Настоящая или собственно загруженность (после реализации опытов) | Значительный успех реализации опытов благодаря свойствам изучаемого предмета | Незначительный успех опытов из-за недостатотчности средств операционализации или влияние неконтролируемых факторов |
Ненастоящая загруженность (без реализации опытов) | Принципиальнаянереализуемость опытов, обусловленная своеобразием высказывания первого порядка | Фактическаянереализуемость опытов для проверки общего высказывания, которые в принципе могут быть проверены |
37. Психологическое измерение. Виды шкал.
Измерения в психологии — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами.
Классификация шкал измерения (С. Стивенс).
А)неметрические измерительные шкалы
Номинативная шкала , или шкала наименований - это шкала, классифицирующая по названию (лат. nomen - имя, название). В её основе лежит процедура, обычно не ассоциируемая с измерением. Пользуясь определённым правилом, объекты группируются по различным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Затем каждому объекту присваивается соответствующее обозначение.
Порядковая шкала, или ранговая шкала - это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше» (в соответствии с возрастанием или убыванием значений общего для этих объектов признака). Как следует из названия, измерение в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства. Если в шкале наименований было безразлично, в каком порядке мы расположим классификационные ячейки, то в порядковой шкале они образуют последовательность от ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большое значение» (или наоборот). Ячейки теперь уместнее называть классами, поскольку по отношению к классам употребимы определения «низкий», «средний» и «высокий» класс (ранг), или 1-й, 2-й, 3-й класс, и т.д.
Каждому объекту приписывается число, которое называется ранг, а процесс измерения по этой шкале – ранжирование.
В порядковой шкале должно быть не менее трех классов например «положительная реакция - нейтральная реакция - отрицательная реакция» или «подходит для занятия вакантной должности - подходит с оговорками - не подходит» и т. п.
Б)метрические измерительные шкалы.
Интервальная шкала – произвольно выбирается нулевая точка (не значит, что свойство полностью отсутствует) и единица измерения; это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. Она дополняет идею ранжирования принципом равных интервалов между ранжируемыми явлениями.
Шкала равных отношений или абсолютная шкала – характеризуется тем, что нулевая точка зафиксирована и обозначает полное отсутствие признака; это шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.