Мышление и речь, их взаимосвязь. Виды речи. Основные функции речи.
Мышление как высший познавательный процесс - это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. Она представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Это движение идей, результатом которого является постижение человеком самой сути вещей в их взаимоотношении и взаимосвязи.
Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколений, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной и т.д.).
Речь - определяется в психологии как один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемый в форме языкового общения. Речь - это язык в действии; это исторически сложившаяся форма взаимодействия людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно всегда связано с другими познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, памятью, речью.
Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. В слове же заключены и важнейшие предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть, но прочно фиксируется в речевой формулировке.
Виды речи: Устная речь, письменная речь, внутренняя речь.
Функции речи:
1. Коммуникативная функция речи обеспечивает общение между людьми с помощью языка.
2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности.
3. Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию.
Эксперимент как эмпирический метод исследования. Парадигма естественных наук.
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется
психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам
судит о психологических особенностях испытуемого.
Методы эмпирических исследований
Наблюдение - это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые используются при составлении анкет.
Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
Моделирование как метод применяется в том когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.
Парадигма естественных наук
Объективность познания мира, согласно положениям естествознания, достижима при условии, если из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедурам его познавательной деятельности. Главной целью естествознания провозглашалось построение абсолютно истинной картины мира, познание объективных законов природы.
Важным способом построения знания в естествознании является гипотеза, состоящая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Формулирование гипотез и их последующая опытная проверка составляет неотъемлемый атрибут естествознания. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования и есть критерии его истинности.
Естествознание ориентировано на выявление общих зависимостей и законов, на построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую зависимость. Единичность и индивидуальность не составляют область исследования естествознания.
34. Классификация методов исследования. Эксперимент и другие методы эмпирического исследования. Метод и методики.