Психология как наука. Этапы становления предмета психологии.

Ответы по вопросам на экзамен.

Психология как наука. Этапы становления предмета психологии.

В настоящее время психология (от др.-греч душа; знание) определяется как

· "наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности";

· область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных;

Цель психологических исследований является изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – этосистемное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психические явления – субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Выделяют четыре группыпсихических явлений:процессы, состояния, свойства и образования.

Психический процесс – акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

Психология как наука. Этапы становления предмета психологии. - student2.ru

Психическое состояние (англ. mentalstate) – "внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени".

Психические свойства – "индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром". Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности).

Психические образования – результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный "каркас" современной психологической науки.

Этапы становления предмета психологии.

Процесс становления предмета психологии проходил в четыре этапа.

· 1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа.

· 2-й этап(XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось, как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией.

· 3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение. Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом.

· 4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения. На Западе появляется гуманистическая психология (предмет – особенности личности). В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление-трансперсональная психология, изучающая предельные возможности психики человека.
В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует.

·

Понятие ощущений. Виды, свойства,функции,физиологическая основа ощущений.

Ощущения – познавательный психический процесс, отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Виды ощущений.

1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; доводят информацию из внешнего мира.

2) интерорецептивныесигнализирующие о том, что происходит в организме

3)проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Физ. основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

Рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы; Проводящих, центростремительных нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; Центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

1.Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и варьируемая в пределах данного ощущения.

2.Интенсивность – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3.Длительность – определяется функциональным состоянием рецептора, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

4.Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения.

5.Ощущения не исчезают сразу. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения.

Функции ощущений

Сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

Классификация эмоций

Аффект-сильная, но кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул.Он быстро овладевает человеком и характеризуется утратой самообладания.(ярость). После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил

Эмоция — длительное и менее интенсивное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. это душевное волнение.Эмоция возникает как реакция на события совершившиеся или вспоминаемые. Стенические эмоции стимулируют деятельность, астенические эмоции обуславливают пониженную активность.

Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина. Эмоции- приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния-приспособительных реакций организма. [1]

Высшие чувства человека- отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания.

Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе.

Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм.

Эстетические чувства являются существенными факторами в формировании морального облика человека.

Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям.

Эмоции – это кратковременная реакция человека на конкретную ситуацию или объект, проявляются они зачастую спонтанно и практически неосознанно. Что же касается чувств, то это уже более осознанное и длительное состояние, которое почти всегда осознается человеком.

Кречмер

Психология как наука. Этапы становления предмета психологии. - student2.ru

У. Шелдон

1) эндоморфный(из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы) Людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани;

2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань) характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила;

3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань) хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

Павлов

Психология как наука. Этапы становления предмета психологии. - student2.ru

Б. М. Теплов «Темпераментом на­зывается характерная для данного человека совокупность психических особенно­стей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой». Таким обра­зом, темперамент имеет два компонента —активностьи эмоциональность.

К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

1) Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

2) Возбудимость внимания — это свойство темперамента обусловливает при-способительные функции психики индивида. Оно состоит в способностизамечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

3) Сила эмоции. Главную функцию данного свойства Теплов видел в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

4) Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающеи ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

5) Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности нриснособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

6) Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, но мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

7) Пластичность — ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.

8) Резистснтность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

9) Субъсктивация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

Теория темперамента В.М.Русалова.ТеорияРусалова строится на базе общесистемного подхода к организму человека, она учитывает достижение современной нейро- и психофизиологии.

активность о делится на три компонента: пластичность, скорость, эргичность.

Эргичность – выносливость.

Пластичность – обобщенная характеристика легкости или трудности перехода с одних поведенческих программ на другие.

Скорость – темп или скорость реализации поведенческих программ.

Эмоциональность.

По теории Русалова есть четыре психических свойства, которые по разному окрашиваются в связи с предметной деятельностью или во взаимодействии с другими людьми (социальная деятельность).

Небылицын В.Д. Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Динамические особенности - это темп, ритм, интенсивность. В основе этого лежит три компонента темперамента:

1)Активность индивида: Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

2)Двигательный, или моторный компонент - ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).

3)«Эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения своеобразных чувств, аффектов и настроений.

В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.

Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует.

Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их.

Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим

Парадигма естественных наук

Объективность познания мира, согласно положениям естествознания, достижима при условии, если из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедурам его познавательной деятельности. Главной целью естествознания провозглашалось построение абсолютно истинной картины мира, познание объективных законов природы.

Важным способом построения знания в естествознании является гипотеза, состоящая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Формулирование гипотез и их последующая опытная проверка составляет неотъемлемый атрибут естествознания. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования и есть критерии его истинности.

Естествознание ориентировано на выявление общих зависимостей и законов, на построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую зависимость. Единичность и индивидуальность не составляют область исследования естествознания.

Психология как наука. Этапы становления предмета психологии. - student2.ru Психология как наука. Этапы становления предмета психологии. - student2.ru 34. Классификация методов исследования. Эксперимент и другие методы эмпирического исследования. Метод и методики.

Схема Хольцкампа

Загруженность теорий Подлинная (не редуцируемая) Неподлинная (редуцируемая)
  Настоящая или собственно загруженность (после реализации опытов) Значительный успех реализации опытов благодаря свойствам изучаемого предмета   Незначительный успех опытов из-за недостатотчности средств операционализации или влияние неконтролируемых факторов  
Ненастоящая загруженность (без реализации опытов) Принципиальнаянереализуемость опытов, обусловленная своеобразием высказывания первого порядка Фактическаянереализуемость опытов для проверки общего высказывания, которые в принципе могут быть проверены  


37. Психологическое измерение. Виды шкал.
Измерения в психологии — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами.
Классификация шкал измерения (С. Стивенс).
А)неметрические измерительные шкалы
Номинативная шкала , или шкала наименований - это шкала, классифицирующая по названию (лат. nomen - имя, название). В её основе лежит процедура, обычно не ассоциируемая с измерением. Пользуясь определённым правилом, объекты группируются по различным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Затем каждому объекту присваивается соответствующее обозначение.
Порядковая шкала, или ранговая шкала - это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше» (в соответствии с возрастанием или убыванием значений общего для этих объектов признака). Как следует из названия, измерение в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства. Если в шкале наименований было безразлично, в каком порядке мы расположим классификационные ячейки, то в порядковой шкале они образуют последовательность от ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большое значение» (или наоборот). Ячейки теперь уместнее называть классами, поскольку по отношению к классам употребимы определения «низкий», «средний» и «высокий» класс (ранг), или 1-й, 2-й, 3-й класс, и т.д.
Каждому объекту приписывается число, которое называется ранг, а процесс измерения по этой шкале – ранжирование.
В порядковой шкале должно быть не менее трех классов например «положительная реакция - нейтральная реакция - отрицательная реакция» или «подходит для занятия вакантной должности - подходит с оговорками - не подходит» и т. п.
Б)метрические измерительные шкалы.
Интервальная шкала – произвольно выбирается нулевая точка (не значит, что свойство полностью отсутствует) и единица измерения; это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. Она дополняет идею ранжирования принципом равных интервалов между ранжируемыми явлениями.
Шкала равных отношений или абсолютная шкала – характеризуется тем, что нулевая точка зафиксирована и обозначает полное отсутствие признака; это шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.

Смотеть вопрос 42.

Корреляция и причина.

Придется почитать и вникнуть в суть вопроса

http://www.psychologos.ru/articles/view/korrelyaciya-ili-prichinno-sledstvennaya-svyaz

Корреляция — статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин. Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции.

Контроль угроз валидности.

Схемы контроля как способ повышения внутренней валидности. Первичный контроль. Интрасубъектная и межгрупповая схемы. Случайная последовательность, регулярное чередование, позиционно уравненная последовательность. Стратегии межгруппового уравнивания.

Все эти угрозы внутренней валидности в случае их неустранения приведут к одному из двух следствий. Первое — ненадежность эксперимента. Она возникает в том случае, если при большом разбросе данных проведено слишком мало проб. Здесь у нас нет полной уверенности в том, что при повторении эксперимента будут получены те же самые результаты. Второе—систематическое смешение, когда каждое из условий независимой переменной неразрывно связано со своим уровнем одной из других переменных, и это нарушает внутреннюювалидность.

В главе были обсуждены различные схемы эксперимента с одним испытуемым и то, насколько успешно позволяют они устранить указанные недостатки. Какая бы схема ни применялась, неотъемлемой частью эксперимента является первичный контроль за побочными факторами. Это — организация и протоколирование эксперимента, стабилизация известных побочных переменных, точность экспериментальных процедур и необходимое количество проб.

Схема случайной последовательности особенно удобна в тех экспериментах, где для каждого из условий можно применить большое количество проб. Валидность зависит от числа проб, необходимого для достижения высокой надежности эксперимента. Использование этой схемы исключает возможность всех эффектов последовательности, за исключением асимметричных влияний. Впрочем, последние сохраняются и при использовании других схем.

Если в эксперименте можно использовать не так много проб, то лучше предъявлять их не в случайном порядке, а применить схему регулярного чередования. Надежность эксперимента вновь будет зависеть от соответствия количества проб разбросу показателей. Экспериментатору следует обратить особое внимание на возможные влияния событий, происходящих через равные промежутки времени. Эти влияния могут давать определенное преимущество одному из исследуемых условий и, таким образом, приводить к систематическому смешению.

Схема позиционно уравненной последовательности применяется при относительно небольшом количестве проб (или блоков проб). Надежность зависит от адекватности выбора проб или их блоков изучаемому поведению. Здесь контроль за систематическими влияниями факторов, изменяющимися от пробы к пробе, связан с предположением о линейном характере этих изменений.

Ограничения

1. Применение возможно в случае наличия достаточного количества случаев для изучения: для конкретного вида коэффициента корреляции составляет от 25 до 100 пар наблюдений.

2. Второе ограничение вытекает из гипотезы корреляционного анализа (см. выше), в которую заложена линейная зависимость переменных. Во многих случаях, когда достоверно известно, что зависимость существует корреляционный анализ может не дать результатов просто ввиду того, что зависимость не линейна (выражена, например в виде параболы).

3. Сам по себе факт корреляционной зависимости не даёт основания утверждать, какая из переменных предшествует или является причиной изменений, или что переменные вообще причинно связаны между собой, например ввиду действия третьего фактора.

Ответы по вопросам на экзамен.

Психология как наука. Этапы становления предмета психологии.

В настоящее время психология (от др.-греч душа; знание) определяется как

· "наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности";

· область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных;

Цель психологических исследований является изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – этосистемное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психические явления – субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Выделяют четыре группыпсихических явлений:процессы, состояния, свойства и образования.

Психический процесс – акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

Психология как наука. Этапы становления предмета психологии. - student2.ru

Психическое состояние (англ. mentalstate) – "внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени".

Психические свойства – "индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром". Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности).

Психические образования – результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный "каркас" современной психологической науки.

Наши рекомендации