Основные подходы к организации педагогического исследования
Методология каждой науки раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы или принципы.
В современных педагогических исследованиях реализуют подходы:
Ø системный,
Ø комплексный,
Ø личностный,
Ø деятельностный,
Ø полисубъектный
(диалогический),
Ø природосообразный,
Ø культурологический,
Ø этнопедагогический
Ø антропологический подходы
Ø диалектический
Системный подход – Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.
Комплексный подход – ориентирует исследователя на рассмотрение группы явлений в совокупности (например, при изучении темы «система социального воспитания в учреждении образования», исследователь учитывает объективные и субъективные условия и факторы, влияющие на эффективность социального воспитания детей, взаимосвязь гражданского, нравственного, трудового, экономического, физического и других типов воспитания, единство и координацию влияний учреждения образования, семьи, социума на воспитание детей).
Личностный подход – во-первых, означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Во-вторых, этот подход настоятельно требует от исследователя учета уникальности личности, её интеллектуального и духовного потенциала. В-третьих, в рамках данного подхода исследователь опирается в обучении и воспитании на естественный процесс саморазвития природных задатков и относится к воспитаннику, как субъекту воспитательного взаимодействия.
Деятельностный подход – ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучению воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. В-третьих, деятельностныйподход – суть которого состоит «в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельностногоопосредования межличностных отношений».
Полисубъектный (диалогический) подход - составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Применение этого подхода помогает исследователю создать нравственно-психологическое единство субъектов (педагога и учащихся), благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития, взаимообразования и самообразования, взаимовоспитания и самовоспитания.
Природосообразный подход – обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с общими законами развития природы и человека.
Культурологический подход помогает исследователю приобщить воспитанников к различным пластам культуры как системы ценностей. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизация творчества.
Этнопедагогический подход. Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
Антропологический подход – предполагает системное использование исследователем данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении учебно-воспитательного процесса. К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Диалектический подход к познанию явлений педагогической действительности заключается в изучении противоречий в самой сущности предметов.
При этом диалектическое противоречие определяется как взаимодействие противоположных, взаимно исключающих сторон объекта или системы, которые одновременно действуют во внутреннем единстве и взаимопроникновении и является источником самодвижения и развития объективного мира и познания.
Поэтому проблемой номер один считают изучение противоречивости педагогического явления или процесса. Без противоречий нет развития, там где есть движение, изменение, надо искать противоречие.
Различают внешние и внутренние противоречия. В самом общем плане внутренние педагогические противоречия - это несоответствие между основными потребностями личности, включенными в учебно-воспитательный процесс, и наличием сил, средств для их удовлетворения, несоответствие между ее собственными целями, желаниями и возможностями их успешной реализации и т др.
Внешние противоречия отражают противоречия между внутренним миром личности и совокупностью всех общественных отношений, требований реальной жизни, под влиянием которых формируется, развивается, а также приобретает свои характеристики личность.
Источником"самодвижения"любого явления есть внутренние противоречия, но они сами возникают вследствие связей определенного предмета, явления с другими, то есть вследствие внешних противоречий
В практике педагогических исследований осуществляют также такие подходы, как:
монографический (обращённый к философской, социологической, психолого-педагогической и другой литературы);
праксиметрический (обращённый к сравнительно-сопоставительному анализу по обобщению массового и новаторского педагогического опыта);
логический (предусматривает изучение педагогического явления в том состоянии его развития, которого оно достигло на момент исследования);
исторический (ориентирует на изучение конкретноисторического генезиса и развития, объекта исследования);
сущностный (направлен на выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления).