Связь воображения с другими психическими процессами
1) Воображение тесно связано с памятью. Мы уже говорили о том, что выделяют два типа представлений: представления памяти - образы, возникшие на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета, и представления воображения - образы несуществующих или никогда не воспринимавшихся предметов или явлений, это различные комбинации ранее воспринимавшейся информации и ее творческой переработки.
Во-первых, представления памяти, образы, которые хранятся в ней - это тот «строительный материал», из которого воображение выстраивает новые представления, новые образы. Во-вторых, каким бы фантастическим и нереальным не был образ, созданный воображением, в его основе всегда лежат элементы реальности, когда-то отраженной, воспринятой человеком. На «пустом месте» невозможно создать новые представления.
Например, всевозможные чудовища в фантастических триллерах и романах так или иначе похожи на известные нам объекты и животных. Это не что иное, как трансформированные воображением писателя элементы реальной жизни.
2) Воображение опосредованно связано с восприятием и ощущениями, так как образы памяти - это вторичные образы, в основе которых лежат первичные образы или чувственные образы ощущений и восприятия.
3) Воображение тесно связано с мышлением. И тот и другой процессы выполняют функцию создания новых знаний, позволяют предвидеть будущее.
Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда надо отыскать новое решение. Отличие заключается в том, что в процессах воображения реальность отражается в конкретной образной форме, то есть в форме единичных, ярких, конкретных представлений, а в мышлении реальность отражается либо в понятиях, либо в форме обобщенных, схематизированных образов.
Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы предвидения её результатов деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий (знаний). Выполнение деятельности может быть основано либо на системе образов, либо на системе понятий. Часто в реальной деятельности обе составляющие слиты воедино, и логические рассуждения дополняются образным представлением результата деятельностями.
Таким образом, воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации очень велика. Чем более привычной, точной и определенной является ситуация, тем меньше простора для фантазии. Ценность воображения как психического процесса состоит в том, что оно позволяет принимать решения при отсутствии необходимой информации.
4) Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. В одном случае оно вызывает у него негативные переживания (например, перед экзаменом студент воображает себе, что преподаватель будет задавать ему самые сложные вопросы и непременно «завалит» его), в другом - положительные эмоции (представления о поездке за город, посещение дискотеки).
5) Воображение тесно связано с волей и произвольностью деятельности и поведения, так как, представляя себе конечный результат деятельности, человек может сосредоточиться на его достижении, планировать и контролировать свою деятельность.
6) Воображение тесно связано с регуляциейорганических процессов человека и влияет на деятельность внутренних органов и на обмен веществ.
Например, представление о вкусном обеде вызывает обильное слюноотделение; преставление об ожоге может вызвать реальные признаки ожога на теле человека.
7) Воображение оказывает влияние надвигательные функции человека. Например, если мы представим себе, что мы бежим, то с помощью специальной аппаратуры можно зарегистрировать сокращения соответствующих групп мышц. Эта особенность воображения, то есть способность человека расслаблять и напрягать соответствующие группы мышц под влиянием воображения, является основой релаксационной техники (техники мышечного расслабления).
Таким образом, можно выделить ряд отличительных особенностей воображения как высшего познавательного процесса:
– воображение использует представления памяти как строительный материал;
– воображение имеет чувственную природу;
– воображение обеспечивает прогностическую и регулятивную функции в деятельности и поведении;
– воображение связано с личностными подструктурами: эмоциями и волей;
– воображение влияет на регуляцию органических процессов;
– воображение влияет на двигательные функции человека и может ими управлять.
Таким образом, воображение играет большую роль в регуляции деятельности и поведения человека, а также процессов, происходящих в его организме.
3. Виды воображения
При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик: степень проявления волевых усилий и степень активности человека.
I. Классификация видов воображения по степени волевых усилий.Выделяют произвольное и непроизвольное воображение.
Примером непроизвольного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно в самых необычных сочетаниях. Сюда же можно отнести образы, возникающие в процессе бредовых состояний, в состоянии наркотической или алкогольной интоксикации.
Значительную роль в жизни и деятельности человека играет произвольное воображение. О произвольном воображении говорят тогда, когда перед человеком стоит цель создания определенных образов, и он прикладывает к этому некоторые волевые усилия. Чтобы создать те или иные новые образы, человек использует приемы воображения.
Среди видов произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представления об объекте как можно более полно по его описанию или схеме (чертежу). Этот вид воображения работает тогда, когда мы читаем литературные произведения, пытаемся воссоздать те или иные исторические события, представить ту или иную местность по описанию и т. д. Воссоздающее воображение формирует не только зрительные образы, но и слуховые, вкусовые, осязательные и т. д.
В воссоздании образов на основе схемы или чертежа активно участвует пространственное воображение - способность воссоздавать образы в трехмерном пространстве.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек создает новые образы не по имеющемуся образцу, а самостоятельно, на основе своего прошлого опыта. Между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы, эти формы воображения могут переходить друг в друга и дополнять друг друга.
Мечта как форма произвольного воображения так же предполагает создание новых образов, но имеет ряд отличий от творческого воображения.
1) В мечте человек всегда создает образ желаемого, то, к чему стремится, чего хочет; в творческом воображении образы не всегда являются для автора желаемым результатом. Например, автор Франкенштейна вряд ли хотел, чтобы этот образ был реальностью.
2) Мечта - это процесс воображения, не включенный в реальную деятельность и не предполагающий получение того или иного материального продукта; творческое воображение - это обязательный компонент творческой деятельности (научной, изобразительной и т. д.), результатом которой являются те или иные научные или культурные ценности.
3) Некоторым людям мечта заменяет активную деятельность (например, Манилов). Иногда мечта выступает как механизм психологической защиты, который ограждает организм человека от влияния серьезной психической травмы, либо включается тогда, когда активная деятельность человека ограничена или невозможна (инвалиды).
II. По степени активности воображение делят на пассивное и активное.
К активному воображению относят все формы произвольного воображения.
К пассивному - грезы (образы, не связанные с жизненными потребностями человека), сон и дремотное состояние.
4. Приемы воображения
Образы воображения возникают не на пустом месте, они формируются на основе нашего прошлого опыта, на основе представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Процесс создания образов воображения проходит два основных этапа: аналитический и синтетический.
На первом (аналитическом) этапе происходит расчленение имеющихся у человека представлений на составляющие. Осуществляется абстрагирование как самого объекта, то есть отделение его от других объектов, так и абстрагирование его составных частей.
На втором (синтетическом) этапе происходит соединение и всевозможное комбинирования абстрагированных на первом этапе элементов представлений. Имеют место преобразования двух типов. Во-первых, образуются новые сочетания и соединения абстрагированных элементов представлений. Во-вторых, новым образам может придаваться совершенно новый смысл.
Приемы воображения, с помощью которых создаются новые образы, являются одновременно и формами воображения. Приемы, с помощью которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, очень разнообразны.
1) Агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому, «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации построены многочисленные мифические и сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр, Икар и др.). Агглютинация широко используется и в техническом творчестве (автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке и др.).
2) Гиперболизация- увеличение предмета или его признака (великан, мальчик с пальчик, гномы, ведьма с огромным носом, вросшим в землю и т. д.), увеличением количества частей предмета (дракон с семью головами, многорукие богини в индийской мифологии, циклопы и т. д.).
3) Акцентировка - заострениеили подчеркивание каких-либо признаков и свойств объекта. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и карикатуры.
4) Схематизация - сущность этого приема заключается в том, что при создании образов воображения различия между объектами сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (образ рабочего и колхозницы в скульптуре Мухиной на ВДНХ, схематические рисунки машины, дома, человека - «точка, точка, запятая, минус - рожица кривая»).
5) Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко используется в литературе, живописи, скульптуре (образ положительного и отрицательного героя). Главной особенностью этой формы воображения является то, что, типизируя реальную действительность, создавая широкий обобщенный образ, автор реализует это обобщение в конкретном образе. Создание типичного образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.
6) Включение уже известных образов в новый контекст - придание нового смысла привычным объектам и явлениям. Например, вывеска «Ремонт часов» у поэта вызывает непривычные образы воображения: «Ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца… Отремонтируйте мне год - он прожит неисправно».
5. Физиологическая основа воображения
Воображение, как и мышление, является функцией мозга. Трудности описания физиологических основ воображения связаны с тем, что оно использует содержание высших форм психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), и влияет на органические процессы. Следовательно, для функционирования воображения необходимы как отделы коры головного мозга, отвечающие за познавательные процессы, так и подкорковые слои головного мозга, связанные с регуляцией движений, органическими процессами, а также реализующие неосознаваемые формы поведения и деятельности.
Физиологический процесс воображения представляет собой актуализацию нервных связей, их распад, перегруппировку и объединение в новые системы. Таким образом, возникают новые образы, отличные от образов, имеющихся в памяти человека.
Темы рефератов
1. Роль воображения в различных видах деятельности.
2. Воображение и творчество.
3. Индивидуальные особенности воображения.
4. Воображение в искусстве.
5. Воображение в науке.
6. Сновидения, галлюцинации и грезы.
7. Мечты и фантазии.
8. Воображение и мышление.
9. Воображение и средства психотерапевтического воздействия.
10. Образное и вербальное воображение.
11. Творческое воображение и личность.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Воображение и органические процессы.
2. Психобиологические ритмы. Сон и сновидения.
3. Развитие воображения в онтогенезе.
4. Факторы, способствующие и препятствующие развитию воображения.
5. Связь воображения с эмоциями.
6. Учет индивидуальных особенностей воображения в педагогическом процессе.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение воображению.
2. Что является представлением воображения?
3. Какие виды произвольного воображения вы знаете?
4. Чем отличается мечта от творческого воображения?
5. Перечислите приемы воображения.
6. Какие физиологические процессы, протекающие в мозге, лежат в основе воображения?
Основная литература
1. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. - М., 2003.
2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.
Дополнительная литература
1. Беркинблит, М, Петровский, А. Фантазия и реальность. - М.: Политиздат, 1968.
2. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 1969.
3. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - С. 436-454.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997.
5. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986.
6. Натадзе, Р. Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси: Мецинераба, 1972.
7. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. - М., 1998. - Кн. 1.
8. Никифорова, О. И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. - 1972. - № 2.
9. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
11. Страхов, И. В. Психология творчества: лекция для студентов педагогического университета. - Саратов, 1968.
12. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
13. Якобсон, П. М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.
Тема 8. Внимание
1. Понятие, основные признаки внимания.
2. Свойства внимания.
3. Виды внимания.
4. Индивидуальные особенности внимания.
5. Физиологическая основа внимания.
1. Понятие, основные признаки внимания
Успешность освоения систематизированных знаний и выполнения той или иной деятельности зависит в значительной степени от уровня развития и индивидуальных особенностей внимания человека. Наличие внимания является обязательным условием, обеспечивающим успешность протекания каждого психического процесса.
В психологии существует точка зрения, согласно которой, внимание не является особым, независимым процессом, а лишь выступает как сторона или момент другого психического процесса или деятельности человека.
Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое образование, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, не сводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования этой точки зрения указывается на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода нервные структуры, связанные именно с процессом внимания.
Не вдаваясь в детальный анализ той и другой точек зрения, отметим, что психика человека имеет системный характер, и выделение любого психического процесса в известной степени искусственно и представляет собой некоторую абстракцию. Вместе с тем учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания как отдельного психического процесса позволяет правильно организовать деятельность детей и учащихся, создать благоприятные условия для их обучения и развития.
Определение. Внимание - свойство психики человека, выражающее направленность и сосредоточенность ее на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени.
Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Оно не только создает наилучшие условия для психической деятельности как взрослого, так и ребенка, но и помогает своевременного реагировать на различные изменения в окружающей среде и в самом себе.
Можно выделить основные функции внимания как особого психического процесса:
1. Отбор значимых воздействий, которые соответствуют реализации потребностей человека в данной деятельности.
2. Игнорирование других, несущественных, конкурирующих воздействий.
3. Регуляция деятельности и контроль за её выполнением: удержание, сохранение и выполнение действия до момента получения результата.
2. Свойства внимания
Внимание имеет ряд свойств, которые отличают его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение.
Проявления основных свойств внимания очень индивидуальны и зависят от целого ряда факторов:
- характера деятельности,
- эмоциональных состояний и свойств личности,
- уровня развития других психических процессов,
- особенностей нервной системы и состояния здоровья.
1) Устойчивость внимания заключается в способности в течение определенного времени сосредотачиваться на одном и том же объекте. Например, если прислушаться к тиканью часов, то оно будет слышаться и не слышаться. Экспериментальные исследования показывают, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебания обычно равны 2-3 секундам, в некоторых случаях - до 12 сек. Если рассматривать какую-то сложную фигуру, то ее восприятие будет меняться, на первый план будут выступать поочередно то одни, то другие свойства. Но если мы назовем фигуру, то внимание будет более устойчивым. Таким образом, осознанность восприятия - один из способов повышения его устойчивости.
2) Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский доказал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования нервных процессов по принципу образования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга (см. дальше). При этом концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
3) Распределение внимания проявляется в способности человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например: Юлий Цезарь мог делать 7 не связанных между собой дел. Чаще всего при одновременном выполнении двух и более дел происходит не распределение внимания, а быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Одновременное выполнение двух действий возможно только в том случае, когда одно из них автоматизировано и не требует интенсивного контроля. В противном случае совмещение деятельностей невозможно (слушание, понимание и записывание лекции).
4) Объем внимания - это количество объектов, которое человек может охватить с достаточной ясностью одновременно. Объем внимания взрослого человека - 3-7 единиц. Объем внимания соотносится с объемом восприятия, развивается с возрастом, зависит от особенностей воспринимаемых объектов и очень индивидуален.
5) Переключение внимания - сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключение внимания позволяет быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключаемость внимания - это хорошо тренируемое свойство. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от характера деятельности, на которую направлено внимание (её сложности и степени освоенности, например, переключение с трудной деятельности на более легкую происходит легче) и отношения человека к деятельности (переключаться на более интересную деятельность легче).
Феномены внимания
Выделяют ещё два феномена,получившие самостоятельные названия, которые снижают качество внимания и работоспособность человека: это отвлекаемость и рассеянность.
1) Отвлекаемость внимания- это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Проявляется в результате действия на человека каких-то посторонних раздражителей. Это могут быть внешние раздражители (посторонние разговоры, сильный шум и т. д.) или внутренние раздражители (гнев, страх, обида и т. д.). Отвлекаемость часто связывают с рассеянностью, но это два разных явления.
2) Рассеянность - это неспособность к длительному интенсивному сосредоточению, связанная с легкой и частой отвлекаемостью. Рассеянность может быть мнимой - это результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя; и подлинной, когда человек не может ни на чем сосредоточиться.
3. Виды внимания
В зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное и произвольное внимание.
1) Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения и отсутствием усилий для его сохранения. Непроизвольное внимание вызывают два ряда причин: объективные особенности окружающих предметов (их яркость, необычность, новизна, контрастность) и субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему (актуальные потребности и интересы, прошлый опыт).
Возникновение и характер направленности непроизвольного внимания зависят также от структуры деятельности. Так, установлено, что внимание привлекается целью деятельности и в меньшей степени способами ее выполнения.
2) Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, возникает в ситуации, когда для достижения сознательно поставленной цели необходимы определенные волевые усилия. Развитие произвольного внимания - одно из важнейших новообразований психики дошкольника. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления и удерживать в течение некоторого времени. В результате этого изменяется характер психической деятельности ребенка, она начинает становиться произвольной.
3) Постпроизвольное внимание - внимание, указывающее на взаимосвязь непроизвольного и произвольного внимания в деятельности, когда в процессе её выполнения необходимость в волевых усилиях отпадает и задание само по себе становится интересным. Так, например, показ картинки или нового предмета на занятии вызывает у детей непроизвольное внимание, на основе которого с принятием задачи (составить рассказ по картинке, назвать свойства предмета) начинает действовать внимание произвольное. Принимая задачу, ребенок прикладывает определенные усилия, чтобы ее выполнить правильно. Постепенно у ребенка появляется постпроизвольное внимание. Этот вид внимания отличается от произвольного внимания тем, что сознательная цель, требующая сосредоточенности, остается, а волевых усилий для поддержания необходимого уровня интенсивности деятельности уже не требуется.
4. Индивидуальные особенности внимания
В зависимости от ситуации, уровня развития произвольного внимания и умения им управлять можно выделить несколько видов состояний личности, связанных со вниманием, получивших названия «внимательность» и «невнимательность».
И. В. Страхов, исследуя особенности внимания у учащихся начальной школы, выявил четыре таких состояния внимательности, которые могут наблюдаться и у детей подготовительной группы во время занятий. Как показывает практика преподавания в школе и в вузе, эти же состояния внимательности могут наблюдаться и у детей подросткового и юношеского возраста. Итак, И. В. Страхов выделяет следующие состояния внимательности у учащихся:
1. Действительная внимательность определяет готовность к выполнению заданий уже в начале занятия, проявление умственной активности и любознательности ребенка во время занятий, что выражается в его вопросах к воспитателю, в поправках и дополнениях к ответам других детей. Признаками действительной внимательности являются рабочая поза и мимическая выразительность сосредоточения во время занятия.
2. Кажущаяся внимательность характеризуется несоответствием поведения (ребенок сидит спокойно, не разговаривает с другими детьми, смотрит на воспитателя) рабочему состоянию ребенка. Внешне он кажется внимательным, но на вопросы ответить не может, не потому, что не знает, а потому, что не участвует в работе группы.
3. Кажущаяся невнимательность имеет место в том случае, когда внешние признаки внимания выражены слабо. Некоторые дети бывают пассивны, вялы, неинициативны на занятиях, но внутренне они могут быть сосредоточены, правильно отвечают на вопросы и выполняют задания. Другие дети, напротив, очень подвижны, часто меняют позу, разговаривают с другими детьми, выражают мысли вслух. Однако вопросы воспитателя их не застают врасплох, несмотря на чрезмерную двигательную активность, они работают вместе с группой.
4. Дети с действительной невнимательностью постоянно отвлекаются, двигательно расторможены, допускают большое количество ошибок либо не выполняют задание совсем.