Взаимосвязь различных видов памяти
Различные виды памяти тесно взаимосвязаны между собой. Например, память на мысли (словесно-логическая память) одновременно может быть непроизвольной либо произвольной, кратковременной, оперативной или долговременной.
Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также тесно связаны. Например, двигательная, образная и словесно-логическая память не может существовать изолированно, так как тесно связаны между собой соответствующие формы отражения (с предметами внешнего вида мы действуем, чувственно воспринимаем их, обозначаем тем или иным понятием - называем словом). Произвольная память тесно связана с непроизвольной и формируется на ее основе. Кратковременная и долговременная память, по сути, являются двумя стадиями одного процесса. Кратковременная память лежит в основе всех её процессов, в том числе, и долговременной памяти.
4. Физиологическая основа памяти
Учитывая то, что память достаточно сложный психический процесс, состоящий, в свою очередь, из нескольких процессов, физиологическую основу памяти достаточно трудно описать. Так как память состоит из нескольких процессов, можно выделить отдельные физиологические процессы, связанные с запоминанием, сохранение, воспроизведением и забыванием.
Физиологической основойпроцесса запоминания является образование временных нервных связей между некоторыми участками коры головного мозга.
Физиологической основойсохраненияинформации являются временные нервные связи, которые образуются между отдельными зонами в коре головного мозга. Для длительного сохранения информации важна прочность этих временных связей. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают, и наоборот. Следовательно, материал с самого начала надо заучивать прочно и основательно, то, что прочно закреплено, долго сохраняется и меньше забывается.
Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, которые образовались ранее при восприятии этих предметов и явлений. Таким образом, отличие воспроизведения от восприятия заключается в том, что воспроизводимый предмет или явление не воздействуют в данный момент на органы чувств человека.
Физиологической основой процессовзабывания являются некоторые виды торможения нервных связей в коре головного мозга. Чаще всего - это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления, то есть когда те или иные временные связи в коре головного мозга оказываются невостребованными.
Темы рефератов
1. Теории памяти.
2. Эйдетическая память.
3. Взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти.
4. Деятельностный подход к памяти.
5. Информационно-кибернетическая теория памяти.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Индивидуальные особенности памяти.
2. Развитие памяти.
3. Амнезия детства.
4. Феноменальная память.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение памяти.
2. Какие процессы памяти вы знаете?
3. Перечислите психологические теории памяти.
4. Назовите виды памяти по длительности сохранения материала в памяти.
5. Какие виды памяти по содержанию психической деятельности вы знаете?
Основная литература
1. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. - М., 2003.
2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.
Дополнительная литература
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997.
2. Клацки, Р. Память человека: структуры и процессы. - М., 1978.
3. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. - М., 1998. - Кн. 1.
4. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.
5. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995.
6. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1979.
Тема 5. Процессы памяти
1. Запоминание.
2. Сохранение.
3. Воспроизведение.
4. Забывание.
1. Запоминание
Определение. Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.
Запоминание - это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Главная особенность запоминания - его избирательность. Избирательность запоминания обусловлена следующими моментами.
Во-первых, человек запоминает, прежде всего, то, с чем он активно взаимодействует, что связано с целью его деятельности.
Во-вторых, человек лучше запоминает то, что ему интересно, то, что связано с его непосредственными потребностями.
Таким образом, лучше всего запоминается та информация, которая связана с мотивами, целями и способами деятельности человека.
Виды запоминания
I. По степени активности протекания выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) запоминание.
Непроизвольное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило след в коре головного мозга. Мы многое запоминаем каждый день, хотя и не прикладываем к этому каких-либо усилий.
Лучше запоминается то, что связано с деятельностью человека, его целями и потребностями, поэтому даже непроизвольное запоминание имеет избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.
Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некоторую информацию и использует специальные приемы для запоминания.
Таким образом, для того, чтобы запомнить материал, важно не только его прочитать или прослушать и понять, но и поставить себе цель.
Для эффективного запоминания важно не только поставить общую задачу на запоминание, но и уточнить специальную задачу: запомнить только суть воспринимаемого материала, запомнить только главные мысли и основные факты или запомнить дословно.
Для произвольного запоминания используют специальные мнемические действия, которые составляют суть заучивания - многократного повторения материала до полного его запоминания.
Таким образом, произвольное запоминание - это особая умственная деятельность.
II. По степени осмысления материала выделяют два вида запоминания: осмысленное (логическое) и неосмысленное (механическое).
Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Например, заучивание исторических дат, таблицы умножения и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности, то есть одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней по времени. Для установления такой связи необходимо многократное повторение материала.
Осмысленное (логическое) запоминаниеосновано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления.
Осмысленное запоминание эффективнее механического: при механическом запоминании через 1 час в памяти остается 40 % материала, еще через 1 час - всего 20 %; в случае осмысленного запоминания 40 % материала остается в памяти даже через 30 дней.
Эти два вида запоминания тесно связаны: с одной стороны, заучивая даже бессмысленный материал, мы пытаемся установить логические связи его элементов друг с другом или с прошлым опытом (форточка). С другой стороны, даже осмысленный материал (стихотворение) для точного запоминания требует механического заучивания.
Приемы осмысленного запоминания:
1. Выделение главных мыслей и группировка их в виде плана.
2. Выделение смысловых опорных пунктов, при этом каждая смысловая часть заменяется каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала, затем составляется план. Каждый пункт плана - обобщенный заголовок определенной части текста. Установлено, что учащиеся, которые составляют план при запоминании, лучше усваивают материал, чем те ученики, которые при заучивании планов не составляют.
3. Сравнение - нахождение сходства и различия между предметами, явлениями и событиями. Вариант - сопоставление изучаемого материала с уже усвоенным.
4. Конкретизация материала - пояснение общих положений и правил примерами, решение задач, проведение лабораторных работ.
5. Повторение - это сознательно контролируемый или неконтролируемый процесс циркуляции информации. Повторение - это универсальный способ запоминания.
Наиболее часто используемым видом повторения для овладения знаниями, умениями и навыками является процесс заучивания. Для того, чтобы сделать заучивание эффективным, необходимо учитывать ряд закономерностей:
1. Заучивание имеет неравномерный характер. Учитывая этот факт, нужно повторять материал через некоторое время. Повторное заучивание, как правило, улучшает результат запоминания.
2. Запоминание в процессе заучивания имеет скачкообразный характер (идет своеобразное «накопление» следов от воспринятого материала). Поэтому заучивание должно быть распределено во времени с постепенным увеличением временных интервалов: например, через 5 мин, через 30 мин, через 2 часа, через несколько часов.
3. Если материал в целом достаточно легкий, то хороших результатов запоминания можно добиться при небольшом количестве повторений.
В экспериментальных исследованиях В. Д. Шадрикова и Л. В. Черемошкиной выделено 13 мнемических приемов запоминания, предполагающих мыслительную обработку запоминаемого материала. Перечислим их: 1) группировка; 2) выделение опорных пунктов; 3) план; 4) классификация; 5) структурирование; 6) схематизация; 7) аналогия; 8) мнемотехнические приемы; 9) перекодирование; 10) достраивание; 11) серийная организация материала; 12) ассоциации; 13) повторение.
2. Сохранение
Информацию, которую человек получает из внешнего мира, он не только запоминает, но и сохраняет.
Определение. Сохранение - это процесс удержания запомненного материала в памяти.
В зависимости от характера использования материалав памяти выделяют два вида сохранения: динамическое и статическое.
Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, при этом сохраняемый материал изменяется мало.
Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти, при этом сохраняемая информация подвергается значительной переработке и реконструкции. Реконструкция информации, сохраняемой в долговременной памяти, происходит, главным образом, за счет новой информации, поступающей из внешнего мира, а также под влиянием прошлого опыта человека. Реконструкция сохраняемой в памяти информации проявляется в следующих феноменах:
– исчезновение некоторых несущественных деталей;
– замена одних элементов информации другими;
– изменение последовательности изложения материала;
– увеличение степени его обобщенности (конкретные детали уходят, остаются общие представления).
От качества запоминания будет зависеть и прочность сохранения материала.
Наличие интереса к запоминаемому материалу также обеспечивает более длительное его сохранение.
3. Воспроизведение
Извлечение материала из памяти происходит с помощью воспроизведения.
Определение. Воспроизведение - это процесс актуализации (воссоздания) сохраненного ранее материала.
Процесс актуализации информации может протекать с различной степенью трудности или легкости.
В зависимости от степени трудности выделяют следующие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.
1. Узнавание-это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия.
Узнавание имеет важное значение в жизни человека: без него мы всякий раз воспринимали бы знакомые предметы как совершенно новые. Узнавание связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым обеспечивает правильную ориентировку в окружающей действительности.
По степени определенности, четкости и полноты узнавание бывает разным. Если узнавание полное, ясное, определенное, то человек без всяких усилий и незаметно для себя в процессе восприятия узнает ранее воспринимавшийся предмет. В этом случае имеет место непроизвольное узнавание.
Узнавание может быть неполным и неопределенным, например, увидев человека, мы испытываем «чувство знакомости», но не можем вспомнить, кто он и в какой ситуации мы с ним сталкивались. Для того, чтобы уточнить узнавание, мы вынуждены прикладывать определенные усилия, припоминая обстоятельства восприятия данного объекта или человека. Узнавание становится произвольным.
2. Собственно воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.
Воспроизведение, как и запоминание, может быть непроизвольным и произвольным. В случае непроизвольного воспроизведения те или иные представления всплывают независимо от воли человека как бы сами по себе. Например, попадая в знакомое нам помещение, мы непроизвольно вспоминаем людей и события, которые здесь происходили. При произвольном воспроизведении человек ставит осознанную цель вспомнить что-либо из своего прошлого опыта. Например, когда возникает необходимость вспомнить хорошо выученное стихотворение.
3. Припоминание. Иногда приходится прикладывать значительные усилия для воспроизведения хранящейся в памяти информации, в этом случае говорят о припоминании.
Припоминание - достаточно сложная умственная деятельность, направленная на решение репродуктивной задачи. Умению припоминать нужно учиться. Для повышения эффективности припоминания используют специальные приемы припоминания:
– составление плана припоминаемого материала;
– активное вызывание в памяти образов соответствующих объектов;
– намеренный подбор ассоциаций, которые могут помочь вспомнить нужную информацию.
Исследования показывают, что хорошо осознанная и точно сформулированная репродуктивная задача (задача на воспроизведение) во многом облегчает припоминание. Большое значение для успешности припоминания имеет уверенность в своих силах и заинтересованность в результате.
4. Воспоминание- воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве. Воспоминание - это историческая память личности. Вспоминая, человек не только воспроизводит объекты и события прошлого, но и относит их к определенным месту и времени, вспоминает, где при каких обстоятельствах происходили эти события, их временную последовательность. Воспоминания, так или иначе, касаются личной жизни человека, поэтому они всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.
4. Забывание
Определение. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян. Чаще всего забываются конкретные и малозначимые детали, в то время как существенная и обобщенная информация прочно включается в различные знания и формы поведения человека и воспроизводится в них в интегрированном виде. В науке известны факты воспроизведения давно забытой информации, например, один человек в болезненном состоянии начал говорить на немецком языке, который когда-то изучал, а потом забыл.
Включение в деятельность - надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. То, что включено в деятельность, становится значимым для личности, не забывается.
Забывание - полезный, целесообразный для организма процесс. Если бы мы помнили все, что воспринимаем, то наш мозг очень быстро был бы перегружен информацией и не смог бы нормально работать.
В зависимости от легкости воспроизведения и степени забывания выделяют три уровня памяти:
1 уровень - воспроизводящая память (безошибочное воспроизведение материала без внешней опоры);
2 уровень - опознающая память (человек не может вспомнить заученное, но легко узнает материал зрительно или на слух);
3 уровень - облегчающая память (человек не может ни вспомнить самостоятельно, ни узнать информацию, но при повторном заучивании ему требуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз).
Забывание во времени протекает неравномерно: больше всего информации теряется сразу же после восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Для того, чтобы замедлить процесс забывания, нужно регулярно повторять материал. При организации периодического повторения информация сохраняется в большем объеме и достаточно долго.
При исследовании процесса забывания выявлены также факты ошибочного припоминания и ошибочного узнавания. Сохраняясь в памяти человека, информация претерпевает существенные изменения, в результате чего он вспоминает совсем не то, что было в действительности и что реально воспринималось им.
Скорость забывания зависит от следующих особенностей материала:
- малопонятный материал забывается быстрее;
- неинтересный материал также быстро забывается;
- быстро забывается информация, не связанная с практическими потребностями человека и его профессиональной деятельностью;
- чем больше объем материала и чем труднее он для восприятия, тем быстрее он забывается.
Также забывание может возникнуть и по другим причинам:
1. Установлено также отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление получило название - ретроактивное торможение.Ретроактивное торможение выражено заметнее в том случае, когда последующая деятельность схожа с предыдущей, а также когда последующая деятельность труднее предыдущей.
2. На скорость забывания оказывает существенное влияние возраст человека. С возрастом запоминание материала значительно затрудняется, а забывание ускоряется.
3. На скорость забывания оказывают влияние некоторые заболевания нервной системы, а также сильные психические и физические травмы (стрессы, ушибы головного мозга). В этих случаях наблюдается явление ретроградной амнезии. Суть его заключается в том, что человек забывает те события, которые предшествовали травме. В зависимости от тяжести травмы забытое может восстановиться в памяти или быть утраченным совсем.
4. На забывание оказывает влияние умственное и физическое переутомление.
5. Причиной забывания могут быть сильные внешние раздражители, затрудняющие процесс воспроизведения.
Темы рефератов
1. Индивидуальные особенности памяти.
2. Связь памяти и эмоций.
3. Язык и память.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Закономерности памяти и их исследование.
2. Факторы, влияющие на развитие памяти.
3. Приемы и средства улучшения памяти.
4. Взаимодействие различных видов памяти человека.
5. Мнемические способности человека.
6. Развитие памяти в онтогенезе.
7. Патология памяти.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение основным процессам памяти.
2. Перечислите виды запоминания в зависимости от способа образования связей между элементами.
3. Какие виды воспроизведения существуют?
4. Какие феномены искажения сохраняемого материала в памяти вы знаете?
5. Какую роль играет процесс забывания в психической жизни человека?
Основная литература
1. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. - М., 2003.
2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.
Дополнительная литература
1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997.
3. Зинц, Р. Обучение и память. - Минск, 1984.
4. Клацки, Р. Память человека: структуры и процессы. - М., 1978.
5. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. - М., 1998. - Кн. 1.
6. Норман, Д. А. Память и научение. - М., 1985.
7. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995.
8. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1979.
Тема 6. Мышление
1. Понятие, основные признаки мышления.
2. Виды мышления.
3. Основные формы мышления.
4. Мыслительные операции.
5. Функции мышления.
6. Физиологические основы мышления.
1. Понятие, основные признаки мышления
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия, но не заканчивается этими процессами. От ощущений и восприятия оно переходит к мышлению.
Определение. Мышление - высший познавательный психический процесс, выражающийся в активном, целенаправленном, обобщенном и опосредованном отражении действительности, а также в порождении нового знания на основе творческого преобразования чувственного опыта.
Основные признаки мышления
1. Связь мышления с чувственным познанием. Мышление тесно связано с чувственным познанием действительности, которое обеспечивают ощущения и восприятие. Чувственная картина мира, построенная на основе наших ощущений и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого и всестороннего познания: ощущения дают нам информацию об отдельных свойствах предметов и явлений; восприятие - это отражение внешних свойств целостного, нерасчлененного объекта или явления. Оба процесса дают нам конкретную, субъективную информацию о предметах, не позволяют выявить сложнейшие взаимодействия и взаимосвязи внутренних свойств объектов и явлений, скрытых от непосредственного наблюдения, а также взаимосвязей предметов, событий, явлений, составляющих окружающую действительность, их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга.
Чувственное познание субъективно и во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.
2. Мышление - это опосредованное познание. Для того, чтобы правильно строить свою деятельность, человеку необходимы объективные, то есть не зависящие от индивидуальных особенностей самого человека сведения о состоянии и свойствах предметов действительности, например, температура молока в бутылочке для кормления младенца. Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить (абстрагировать) свойства предмета от индивидуальных особенностей человека, познающего эти свойства. Это достигается путем опосредованного познания.
Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов или явлений без непосредственного контакта с ними путем анализа косвенной информации.
Таким образом,опосредованность - это особенность мышления, которая обеспечивает объективность нашего знания.
3. Мышление носит обобщающий, абстрагированный характер познания. Чувственное познание - это всегда конкретное познание, так как мы отражаем свойства реальных предметов и явлений в момент их действия на органы чувств. Для того, чтобы предвидеть результаты своей деятельности и поведения, чтобы узнавать новое о предметах и явлениях, недоступных непосредственному восприятию, конкретных единичных знаний недостаточно. Человек на основе единичного опыта обобщает единичные факты и, исходя из этих обобщений, делает вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. В мышлении происходит переход от единичного к общему и от общего опять к единичному.
Таким образом, обобщенное отражение действительности - это отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, то есть может познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые в обычных случаях не могут восприниматься и наблюдаться человеком.
Таким образом, абстрагированность (отвлеченность) познания реальной действительности - это особенность мышления, которая позволяет познавать непосредственно не воспринимаемые объекты действительности и их свойства.
4. Мышление направлено на решение различных проблем и задач, осуществляет поиск и открытие нового. В реальной жизни человеку постоянно приходится решать те или иные задачи и проблемы. Мышление всегда связано с появлением проблемы. Возникновение проблемы означает, что есть что-то новое и неизвестное для этого человека или человечества в целом. Открытие новых знаний и решение проблем - это функция мышления.
Определение. Проблемой называется такая ситуация, в которой для выполнения той или иной деятельности (практической, учебной, научной, профессиональной) недостаточно ранее усвоенных знаний и возникает потребность в новых знаниях.
Для решения проблемы человек уточняет условия и формулирует задачу и вопрос, ответ на который является целью мышления. Отвечая на вопрос задачи, человек открывает что-то новое и ранее неизвестное либо только для него (например, при решении математической задачи из учебника и проведения лабораторной работы), либо для всего человечества (решение научной задачи). В процессе решения задачи происходит видоизменение и преобразование имеющейся исходной информации.
Таким образом,поиск и открытие нового-это особенность мышления, которая заключается в переработанном и существенном видоизменении известной информации и получении новых знаний.
5. Мышление тесно связано с речью. В этом проявляется важное отличие мышления человека от мышления животных: мышление животных, даже самых «разумных», протекает не в речевой форме. Только благодаря речи мышление человека становится опосредованным, обобщенным и абстрактным, так как появляется возможность отвлечь (отделить) от объекта его свойства, закрепив, зафиксировав их с помощью слова. Мысль получает в слове некоторую материальную оболочку и в этой форме становится частью реального мира и может быть передана другому человеку. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в устной или письменной речи, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». И наоборот, чем тщательнее оттачивается словесная формулировка мысли, тем понятнее сама мысль.
Сформулированные и закрепленные в словах мысли не исчезают и не угасают, а прочно фиксируются в речевой форме (письменной или устной), поэтому всегда есть возможность вернуться к той или иной мысли, проверить ее и уточнить. Благодаря речи становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение. Основанное на рассуждении, логически расчлененное, осознанное мышление называется дискурсивным мышлением.
Таким образом,связь мышления с речью - пятая особенность мышления как психического процесса.
Нужно иметь в виду, что речь и мышление тесно связаны, тем не менее, это разные психические процессы.
Различия речи и мышления:
1) Во-первых, одна и та же мысль может быть выражена разными словами, и не только в речи, а также с помощью других символов, например, математических формул.
2) Во-вторых, решение некоторых проблем может происходить и невербально, например, открытие путем «озарения».
3) В-третьих, начальные стадии мышления (наглядно-действенное мышление у младенца) и мышление животных протекают без участия речи.
4) В-четвертых, возможна речь, лишенная мысли (пограничные состояния - сон, галлюцинации; болезненные состояния - бред).
В зарубежной и отечественной психологии в связи с исследованием процесса мышления вводится понятие интеллекта.
Определение. Интеллект - это совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разных образных и вербальных задач.
Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, но в его понимании имеется много различий. Одни исследователи считают интеллект некоторой общей умственной способностью, другие полагают, что в этом понятии объединены представления о различных умственных способностях.
2. Виды мышления
В психологии используются четыре основные классификации видов мышления, построенные по разным основаниям.
I. По содержанию отражения выделяют
- наглядно-действенное,
- наглядно-образное,
- словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление.
Одновременно эти виды мышления являются генетическими стадиями развития мышления в онтогенезе.
Наглядно-действенное мышление - это такой вид мышления, содержанием которого является практическое преобразование действительности. Наглядно-действенное мышление - это «ручное» мышление, когда решение задачи осуществляется в процессе практических действий. Иногда этот вид мышления называют «внешним», так как осуществляется оно не в уме, а во внешнем плане. Этот вид мышления преобладает у детей до 3-х лет, а также в некоторых видах профессиональной деятельности и в обыденной жизни.
Наглядно-образное мышление - это мышление образами. Этот вид мышления непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Образы могут быть разной степени обобщенности: у маленьких детей они конкретны и неполны, у старших дошкольников и младших школьников имеют обобщенный, схематизированный характер. Этот вид мышления активно развивается и преобладает у детей дошкольного возраста. Мышление старших дошкольников и младших школьников часто называют образно-схематическим.
Словесно-логическое (абстрактное) мышление - это мышление с помощью речи, рассудочное мышление с использованием понятий.
II. По характерудеятельности человека выделяют мышление
- теоретическое (направленное на создание теорий, концепций, моделей);
- практическое (направленное на преобразование действительности).
III. По степени развернутости мышление разделяют на
- дискурсивное (развернутое, построенное на рассуждении);
- интуитивное (мышление методом «озарения»).
IV. По степени новизны выделяют мышление
- продуктивное (творческое - мышление, связанное с созданием принципиально новых решений и знаний);
- репродуктивное (мышление, связанное с использованием известных способов решений и знаний).
3. Основные формы мышления
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
1) Понятие. Определение. Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.
В зависимости от степени обобщенности принято различать общие и единичные понятия.
Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, «человек», «животное», «эмоции», «болезнь» и т. д. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
Единичными понятиями называют те, которые обозначают какой-либо один предмет. Например: «Москва», «Волга», «Петр». Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые входят в другое, более общее понятие. Например, в понятие «Волга» входит то, что это река, которая течет по территории России; в понятие «Петр» входит то, что это человек мужского пола, и т. д.
В основе понятий лежат наши знания о предметах и явлениях действительности, поэтому, расширяя наши знания, мы уточняем уже усвоенные понятия и приобретаем новые.
Можно выделить два способа усвоения понятий: специально организованное обучение и собственный опыт.
В процессе систематического обучения учащиеся усваивают общие понятия, в процессе приобретения индивидуального опыта - единичные понятия. Важно помнить о том, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных, поэтому, чем богаче индивидуальный опыт учащегося (чем шире объем единичных понятий и знаний о свойствах и особенностях единичных предметов), тем успешнее будет систематическое обучение. Закономерный путь формирования понятий - это движение от частного к общему, то есть через обобщение.
Развитие обобщений и усвоение элементарных понятий - основная линия в развитии мышления дошкольника, это основа речевого общения и усвоения обобщенных в историческом опыте человечества знаний.