Технологические аспекты выполнения курсового проекта
Наиболее логичной и продуктивной представляется следующая последовательность выполнения курсового проекта:
1. Определение совместно с руководителем темы курсового проекта, утверждение ее на кафедре.
2. Подбор литературы, справочников и других источников по теме исследования.
3. Изучение необходимой литературы и других источников по теме, фиксация на их основе нужной информации.
4. Обоснование актуальности темы курсового проекта.
5. Анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изучаемого вопроса.
6. Поиск, анализ и обобщение педагогического опыта.
7. Написание теоретической части курсового проекта.
8. Подготовка и проведение эксперимента (его фрагмента).
9. Оформление практического раздела курсового проекта (расчеты, графики, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.).
10. Анализ результатов эксперимента, описание его и формулировка выводов.
11. Написание заключения.
12. Оформление библиографического списка используемой литературы.
13. Подготовка и оформление приложений.
14. Оформление титульного листа.
15. Представление работы руководителю.
16. Подготовка к публичной защите курсового проекта.
Работа с литературой
Выбрав тему, следует начать подбор литературы по теме исследования. Выделяются три типа источников библиографической информации:
- первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);
- вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т. д.);
- третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).
Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.
При написании курсового проекта следует просмотреть журналы:
«Вопросы психологии», «Педагогика», «Народное образование», «Мир образования», «Классный руководитель», «Среднее профессиональное образование», «Специалист» и другие журналы психолого-педагогической направленности.
Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить подходы к постановке и решению определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.
Всю найденную информацию целесообразно фиксировать в виде записей разного рода.
Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. В педагогике то или иное понятие различными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах). В тексте же данной работы от начала до конца понятие должно иметь одно, четко определенное автором значение. После того, как определены опорные понятия, начинается поиск их толкований в информационно-справочной литературе: общих и специальных энциклопедиях, толковых словарях; а также в оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по темам исследования.
Энциклопедия – научное справочное издание, дающее систематический свод знаний либо совокупность сведений в одной какой-либо отрасли знания. Почти во всех энциклопедиях статьи расположены в алфавитном порядке. Здесь же находится внутристатейная или постатейная библиография – она отсылает к базовым трудам по соответствующему вопросу.
Расширить сферу поиска помогают специализированные словари и справочники, среди них: философский словарь, педагогический словарь, словарь иностранных слов и др. Сведения в словарях и справочниках, как и в энциклопедиях, расположены в алфавитном порядке. Если в статье имеется слово, выделенное курсивом, ищите более подробное разъяснение в той же книге. Справочные издания помогают привести наши знания в систему. Зачастую они становятся нашими наставниками в самообразовании.
Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
Курсовой проект требует анализа только необходимой литературы и выборки из нее наиболее важного материала. Одни источники содержат исключительно важные сведения и поэтому требуют внимательного изучения и конспектирования, другие, где затрагиваются лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме курсовой, могут быть представлены отдельными выписками.
Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, осмысления, систематизирования полученного материала выяснить современное состояние вопроса.
В ходе работы с литературой рекомендуется:
1. Все свои замечания, выводы по поводу работы с источниками тут же фиксируйте письменно.
2. Записи должны быть краткими и обозримыми, ведите их на отдельных листках или в тетради, но на одной стороне.
3. Записи могут иметь форму плана, тезисов, конспектов, выписок, а также картотеки идей, цитат, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной информации.