Технологические аспекты выполнения курсового проекта

Наиболее логичной и продуктивной представляется следующая последовательность выполнения курсового проекта:

1. Определение совместно с руководителем темы курсового проекта, утверждение ее на кафедре.

2. Подбор литературы, справочников и других источников по теме исследования.

3. Изучение необходимой литературы и других источников по теме, фиксация на их основе нужной информации.

4. Обоснование актуальности темы курсового проекта.

5. Анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изучаемого вопроса.

6. Поиск, анализ и обобщение педагогического опыта.

7. Написание теоретической части курсового проекта.

8. Подготовка и проведение эксперимента (его фрагмента).

9. Оформление практического раздела курсового проекта (расчеты, графики, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.).

10. Анализ результатов эксперимента, описание его и формулировка выводов.

11. Написание заключения.

12. Оформление библиографического списка используемой литературы.

13. Подготовка и оформление приложений.

14. Оформление титульного листа.

15. Представление работы руководителю.

16. Подготовка к публичной защите курсового проекта.

Работа с литературой

Выбрав тему, следует начать подбор литературы по теме иссле­дования. Выделяются три типа источников библиографической ин­формации:

- первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

- вторичные (библиография, реферативные журналы, сигналь­ная информация и т. д.);

- третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно науч­ную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании курсового проекта следует просмотреть журналы:

«Вопросы психологии», «Педагогика», «Народное образование», «Мир образования», «Классный руководитель», «Среднее профессиональное образование», «Специалист» и другие журналы психолого-педагогической направленности.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей про­следить подходы к постановке и решению определенной проблемы раз­личными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обоб­щений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

Всю найденную информацию целесообразно фиксировать в виде записей разного рода.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было одно­значным. В педагогике то или иное понятие различными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах). В тексте же данной работы от начала до конца понятие должно иметь одно, четко определенное автором значение. После того, как определены опорные понятия, начинается поиск их толкований в информационно-справочной литературе: общих и спе­циальных энциклопедиях, толковых словарях; а также в оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по те­мам исследования.

Энциклопедия – научное справочное издание, дающее систематический свод знаний либо совокупность сведений в одной какой-либо отрасли зна­ния. Почти во всех энциклопедиях статьи расположены в алфавит­ном порядке. Здесь же находится внутристатейная или постатейная библиография – она отсылает к базовым трудам по соответствующе­му вопросу.

Расширить сферу поиска помогают специализированные словари и справочники, среди них: философский словарь, педагогический сло­варь, словарь иностранных слов и др. Сведения в словарях и спра­вочниках, как и в энциклопедиях, расположены в алфавитном поряд­ке. Если в статье имеется слово, выделенное курсивом, ищите более подробное разъяснение в той же книге. Справочные издания помога­ют привести наши знания в систему. Зачастую они становятся наши­ми наставниками в самообразовании.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных кар­точках и подвергаются мыслительной обработке с помощью опера­ций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Курсовой проект требует анализа только необходимой литерату­ры и выборки из нее наиболее важного материала. Одни источники содержат исключительно важные сведения и поэтому требуют вни­мательного изучения и конспектирования, другие, где затрагиваются лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме курсовой, могут быть представлены отдельными выписками.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, осмысления, системати­зирования полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

В ходе работы с литературой рекомендуется:

1. Все свои замечания, выводы по поводу работы с источниками тут же фиксируйте письменно.

2. Записи должны быть краткими и обозримыми, ведите их на от­дельных листках или в тетради, но на одной стороне.

3. Записи могут иметь форму плана, тезисов, конспектов, выпи­сок, а также картотеки идей, цитат, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной инфор­мации.

Наши рекомендации