В-т Назв | Содержание, основные конфликты | Достижения по З. Фрейду | Фиксации по З. Фрейду | Достижения по Эриксону |
0 – 1,5г. Оральная | Зона сосредоточения либидо – рот 2 периода: 1) сосание – от 0 до 6 мес.; 2) кусание (после 6 мес). Конфликты возникают при отлучении от груди | Формирование «Эго» | Если фиксация в период - орально-пассивный тип. Если – в период кусания – орально-садистический тип | Базовое доверие / недоверие |
1,5 – 3г. Анальная | Зона сосредоточения либидо – анус. Конфликты возникают в процессе приучения ребенка к опрятности | Формированию «Супер-Эго» | Если чрезмерный контроль тип – анально-выталкивающий тип. Если игнорирование – анально-удерживающий. | Автономность / стыд |
3 – 6 л. Фаллическая | Зона сосредоточения либидо – половые органы. Комплексы Эдипа или Электры | Формирование «Супер-Эго» | Фаллические типы фиксации возникают, если комплексы Эдипа и Электры не разрешаются | Инициатива / чувство вины |
6 -12 л. Лат-й п-д | Зона сосредоточения либидо отсутствует | Развитие личности завершается в раннем онтогенезе | _._._._._._ | Трудолюбие / ч-во неполноценности |
12 – 20 Генитальная | Зона сосредоточения либидо – половые органы. 2 периода: 1) гомосексуальный (подростковый), 2) гетеросексуальный (юношеский) | Генитальный тип – идеальный тип личности: зрелый, ответственный, гетеросексуальный | Эго-идентичность /диффузия идентичности |
20 – 25 Молодость | Установление интимных отношений как в социальном, так и в сексуальном плане | -.-.-.-.-.- | Интимность / изоляция |
26 – 64 Зрелость | Главная «тема» – забота о будущем человечества | -.-.-.-.-.- | Продуктивность / застой |
65 л – … Старость | Основная задача – подведение итогов | | Мудрость / отчаяние |
Гуманистическая психология
Предмет | Метод | Закономерности функционирования и развития психики |
Гордон Олпорт (1897–1967.) Индивидуальные особенности личности | Многофакторные личностные опросники и интервью | Личность - система, обладающая уникальным набором личностных характеристик (черт, диспозиций), которые ; образуют уникальные сочетания. Развитие личности – саморазвитие уникальной системы личностных черт.Черты составляют «ядро» личности и определяют ее поведение. Врожденные предпосылки – основные (генотипические) черты. Общество стимулирует развитие одних генотипических черт и тормозит развитие других, в результате формируются инструментальные (фенотипические) черты. Движущая сила развития – потребность в самосовершенствовании. Цель развития – достижение самости (реализации собственной уникальности), поэтому критерий периодизации: развитие проприума (функций, обеспечивающих движение к самости) |
Абрахам Маслоу (1908–1970) . Мотивационная сфера личности | Изучение биографий, автобиографий, наблюдения | Поведение человека, в отличие от животного, определяется не бессознательными инстинктами, а осознанными мотивами. Развитие личности – становление мотивационно-потребностной сферы. Потребности человека организованы в иерархическую систему: внизу иерархии физиологические потребности и потребность в безопасности, которые должны быть удовлетворены, чтобы могли быть осознанны более высокие потребности: потребности в любви, уважении, самоактуализации. Развитие личности зависит от социального окружения: бытийные потребности формируются, только если удовлетворены дефицитарные, но движущая сила развития личности – потребность в самоактуализации |
Карл Роджерс (1902–1987). Я-концепция личности | Изучение патологии психики | Поведение человека регулируется не внешними стимулами, не бессознательными стремлениями, а восприятием окружающей ситуации. Интерпретация ситуации зависит от представлений человека о себе, «Я-концепции» человека. Основной мотив поведения человека – стремление к самоактуализации, развитию «Я», («Я-концепции»). «Я-концепция» – осознание собственных возможностей и стремлений – продукт социализации, она формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и является основной детерминантой поведения. Факторы развития Я-концепции: врожденные задатки и потребность ребенка в доброжелательном внимании; социум, который обеспечивает удовлетворение потребностей. Если ребенок получает безусловное внимание, развиваются его истинные способности, формируется адекватная «Я-концепция», доверие себе и самореализация приносит успех. Если ребенок получает обусловленное внимание, он начинает осознавать и актуализировать не истинные, а «ожидаемые» способности. Следствие – невроз |
Наши рекомендации