Стадии развития личности по З. Фрейду и Э. Эриксону

В-т Назв Содержание, основные конфликты Достижения по З. Фрейду Фиксации по З. Фрейду Достижения по Эриксону
0 – 1,5г. Оральная Зона сосредоточения либидо – рот 2 периода: 1) сосание – от 0 до 6 мес.; 2) кусание (после 6 мес). Конфликты возникают при отлучении от груди Формирование «Эго» Если фиксация в период - орально-пассивный тип. Если – в период кусания – орально-садистический тип Базовое доверие / недоверие  
1,5 – 3г. Анальная Зона сосредоточения либидо – анус. Конфликты возникают в процессе приучения ребенка к опрятности Формированию «Супер-Эго» Если чрезмерный контроль тип – анально-выталкивающий тип. Если игнорирование – анально-удерживающий. Автономность / стыд
3 – 6 л. Фаллическая Зона сосредоточения либидо – половые органы. Комплексы Эдипа или Электры Формирование «Супер-Эго» Фаллические типы фиксации возникают, если комплексы Эдипа и Электры не разрешаются Инициатива / чувство вины
6 -12 л. Лат-й п-д Зона сосредоточения либидо отсутствует   Развитие личности завершается в раннем онтогенезе _._._._._._ Трудолюбие / ч-во неполноценности
12 – 20 Генитальная Зона сосредоточения либидо – половые органы. 2 периода: 1) гомосексуальный (подростковый), 2) гетеросексуальный (юношеский) Генитальный тип – идеальный тип личности: зрелый, ответственный, гетеросексуальный Эго-идентичность /диффузия идентичности
20 – 25 Молодость Установление интимных отношений как в социальном, так и в сексуальном плане -.-.-.-.-.- Интимность / изоляция
26 – 64 Зрелость Главная «тема» – забота о будущем человечества -.-.-.-.-.- Продуктивность / застой
65 л – … Старость Основная задача – подведение итогов   Мудрость / отчаяние

Гуманистическая психология

Предмет Метод Закономерности функционирования и развития психики
Гордон Олпорт (1897–1967.) Индивидуальные особенности личности Многофакторные личностные опросники и интервью Личность - система, обладающая уникальным набором личностных характеристик (черт, диспозиций), которые ; образуют уникальные сочетания. Развитие личности – саморазвитие уникальной системы личностных черт.Черты составляют «ядро» личности и определяют ее поведение. Врожденные предпосылки – основные (генотипические) черты. Общество стимулирует развитие одних генотипических черт и тормозит развитие других, в результате формируются инструментальные (фенотипические) черты. Движущая сила развития – потребность в самосовершенствовании. Цель развития – достижение самости (реализации собственной уникальности), поэтому критерий периодизации: развитие проприума (функций, обеспечивающих движение к самости)
Абрахам Маслоу (1908–1970) . Мотивационная сфера личности Изучение биографий, автобиографий, наблюдения Поведение человека, в отличие от животного, определяется не бессознательными инстинктами, а осознанными мотивами. Развитие личности – становление мотивационно-потребностной сферы. Потребности человека организованы в иерархическую систему: внизу иерархии физиологические потребности и потребность в безопасности, которые должны быть удовлетворены, чтобы могли быть осознанны более высокие потребности: потребности в любви, уважении, самоактуализации. Развитие личности зависит от социального окружения: бытийные потребности формируются, только если удовлетворены дефицитарные, но движущая сила развития личности – потребность в самоактуализации
Карл Роджерс (1902–1987). Я-концепция личности Изучение патологии психики Поведение человека регулируется не внешними стимулами, не бессознательными стремлениями, а восприятием окружающей ситуации. Интерпретация ситуации зависит от представлений человека о себе, «Я-концепции» человека. Основной мотив поведения человека – стремление к самоактуализации, развитию «Я», («Я-концепции»). «Я-концепция» – осознание собственных возможностей и стремлений – продукт социализации, она формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и является основной детерминантой поведения. Факторы развития Я-концепции: врожденные задатки и потребность ребенка в доброжелательном внимании; социум, который обеспечивает удовлетворение потребностей. Если ребенок получает безусловное внимание, развиваются его истинные способности, формируется адекватная «Я-концепция», доверие себе и самореализация приносит успех. Если ребенок получает обусловленное внимание, он начинает осознавать и актуализировать не истинные, а «ожидаемые» способности. Следствие – невроз





Наши рекомендации