Как распределить время обучения в магистратуре?

На первом году обучения, когда Вы растеряны и не знаете с чего начать, делайте то, что Вы уже умеете –изучайте материалы по философии и осваивайте иностранный язык. Используйте шанс повысить уровень своей эрудиции и общей образованности. Философские знания позволят Вам лучше разбираться не только в направлениях современной философской науки, но и в литературе, искусстве, политике, в устройстве общества, особенностях духовности разных стран. Занятия по иностранному языку дадут Вам возможность читать труды зарубежных авторов по Вашей специальности. Даже если Вы не слишком хорошо знаете язык, очень скоро Вы обнаружите, что зарубежные литературные источники по Вашей специальности имеют большое количество одинаковых терминов, конструкций и вообще похожи друг на друга. Особенно легко читать труды, написанные неносителями языка, например, японцами на английском - никаких замысловатых фраз, сложных слов - все просто и понятно. Учебные заведения преподают магистрантам также психологию и педагогику с прохождением в последующем педагогическую практику. Прослушать эти курсы чрезвычайно полезно и для дальнейшей педагогической практики, и для расширения своих жизненных знаний.

Учтите, что человека с магистерским дипломом большинство людей считает в высшей степени интеллигентным, для многих Ваше мнение будет авторитетным. В определенной мере это обязывает Вас соответствовать такой высокой оценке. Учитесь, пока Вас учат, по окончании магистратуры Вас больше никто и никогда учить не будет! Вы должны будите учиться самостоятельно и учить других, но Вашим обучением уже никто не займется.

Чтобы магистранты не расслаблялись, по завершении каждого года обучения их обязывают отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, оформить и утвердить отчет. Отчет нужно сдать в ноябре, значит заседание кафедры должно пройти в октябре, т.е. следует позаботиться о его созыве нужно в сентябре - то есть сразу после выхода из отпуска.

Основная работа, которую лучше выполнить на первом году обучения приведена в таблице 1.

Мероприятия Период обучения
Определение темы исследования в начале обучения
Изучение литературы по теме диссертации в течение всего обучения
Изучение материалов по философии и освоение иностранного языка в течение года
Сдача зачетов и экзаменов весной 1-го года
Поиск базы исследования, подбор методов исследования в начале обучения
Организация и начало проведения эксперимента как можно раньше!
Посещение лекций, открытых занятий и т.д. профессорско-преподавательского состава Вашей кафедры в течение всего обучения
Написание научных статей (тезисов докладов конференций) после получения первых экспериментальных данных
Выступление на научных конференциях не позднее конца 1-го года обучения
Написание главы 2 (`Методы исследования`) диссертации в конце 1-го года обучения
Доклад о проделанной за год работе на заседании кафедры, оформление отчета о проделанной работе сентябрь-октябрь 1-го года обучения

Основной работой на втором году обучения является продолжение проведения собственного эксперимента, сбор данных, их первичная обработка и более углубленный анализ. Целесообразно каждый промежуточный этап работы (исследование - результаты - обсуждение (анализ) результатов - выводы) оформлять в виде научной статьи. Это поможет Вам в дальнейшем при написании текста диссертации, даст необходимый опыт преподнесения Ваших данных. Второй год обучения должен стать основным по количеству конференций, на которых Вы докладываете свои результаты, и по количеству публикаций. Кроме того, на втором году обучения магистранты обычно проходят педагогическую практику, выполняя работу преподавателя на кафедре (40-50 учебных часов). К концу второго года целесообразно завершить экспериментальную часть работы.

Основная работа, которую лучше выполнить на втором году обучения, приведена в таблице 2.

Мероприятия Период обучения
Окончание эксперимента в конце 1-года
Прохождение педагогической практики на кафедре по согласованию с кафедрой
Сдача зачетов и экзаменов по учебному плану по направлению в соответствии с графиком учебного плана
Начало написания главы 3 (`Результаты исследований`) диссертации в середине или в конце 2-го года
Публикации научных статей (тезисов) по мере получения экспериментальных данных
Выступления на научных конференциях в течение года
Изучение литературы по теме в течение всего обучения
Посещение лекций, открытых занятий и т.д. профессорско-преподавательского состава вашей кафедры в течение всего обучения
Окончание эксперимента в конце 1-года, либо в начале 2-го года
Доклад о проделанной за год работе на заседании кафедры, оформление отчета о проделанной работе сентябрь-октябрь 2-го года обучения
Окончательная обработка данных, их углубленный анализ в начале года
Оформление актов внедрения результатов научного исследования в практику после завершения исследования
Окончание написания главы 3 (`Результаты исследования`) Третий семестр
Написание главы 1 (`Литературный обзор`) одновременно с главами 3 и 4
Формулировка выводов по мере написания глав 3 и 4
Написание введения, заключения (если необходимо), окончательного варианта практических рекомендаций, оглавления, списка условных сокращений, оформление списка литературы по окончании написания глав диссертации
Подготовка к предварительной защите конец третьего семестра
Прохождение предварительной защиты, оформление документации для сдачи отчета четвертый семестр


На втором году обучения необходимо завершить проведение эксперимента (если Вы не сделали этого раньше), окончательно обработать данные, проанализировать их и сделать выводы.

Второй год - основной для написания текста диссертации. В начале года необходимо закончить написание главы 3 (`Результаты исследования`), тщательно отредактировать ее, оформить рисунками, таблицами, схемами. К этому моменту количество изученной Вами литературы должно быть достаточным для написания главы 4 (`Обсуждение результатов`), в которой Вы теоретически анализируете Ваши данные. Глава 1 (представляющая собой обзор и/или анализ литературных источников) может быть начата еще раньше (например, летом после первого года) или может писаться одновременно с главами 3 и 4. Выводы работы должны быть четкими, конкретными, емкими, логично вытекать из результатов исследования.

Не пытайтесь сразу сформулировать окончательный вариант выводов - это та часть Вашей диссертации, которая будет претерпевать многочисленные изменения в редакции. Количество выводов, приводимых в работе (для магистерской диссертации – 3-4 выводов), обычно, меньше количества реальных выводов. Не огорчайтесь, магистерская диссертация - это лишь `путевка` в научную жизнь, не пытайтесь с ее помощью оставить неизгладимый след в науке. Даже И.М. Сеченов в свое время написал хотя и весьма ценную, но скромную диссертацию о влиянии алкоголя на организм.

Наши рекомендации