Для детей с более низким уровнем (II) речевого развития
I.Простые предложения
Заяц прыгает. Девочка ест. Мальчик рисует белку. Под елкой сидит серенький зайчик. Дети пошли в лес за грибами.
II. Инвертированные конструкции
(предложения с обратным порядком слов)
Траву ест корова. Девочку догоняет мальчик. Маленького мальчика одевает мама. Веселую песню пели дети на празднике.
III. Пассивные конструкции
Молоко разлито котенком. Кукла сломана девочкой. Земля покрыта белым снегом. Пушистая елка украшена красивыми игрушками.
IV. Сравнительные конструкции
Слон больше волка. Маша старше Пети. Самолет летит быстрее, чем птица. На празднике девочки пели лучше мальчиков.
Для детей с более высоким уровнем (III) речевого развития
I. Простые предложения
Листья падают с деревьев. Лесные звери готовятся к зиме. Бабушка купила внучке вкусные конфеты. Ребята подарили маме к празднику свои рисунки. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.
II. Инвертированные конструкции
Траву ест корова. Маленького мальчика одевает мама. Веселую песню пели пионеры. Много грибов и ягод собрали дети в лесу.
III. Пассивные конструкции
Молоко разлито котенком. Дерево сломано сильным ветром. Окно разрисовано морозными узорами. Пушистая елка украшена красивыми игрушками. Листья с деревьев сорваны во время осенней непогоды.
IV.Сравнительные конструкции
Дедушка старше отца. Дерево выше, чем куст. Самолет двигается быстрее поезда. На празднике девочки пели и плясали лучше мальчиков. Зимой дни короче, а ночи длиннее.
Характер выполнения этих заданий весьма показателен (см. о диспропорциональном развитии экспрессивной и импрессивной речи при умственной отсталости и алалии). Умственно отсталые дети многие предложения не понимают: сравнительные, пассивные, значение которых не опирается на логику существующих в действительности отношений, а зависит от учета грамматического оформления слов, например, таких, как: На празднике девочки (мальчики) пели лучше мальчиков (девочек), но при этом нередко могут повторить их правильно или допускают незначительное количество ошибок в окончаниях слов.
Дети с первичным недоразвитием речи, наоборот, без труда понимают значение указанных конструкций, но при их повторении (дети с парадигматической алалией) допускают высокий процент ошибок в окончаниях слов. Дети с синтагматической алалией, находящиеся даже на III уровне недоразвития, осознавая текст, многие конструкции совсем не воспроизводят. В репродуцируемых же конструкциях отмечаются грубейшие синтагматические ошибки (пропуски основных членов предложения).
Обследование завершается изучением состояния связной речи (составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного). При анализе результатов обследования связной речи важно установить понимание ребенком текста, причинно-следственных связей между явлениями (путем ответа на вопросы) и проанализировать собственный пересказ или рассказ ребенка с точки зрения его полноты, последовательности изложения и использования языковых средств; соотнести понимание услышанного рассказа или сюжета, изображенного на картинках, с собственным пересказом ребенка. При умственной отсталости диспропорций между этими формами речи наблюдаться не будет. При алалии собственное изложение будет намного ниже понимания, особенно при ее синтагматической форме. Все полученные данные сопоставляют между собой и анализируют, после чего выносится заключение о характере речевого дефекта.
Таким образом, обследование речи по указанному плану дает возможность дифференцировать нарушения речевого развития ребенка, с одной стороны, с другой, — дает дополнительные данные для психологической диагностики ребенка.
Литература
1. Башинская Т. В. Пятница Т. В. Как превратить «неговорящего» ребёнка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии).-Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008-122 с.
2. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией).-М: «Классик стиль», 2003-160 с.
Приложение 1
Логопедическое обследование ребёнка с моторной алалией
(предлагаемая форма может использоваться как протокол обследования)