Обследования детей с нарушениями
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Психолого-педагогическое изучение ребенка проводится не только медико-педагогическими комиссиями, но и логопедом того учреждения, в которое направляется ребенок. Оно дополняется развернутым обследованием речи и анализом состояния речевой деятельности с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза (вторичное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, вторичная задержка речевого развития, обусловленная первичной задержкой психического развития, алалия — кинестетическая, кинетическая, парадигматическая, синтагматическая, первичная
задержка речевого развития — пара-алалия, дизартрия, ринолалия с элементами общего недоразвития).
С этой целью проверяется состояние всех сторон речи.
Условно можно выделить пять этапов обследования ребёнка с алалией:
1) ознакомительный;
2) диагностический;
3) аналитический;
4) прогностический;
5) информационный;
Задачи первого (ознакомительного) этапа – ознакомление учителя-дефектолога с анамнестическими данными, уточнение запроса родителей, выяснение предварительных денных об индивидуальных особенностях ребёнка. В рамках этапа изучается педагогическая и медицинская документация, сопровождающая ребёнка (характеристики, медицинская карта, выписки с заключением педиатра, окулиста, невропатолога и др., справки о результатах проведения аудиографии, энцефалографии и др.). В процессе знакомства с документацией определяются те вопросы, которые следует уточнить в личной беседе с родителями ребёнка, на основе косвенных данных, содержащихся в медицинских и педагогических документах, выстраивается тактика беседы. Собеседование с родителями направлено на получение информации о личности и характере ребёнка, о стиле общения в семье, уточнение анамнестических данных о ребёнке.
Диагностический этап представляет собой процедуру обследования речевых и психических функций ребёнка. Учителя-дефектолога будут интересовать зрительное и слуховое восприятие ребёнка; пространственный, конструктивный и динамический праксис; состояние общей и мелкой моторики; особенности внимания, памяти ребёнка; сформированность мыслительных процессов; строение и функционирование артикуляционного аппарата; состояние орального праксиса, дыхательной и голосовой функции; развитие импрессивной и экспрессивной речи ребёнка.
Следует упомянуть, что само обследование проводится с соблюдением таких принципов, как этоипатогенетический принцип, принцип системности, принцип развития, принцип учёта индивидуальности ребёнка и др.
Дидактическим материалом обследования должны служить игрушки и реальные объекты, картинки, вербальные инструкции и тексты. Важно, чтобы материал соответствовал возрасту ребёнка, уровню его речевого и интеллектуального развития, социальному опыту. Предпочтение отдаётся универсальному тестовому материалу, с помощью которого можно обследовать несколько функций, несколько классов или категорий речевых единиц (например, словарный и запас и грамматический строй речи).
Особые трудности в подборе стимульного материала и проведении обследования педагоги испытывают с детьми, словарный запас который ограничен использованием лепетных слов и звукоподражаний.
Одно из важнейших условий обследования – установление контакта с ребёнком, предотвращение таких проявлений, как речевой негативизм, замкнутость, некоммуникабельность, отсутствие стремления вступить в речевое общение, которые свойственны многим алаликам.
На основании полученных данных заполняется протокол обследования, зафиксированные результаты подлежат анализу для определения основных направлений коррекционной работы (см. приложение № 1).
Задача аналитического этапа – интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчётным документом учителя-дефектолога. Речевая карта отличается от протокола обследования его аналитичностью: если в протоколе фиксируются ответы детей и наблюдения за выполнения за выполнением заданий, то речевая карта содержит обобщённые выводы о состоянии той или иной речевой функции. Особо тщательно следует подходить к завершающему разделу речевой карты – логопедическому заключению. Смысл обследования состоит не только в констатации нарушения речи, сколько в поиске путей, позволяющих это нарушение преодолеть или компенсировать.
На прогностическом этапе на основе полученных и проаналированных результатов определяется прогноз дальнейшего развития ребёнка, выясняются основные направления коррекционной работы, решается вопрос об оптимальной реализации индивидуального образовательного маршрута для данного ребёнка с моторной алалией.
Задача информационного этапа состоит в том, чтобы ознакомить родителей с заключением, сделанным учителем-дефектологом, предполагаемыми направлениями коррекционной работы и её организационными формами и обсудить с ними все вышеназванные позиции. в процессе информирования родителей им сообщается вся информация, полученная при обследовании ребёнка, оговаривается и прогнозируется родительское участие в коррекционных мероприятиях. Беседа с родителями по результатам обследования не должна перенасыщаться непонятными им терминами, должна быть построена в корректной форме и содержать конструктивные решения, нацеливая родителей на сотрудничество.
С целью ограничения распространения информации о наличии у ребёнка некоторых заболеваний или состояний существует практика шифровки диагнозов в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10).
В дальнейшем обследование переходит в процесс ежедневного наблюдения и изучения ребёнка в ходе логопедической коррекции, отслеживания динамики выхода из моторной алалии.
Диагностика моторной алалии осложняется тем, что данная патология имеет сходство с некоторыми другими речевыми и неречевыми расстройствами: тугоухостью, сенсорной алалией, анартрией, задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом и т. д.
Сложность отчленения алалии от сходных состояний обусловлена тем, что многие дети с моторной алалией вследствие нарушений языковой системы имеют в активном словаре лишь лепетные или аморфные слова-корни, обнаруживают речевой негативизм, а некоторые симптомы моторной алалии по форме почти идентичны симптомам других расстройств. Трудности усугубляются и тем обстоятельством, что алалия часто проявляется в структуре различных нервно-психический аномалий (детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция, синдром двигательной расторможенности и др.) и вместе с тем сосуществует с другими речевыми нарушениями (преимущественно с дизартрией и ринолалией); эти расстройства накладывают свой отпечаток на алалию, маскируя её истинные проявления (см. приложение № 2).