Основные типы научных исследований: фундаментальные, прикладные, разработки.
Фундаментальныеисследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, человека и общества. Они обязательно включают глубоко прорабатываемую теоретическую часть и их часто называют теоретическими исследованиями. Например, изучение фотосинтеза, учение о лесе, типы леса и др. Фундаментальные исследования могут иметь целенаправленный характер (например, генетика, экология) и выполняются несколькими научными учреждениями или школой известного ученого.
Фундаментальные исследования в РФ разрабатываются преимущественно в институтах Российской академии наук (РАН) и университетах.
Прикладные научные исследования направлены преимущественно на достижение практических целей и решение конкретных текущих задач. Наиболее эффективные разработки стараются быстрее внедрить в производство. Иногда говорят, что фундаментальные исследования работают на будущее, а прикладные – на настоящее. Примером прикладных научных разработок могут служить исследования по рубкам главного и промежуточного пользования, выращивание посадочного материала и др. По сравнению с теоретическими (фундаментальными) прикладные исследования в большинстве случаев относятся к краткосрочным (в лесном хозяйстве выполняются в 1-2, иногда в 3 года).
Поисковые исследования некоторые считают разновидностью прикладных. Они обычно связаны с поиском перспективных направлений в большой научной теме и отысканием более быстрых решений некоторых важных задач.
Разработки представляют исследования по внедрению в практику чаще всего прикладного характера, т.е. это своего рода доработка будущего промышленного образца. Примером разработки может быть приспособление, доработка какого-либо механизма при его переустановке с одного агрегата на другой.
Соотношение между объектом исследования и его предметом. Требования к гипотезе и формулированию защищаемых положений.
Необходимо различать весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, то есть – объект, а с другой – то, относительно чего он обязуется получить новое знание – предмет его научной работы.Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим ученым. Так, в объекте, каким является умственное воспитание учащихся в процессе обучения, выделяется предмет: исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся.
Требования к гипотезе:
1. Гипотеза должна относиться к тому, что рассматривается в данной работе, то есть к объекту исследования
2. Самым существенным признаком научной гипотезы является нестандартность или не очевидность
3. В гипотезе должны отражаться устойчивые и необходимые связи, присущие изучаемым явлениям
4. Гипотеза должна содержать целевые установки на обнаружение нового в объекте исследования
5. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой
6. Гипотеза должна относиться к тому, что рассматривается в данной работе, то есть к объекту исследования
Требования к формулированию защищаемых положений:
1. Оригинальность, новизна в изложенных положениях наиболее существенных результатов исследования
2. Реальная эффективность и продуктивность, которую следует доказать в ходе защиты
3. Не совсем очевидный характер представленных положений
4. Системное обоснование их своеобразия
5. Подтверждение значимости и результативности исследования
Принципиальное отличие между описанием новизны результатов проведенного исследования и определением его значения для науки.
Характеризуя новизну результатов, исследователь остается в рамках поставленных им задач и показывает, какое новое знание онполучил, решая их.
Теоретическое значение полученного нового знания выявляется по отношению к другимсферам познания, к научной работе,которая еще предстоит в будущем.
В разделе «новизна» должно говориться о том, какой научный «кирпичек» создан исследователем, а в разделе «теоретическая значимость» - в какую часть «здания» науки он кладётся.