Систематизация и анализ научной и учебной информации.
39. Методика чтения научной литературы.
Изучение любой научной книги начинается с первоначального знакомства с ней. Такое знакомство осуществляется в два этапа. Первый этап - это беглый просмотр научной книги с целью создания самого общего впечатления о ней (ознакомительное чтение), и второй этап — более обстоятельный просмотр для уяснения основного ее содержания (просмотровое чтение).
Существенную помощь в первоначальном ознакомлении с содержанием научной книги могут оказать некоторые элементы ее справочно-сопроводительного аппарата, предваряющие основной текст, Этоприкнижная аннотация, предисловие и вступительная статья.
В прикнижной аннотации приводятся краткие сведения о содержании и читательском назначении, раскрывается основная идея, показывается научное и практическое значение издания. Из аннотации можно уточнить его основную тему, задачи, поставленные автором, и метод, которым он пользовался, а также принадлежность к определенной научной школе (или научному направлению), общую структуру книги и т.п.
Предисловие к научной книге может даваться в различных вариантах(собственно предисловие, «от автора», «от редактора», «от переводчика», «от редакции» и т.п.). В предисловии чаще всего объясняются мотивы написания книги, особенности ее содержания и построения, степень полноты освещения тех или иных проблем, указывается круг потенциальных читателей, а также лиц, принимавших участие в создании и рецензировании издания.
Вступительная статья (одна из разновидностей предисловия) обычно предваряет труды крупного ученого или научного коллектива, отдельныепроизведенияилисобраниясочиненийклассиковнауки.Вовступительнойстатьедается оценка работ, входящих в состав данного издания, характеризуется мировоззрение ученого, система его научных и общественных взглядов, перечисляются наиболее крупные труды и т.п. При знакомстве с научной книгой особенно внимательно нужно читать ее введение,которое не принадлежит к научно-справочному аппарату такой книги,аявляетсявступительнымразделомкееосновномутексту.
Во введении к большинству научно-теоретических работ дается общая характеристика предмета исследования и краткая история его разработки в научной литературе (т.е. историографическая справка), обосновываетсяактуальностьтемыисообщаетсяобисточникахфактическогоматериала,атакжеформулируются цель и задачи описанного исследования. Эти сведения даютвозможностьполучитьпервоначальноевпечатлениеосодержаниинаучнойкнигисточкизрениясуществапредмета,окоторомвнейидетречь.На первом этапе работы с научной литературой целесообразно также осуществить разметку исходных источников информации.
Разметка - система условных обозначений (пометок, закладок и пр.) для предварительной рубрикации исходного материала. Различают несколько методов разметки исходного материала.
Закладочныйметолоснованнаприменениисистемызакладок,снабженныхврядеслучаевкраткимипояснительнымизаписями.Система закладок подразумевает рациональное, однообразное использование закладок различного вида. Закладки могут отличаться друг от Друга по ширине, цвету бумаги, из которой они вырезаны, порядковым номером, объединяющим закладки, указывающие на фрагменты содержания, объединенные одной темой. Каждый вид закладок используется по-разному. Например, широкие закладки почти всегда снабжаются пояснительными надписями, цветные- указывают напринадлежностьфрагментасодержанияисходногоисточникаинформацииктойили иной части содержания письменной работы, нумерованные – на последовательность изучения фрагментов. Целесообразно снабжать закладки краткими надписями, указывая на них номер страницы источника, ключевое слово для быстрого поиска нужного фрагмента источника, краткие замечания, определяющие суть предстоящей работы сданным фрагментом.
Пометочный метод предполагает осуществление разметки с помощью системы графических условных обозначений. Применение средств предварительной разметки текста(пометок и закладок),в сочетании с дополнительными записями, значительно повышают эффективность последующей работы над текстом. На втором этапе изучения научной литературы очень полезно развивать свою память. Для лучшего запоминания разработано много различных приемов и способов. Первое условие хорошего запоминания - это сосредоточение внимания на объекте. Если внимание сконцентрировано на характерных особенностях объекта, то их запоминание происходит почти в 10раз быстрее и надежнее, чем при рассеянном внимании. Конечно, нет необходимости держать в памяти повседневно всю ту массу информации, с которой исследователю приходится иметь дело. Многое из такой полезной информации можно сохранить, не перегружая свою память, если собранную научную информацию своевременнорегистрировать.Формытакойрегистрацииразличны.Этомогутбыть:записи самого различного характера, в том числе выписки из протоколовопытов,заседанийкафедры,лабораторныхжурналов;регистрация новой информации на специальных бланках, анкетах,магнитныхносителях,Flash-картах;регистрациянаучнойинформацииметодамифотографии;графики,рисунки,схемы;расчеты,выполненныеспомощьюкомпьютера;выпискиизанализируемыхдокументовилитературныхисточников(статей,книг,авторефератов,диссертацийидр.).Записи ценных мыслей, пришедших как бы неожиданно, рекомендуется делать, не откладывая. Иначе, как это часто бывает, мысли эти забываются, и воспроизвести их потом трудно. Весьма полезно всегда иметь «под рукой» бумагу и карандаш. Еще на ранней стадии организации научного исследования представляется необходимым выбрать наиболее приемлемую систему хранения первичнойдокументации.Этопоможетсберечьвдальнейшеммноговременииоблегчитьиспользованиесобранныхматериалов.
40. Виды чтения специальной литературы.
В зависимости от задач, которые стоят перед вами, книга может читаться по разному. Такие виды чтения, как беглый просмотр текста его проработка находится на крайних полюсах. Промежуточные варианты- многочисленны.Наиболее полная классификация видов чтения представлена ниже:
1) Ориентировочное чтение – связано с единственной задачей: обнаружить, есть ли в тексте информация, представляющая интерес для читателя. Если вывод отрицательный, чтение прекращается.
2) Поисковое- направлено на обнаружение в тесте определенных данных. При этом должно быть заранее известно, что такие данные содержаться в тексте.
3) Обзорное чтение – наделено на выделение идеи текста. Результатом обзорного чтения может явиться составление реферата текста.
4) Реферативное чтение- просмотр источника, направленный на составление общей логико-смысловой схема текстаи, выделение ключевых слов, понятий и т.д.
5) Конспективное чтение-направлено на восприятие логико-фактлогической цепочки текста, на понимание замысла автора и общую оценку позиции автора.
6) Критическое чтение- предусматривает целенаправленное сопоставление собственных мыслей содержащимися в тексте. Это сложный анализ, позволяющий проникнуть в глубинную структуру текста и всесторонее оценить позиции автора
7) Углубленное чтение – характеризуется особым акцентом на неявной информации, всестороннем понимании текста.
Итак , вы видите, что книгу можно читать разными способами в зависимости от цели, которая стоит перед вами. Поэтому очень важно четко понимать, для чего вам нужна эта информация, эта книга.
Регулярное чтение может естественно развить умение пользоваться всеми перечисленными видами чтения и ускорить процедуру чтения.
Ознакомительное чтение
представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение
предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Просмотровое чтение
предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
Поисковое чтение
ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам (5,266).
В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
41. Формы регистрации научной информации.
42. Виды научно-исследовательских студенческих работ.
1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами.
К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, рефераты, доклады, а так же дипломную работу, выполняемую на пятом курсе.
Доклад - развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т.е. в присутствии слушателей, зрителей.
Реферат - краткое изложение в письменной форме определенного научного материала.
Проект - самостоятельно планируемая и реализуемая студентами работа.
Курсовое проектирование (работа) - организационная форма обучения, применяется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины (дисциплин) и профессиональных модулей.
Дипломное проектирование (работа) - организационная форма обучения, применяемая на завершающем этапе учебного процесса;
Исследовательская работа - вид творческой деятельности студента, направленный на получение новых знаний.
Основными формами научно-исследовательской деятельности студентов является работа под руководством преподавателя (научного руководителя) во временных творческих группах и как итог этой работы участие в научно - практических конференциях различного уровня.
Реферат – один из начальных видов представления результатов научной работы в письменной форме (рис. 7.2). Основное назначение этого вида научного произведения – показать эрудицию начинающего ученого, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию. Рефераты подобного рода, как правило, не публикуются.
Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: обзорный (обзор литературы по данной теме), методический, информационный, библиографический, полемический и др.
Доклад – это запись устного сообщения на определенную тему. Он предназначен для прочтения на семинарском занятии, научной конференции и др. Нередко студенческие доклады являются зачетными работами. Выступление с докладом (сообщением) на научной конференции может быть зачтено вместо курсовой работы по соответствующей дисциплине.
Если текст доклада должен быть сдан преподавателю, то он оформляется так же, как и текст реферата. В тех случаях, когда сдавать текст не требуется, достаточно его подготовить для себя без соответствующего оформления.
При подготовке доклада необходимо учесть время, отводимое на выступление. Поэтому написанный доклад следует, не торопясь, прочесть вслух. Если вы не уложились в установленное время, то придется доклад сократить, избавляясь от второстепенных положений и оставляя только самое главное, в первую очередь, выводы.
Текст доклада может быть написан полностью либо в виде тезисов. В последнем случае в логической последовательности записываются только основные мысли.
Студенческие доклады, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В первой части обосновываются актуальность, теоретическая и практическая ценность темы, во второй излагаются основные научные положения, в третьей – выводы и предложения.
43. Магистерская диссертация.
Магистерская диссертация является выпускной квалификационной самостоятельно выполненной научно-прикладной работой по актуальной теме в области информационных технологий.
Основная цель магистерской диссертации заключается в проведении самостоятельного научного исследования и разработки решений актуальной проблемы в области информационных технологий с использованием современных методов и средств, а также в обобщении результатов работы и разработке обоснованных рекомендаций и предложений по их практическому использованию.
Магистерская диссертация должна демонстрировать получение магистром углубленных теоретических и практических профессиональных знаний и умений, приобретение необходимых личностных качеств для самореализации в таких видах деятельности, как научно-исследовательская, проектная и производственно-технологическая, организационно-управленческая, а также инновационная деятельность.
Требования к содержанию магистерской диссертации
Магистерская диссертация представляет собой пояснительную записку, включающую следующую последовательность составных частей диссертации в заданном порядке:
• Титульный лист
• Содержание
• Аннотация
• Введение
• Постановка задачи
• 1. Обзор известных методов и средств решения проблемы
• 2. Исследование и построение решения
• 3. Описание практической части
• Заключение
• Список цитируемой литературы
• Приложение(я) (*)
(*) Примечание. В приведенном выше списке составных частей магистерской диссертации единственной необязательной составляющей является приложение.
При всём многообразии подходов к выполнению магистерского исследования в общем виде она реализуется следующей последовательностью:
• составление рабочего плана подготовки магистерской диссертации;
• обоснование актуальности, определение теоретического и практического значения темы исследования, выдвижение гипотезы исследования;
• формулировка целей и задач исследования, объекта и предмета исследования;
• конкретизация методов и методик исследования;
• изучение и анализ теоретических основ исследования;
• сбор и изучение практической информации;
• подтверждение гипотезы расчетным путём с обработкой научно-практической информации;
• формулировка чётких выводов по работе;
• оформление диссертации;
• оформление автореферата диссертации.