Научный доклад, его назначение и структура. Тезисы доклада.
Доклад — один из видов устного выступления, содержащее публичное развёрнутое, глубокое изложение определённой темы. К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые учащимися высших и средних учебных заведений по заданию преподавателя.
Научный доклад готовится научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др. Тезисы доклада, представленного на конференции, в обязательном порядке публикуются в сборнике тезисов докладов этой конференции. Кроме этого, возможна публикация статьи, написанной автором по материалам сделанного доклада, в сборнике трудов конференции
Структура доклада, как правило, индивидуальна и зависит от особенностей научной работы и темы доклада, однако традиционно включает в себя три части. Вступление. Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и др. Основная часть. Излагается основной материал в форме связного, последовательного, доказательного повествования, лишённого ненужных отступлений и повторений. Заключение. Подводятся итоги, формулируются выводы, подчёркивается значение рассмотренной проблемы и др
Требования к докладу. Подготовка доклада требует серьёзной исследовательской работы, которая должна включать в себя следующие этапы. Изучение наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (например, книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада (в случае учебного доклада перечень, как правило, определяется преподавателем). Анализ изученного материала с выделением наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений и научных положений. Обобщение изученного материала и логическое построение материала доклада в форме развёрнутого плана. Написание текста доклада в соответствии с требованиями научного стиля.
Тезис – это доказываемое положение или утверждение. Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.
Основная цель написания любых тезисов – обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.
Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1–2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить обо всей работе целиком, и принимать решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объеме.
Классификация тезисов научных работ
Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:
1. Написанные тезисы по уже имеющемуся материалу (большой статье или докладу).
2. Написанные тезисы до того, как составлен доклад.
Можно выделить 3 основных типа тезисов:
• К постановке проблемы;
• Результаты исследования;
• Новая методика работы.
Некоторые общие требование к написанию тезисов
• Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.
• Каждое утверждение должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой.
• Не «переписывайте» Internet и учёные статьи.
• Не пишите доклады, рефераты, теоретические записки.
• Не стремитесь рассмотреть в тезисах решение проблемы, тезисы – это аналитический труд по выбранной те-ме.
• Соблюдайте научный стиль, меньше эмоций – выше результативность.
• Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.
46. Научная статья, ее структура и содержание. Теоретические и эмпирические статьи.
Теоретические научные статьи содержат в себе результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Главенствующее значение имеют логические законы и правила.
Научные же статьи эмпирического характера хоть и используют ряд теоретических методов, но больше опи-раются на методы измерения, наблюдения, эксперимента и т.п. В заголовках этих статей часто употребляются слова «методика», «оценка», «определение».
Научная статья имеет четкую структуру и, как правило, состоит из следующих частей.
1 Название (заголовок).
2 Аннотация.
3 Ключевые слова.
4 Введение.
5 Обзор литературы.
6 Основная часть (методология, результаты).
7 Выводы и дальнейшие перспективы исследования.
8 Список литературы.
47. Методические рекомендации по разработке рефератов, докладов и статей.
Реферат– письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников. Реферат предполагает осмысленное изложение информации, наиболее важных и главных аспектов (с точки зрения автора) темы, которые были выделены в результате изучения литературы и других источников информации. Это самостоятельная научно- исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, делает выводы, обобщения. Чтобы выразить свое собственное мнение по определённой проблеме, студенту требуется, во-первых, хорошо знать исходный материал, а во-вторых, быть готовым грамотно передать его содержание в письменной форме, про-анализировав информацию сделать логичные выводы Реферат является одной из форм отчётности по изучению дисциплины, он позволяет структурировать знания студентов. Цель работы над рефератом- обретение студентом навыков библиографического поиска необходимой литературы, умения самостоятельно собирать данные, анализировать их, формулировать выводы.
Написание текста реферата.
Титульный лист заполняется по единой форме
Содержание включает названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
Введение. В этой части реферата обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате. Объём введения не должен превышать двух страниц.
Основная часть реферата может быть представлена одним или несколькими разделами, которые могут включать 2-3 подраздела. Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения в используемых источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением связи между ними и последовательности перехода от одного к другому. Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию раздела (подраздела). Материал в реферате рекомендуется излагать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т. е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений и аббревиатуры. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом. Заключение. В этой части обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с учётом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме, рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора реферата.
Заключение по объёму не должно превышать 1-2 страниц. Приложения могут включать графики, таблицы, диаграммы, расчёты. Они обязательно должны иметь внутреннюю (собственную) нумерацию и название.
Список использованных источников. Здесь указывается использованная для написания реферата литература, периодические издания и электронные источники информации. Список составляется согласно правилам библиографического описания [5, с. 8]. Объём реферата составляет 15-30 страниц машинописного текста (в зависимости от требований преподавателя).
ДОКЛАД
Доклад – один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Доклад – это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 5-15 минут.
Цели доклада:
1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интел-лектуальный продукт).
2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь, желательно используя технику визуализации информации.
План и содержание доклада
Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.
В первой фазе доклада рекомендуется использовать:
- риторические вопросы;
- актуальные местные события;
- личные происшествия;
- цитаты, пословицы;
- возбуждение воображения;
- оптический или акустический эффект;
- неожиданное для слушателей начало доклада
Как правило, используется один из перечисленных приёмов.
Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна .
Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Для второй фазы доклада (убеждения) следует использовать: сообщение о себе кто? обоснование необходимости доклада почему? доказательство кто? когда? где? сколько? пример берём пример с … сравнение это так же, как… проблемы что мешает?
Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы: - обобщение; - прогноз; - цитата; - пожелания; - объявление о продолжении дискуссии; - просьба о предложениях по улучшению; - благодарность за внимание.
Статья — это произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или сборника как составная часть его основного текста.
Критерии написания научной статьи по содержанию:
-актуальность – это острота поднятой проблемы и значимость ее решения не только в настоящем, но и в будущем;
-новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками);
-убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций);
- научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания);
- методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации).
48. Этика научно-исследовательской работы студента.
Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.
Планирование. Процесс планирования научного труда основывается на следующих принципах:
1. Необходимо рассчитать работу по времени, поэтапно, с учетом затрат времени на решение технических вопросов: заказ и получение книг в библиотеке.
2. Рассчитать работу по времени в целом.
3. Предусмотреть запас времени.
4. Составить детальный план работы (календарный), лучше письменно.
5. Вести картотеки (электронные, фактографические, адресные и др.) и записи исследований, фиксировать ход работы.
49. Структура учебно-научной работы, ее основные композиционные элементы.
Структура научного произведения:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части.
5. Заключение.
6. Список используемых источников.
7. Приложения.
8. Вспомогательные указатели.
Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. Поэтому введение должно начинаться именно с обоснования актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным: достаточно 1–2 страниц машинописного текста.
Композиция научной работы – это последовательность расположения основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата.
Стандарта по выбору композиции научной работы не существует. Каждый автор избирает любой строй и поря-док организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла.