Уровни научного исследования.
В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.
Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются и обобщаются. При этом постигается их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема- это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.
Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они возниклина базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, нестандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути решения проблемы неизвестны.
Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.
Гипотезаесть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям; 1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения илиэксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);3) совместимости с существующим научным знанием;4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Теория- это логически организованное знание, концептуальная система знаний,которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.
Классификация методов.
Классификации методов по характеру познавательной деятельности учащихся и учеников:
1. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
2. Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от наглядного пособия и технических средств.
3. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Классификация методов обучения по характеру доминирующего над другими типа деятельности:
Метод – это последовательность действий, предпринимаемых учителем и учеником в процессе обучения. Итак, используя данную классификацию можно выделить две группы методов, кардинально различающихся между собой.
1. Репродуктивная, при которой ученик усваивает готовые знания и воспроизводит известные ему способы деятельности.
2. Продуктивная, отличающая тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой работы.
Классификация методов обучения по компонентам деятельности.
Метод обучения – это систематически функционирующая система, структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления изменений в личности учащегося.
Существуют четыре группы методов обучения:
1) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера;
2) методы самостоятельного овладения знаниями, основанные на творческой, познавательной активности в ходе решения проблем;
3) методы, называемые также экспонирующими, с акцентом на эмоционально-художественную активность;
4) практические методы, характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности.
Методы самостоятельного овладения знаниями. К этой группе относятся следующие методы:
1) метод случайностей (рассмотрения нескольких любых случаев);
2) ситуативный метод;
3) дидактические игры.
Методы экспонирующие. Человек не только познает действительность, но и переживает ее эмоционально, а также оценивает. К этой группе относятся:
1) импрессивные методы (впечатление, переживание, чувство);
2) экспрессивные методы (выражение себя самого в чем-либо);
3) практические методы (человек сам формирует свое восприятие и поведение;
4) учебные методы (решение каких-либо творческих задач).