Паралингвистические признаки

К паралингвистическим компонентам речи относятся:

· Это интонация и другие характеристики в которых отражается отношение человека к тому, что он говорит, его эмоциональное состояние в данный момент.

· Телесные движения, сопровождающие речевое высказывание: жесты, мимика, пантомимика, а также особенности почерка человека.

· Речь людей разных культур различается даже у тех, кто говорит на одном и том же языке (от принадлежности разным социальным группам, социального происхождения и социальной принадлежности человека).

Восприятие речи: это сложный процесс, основанный на анализе и синтезе ее материальной (звуковой и графической) основе.

Понимание речи - это процесс, связанный с переработкой ее смыслового содержания.

Особое значение для понимания имеет: интонация, тон, тембр речи, тембр голоса.

Психолингвистические особенности речи открывают широкие возможности для ее использования при определении уровня:

· интеллектуального (познавательного)

· личностного развития человека

Виды вербальных коммуникаций - классификации письменной речи, разделение их на отдельные виды исходя из предмета обсуждений или форм речевой активности, используемых в человеческом обществе:

1. Разговор - словесный обмен мнениями, сведениями, осуществляемый в свободном порядке. Характерные особенности: наличие двух или более участников. Непринужденная обстановка. Неформальная процедура проведения.

2. Спор – процесс обмена противоположными мнениями с целью доказать свою правоту или повлиять на мнение собеседника. Характерные особенности: наличие противоречий в точках зрения спорящих. Желание спорящих переубедить собеседника.

3. Диспут (вариант спора) - публичный спор на научную или общественно-значимую тему. Характерные особенности: формализованный характер, публичность.

4. Дискуссия (вариант спора) – обмен мнениями по определенным вопросам в соответствии с более или менее формальными правилами, в процессе которого происходит сопоставление разных точек зрения. Характерные особенности: отсутствие единой точки зрения на определенную проблему у всех присутствующих. Участие большинства присутствующих в обсуждении проблемы и обмена мнениями. Благожелательная обстановка.

5. Полемика (вариант спора) – спор, при котором имеется явная конфронтация, противостояние идей, борьба принципиально противоположных точек зрения. Характерные особенности: в отличие от диспута и дискуссии, предназначенных для извлечения позитивных зерен из разных выступлений и для объединения мнений, полемика направлена на победу над противником.

6. Симпозиум (вариант спора) - ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну тему. Характерные особенности: чаще применяется в науке. Ограничение времени выступления каждого участника и количества выступающих.

Психосемантика

Психосемантика (от греч. – обозначающий) - это раздел психологии, изучающий развитие и функционирование системы значений индивида. Это направление психологии исходит из современных представлений о тесной взаимосвязи сознания человека и языка, на котором он говорит. Люди не отдают себе отчета о том, какие признаки понятий являются наиболее существенными. Эти признаки понятий являются измерениями, задающими в нашем сознании семантическое пространство.

Этот подход направлен на изучение личности, обладающей развитой, семантически организованной картиной мира, способностью к рефлексии и регулирующей свое поведение на основе речевых процессов.

Задача психосемантики – реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя, а также изучение ее генезиса, строения и функционирования ( определение скрытых критерий людей, по которым они отличаются друг от друга).

Основные проблемы психосемантики: это исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных факторов.

Основной метод психосемантики - является построение субъективных семантических пространств.

Развитие речи

Развитие речи ребенка идет в плане овладения:

· Фонетикой

· Лексикой

· Грамматикой

· Функциональные возможности

Физиологические механизмы речи являются предметами ее специальных исследований (Лурия «речь и мышление»). В основе физиологических механизмов речи лежит образование сложно системы временных нервных связей.

Этапы овладения фонетикой и грамматикой

1. Доречевой этап – возраст от 2 до 11 месяцев, который длится:

· Гуление – до 5 месяцев

· Лепет – с 5 месяцев

· 6 – 7 месяцев – появляются псевдослова, лишенные смысла

· 8 месяцев – слова приобретают предметную отнесенность

2. Этап первичного освоение языка – от 11 месяцев до 1года и 7месяцев:

· 1 год – начало бурного роста активного запаса слов

· С 1 года и 3 месяцев – 1 года 6 месяцев - происходит переход от однословных высказываний к двухсловным

3. Этап овладения грамматической структурой языка – возраст от 1 года 7 месяцев до 3 лет:

· Около 2 лет – овладение грамматическими формами – начало вычленения морфем

· Около 3 лет и далее – рост словаря и увеличение количества использования грамматических форм.

Наши рекомендации